Водокольцевые вакуумные насосы (ВВН) используются на складах ГСМ для выполнения вспомогательных операций – заполнению сифонов, зачистке вагонов-цистерн, барж.
Марки насосов и их технические данные:
Технические параметры | ВВН-3 | ВВН-12 | ВВН1-0,75 |
Диаметр патрубков, мм - всасывающего - напорного | 65 65 | 125 125 | 40 40 |
Достигаемый вакуум, % от Ратм | 90 | 90 | 90 |
Подача по воздуху, м3/мин | 3 | 12 | 0,75 |
Частота вращений, об/мин | 1450 | 960 | 1450 |
Мощность двигателя, кВт | 7,5 | 22 | 2,2 |
Масса насоса, кг | 130 | 475 | До 50 |
Величина эксцентриситета, мм | 13,5 | 20 | 8 |
Утечки через сальник, см3/ч | Менее 100 | ||
Расход охлаждающей жидкости, л/с | 0,5 | 0,75 | Менее 0,05 |
Насосы имеют общую базовую конструкцию и отличаются в основном габаритами, рабочими параметрами.
Корпус насоса цилиндрический, с двух сторон закрытый лобовинами, в каждой лобовине –патрубки (ВВН-3 по одному в каждой лобовине, ВВН-12 по два) всасывающий и напорный, к ним крепятся подводящие трубопроводы. В торцевой стенке лобовин имеются отверстия для входа и выхода воздуха или жидкости. К лобовинам крепятся корпуса подшипников. Вал наосов вращается в двух подшипниковых опорах. Подшипниккин6а валу фиксируются гайками. Вал насоса расположен эксцентрично относительно корпуса, на нем на шпонках установлено колесо. Зазор между ступицей колеса и лобовинами регулируется изменением толщины прокладок 0,3-0,5 мм между корпусом и лобовинами. Рабочее колесо имеет прямые радиальные лопатки. Уплотнение вала в месте выхода его из лобовин осуществляется сальниковым уплотнением сальникового типа. Вал насоса соединен с валом электродвигателя втулочно-кольцевой муфтой.
|
|
Корпус насоса частично заполняется водой. При вращении ротора она отбрасывается лопастями к периферии и образует замкнутое кольцо.
Ступица колеса касается внутренней поверхности вращения водяного кольца, при этом между ротором и водяным кольцом образуется серповидное воздушное пространство, разделенное лопастями на отсеки, при вращении ротора пространство между лопатками, начиная от точки касания, увеличивается сверху вниз, а далее уменьшается. Воздух засасывается из всасывающего отверстия и нагнетается в нагнетательное кольцо. Вода создает то разряжение, то давление.
Объемный КПД насоса 0,7. Полный КПД невелик: 0,25-0,3. Работают наосы весьма непродолжительное время (только при заливке центробежных насосов), поэтому сравнительно невысокий КПД, и не имеет существенного знаечния.
Техническое обслуживание вакуумных насосов:
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | Технология выполнения работ | |
Осмотр, проверка состояния Замена смазки в подшипниках | + | Один раз в полгода | Осмотрите, при необходимости очистите. Проверьте визуально герметичность, наличие смазки в подшипниках сальниковой набивки. Исправность работы насоса контролируйте на слух. Появление характерного потрескивания свидетельствует о работе на предельном вакууме, при этом расход мощности не возрастает. Треск, сопровождаемый повышением расхода мощности, указывает на наличие дефектов в насосе. Проверьте на ощупь температуру подшипников, которая не должна превышать 60 С. Удалите отработанную смазку из подшипников путем их промывки, введите свежую смазку. |
|
|
Ручные насосы используются на складе ГСМ для выполнения вспомогательных операций: удаление остатка нефтепродукта из резервуаров пред зачисткой, перекачки ГСМ в мелкую тару и тд. Они могут быть однопоршневыми, двухпоршневыми и крыльчатыми.
Однопоршневой ручной насос РН состоит из корпуса, отлитого заодно с клапанной коробкой. Корпус сверху и боку закрыт крышками. Внутри корпуса в цилиндре установлен поршень с поршневыми кольцами. Поршень соединен серьгой с рычагом, жестко соединённым с валом, который выходит из корпуса и на который монтируется рукоятка привода насоса.
В этот момент в цилиндре создается разряжение, под действием которого открывается впускные клапаны и в цилиндр поступает рабочая жидкость. При движении рукоятки вправо, вал поворачивается по часовой стрелке, рычаг, через серьгу и поршневой палец перемещает поршень влево и жидкость из цилиндра вытесняется через выпускные клапаны в напорный патрубок, затем цикл повторяется. Две пары напорных и всасывающих позволяют использовать более эффективно весь объем цилиндра, ход поршня как в левую, так и в правую сторону.
Двухпоршневой ручной насос – насос двойного действия со сдвоенным поршнем и его работа заключается в следующем: поворачивая валик и кривошип против часовой стрелки с помощью ролика, шток передвинет поршень вправо и в цилиндре с левой стороны поршня создается разряжение, под действием которого жидкость поступает во всасывающую полость клапанной коробки, затем поднимает левый всасывающий клапан и заполняет левую полость цилиндра, а в это время с правой стороны открывается правый нагнетательный клапан и жидкость выталкивается в напорный патрубок.
Насос двухпоршеневого действия состоит из корпуса 1, в котором расположена бронзовая клыльчатка, сидящая на стальном валике, всасывающая клапанная коробка 5 имеет всасывающие клапаны 6, нагнетательные клапаны 2 размещены на крыльчатке. Насос приводится в действие при помощи рукоятки, насаженной на конец валика кральчатки. При вращении вала по часовой стрелке, вместе с ней будет вращаться и крыльчатка. В камере «А» создается разряжение и жидкость будет поступать нее через клапан 6. Жидкость находится в полости «Б», вытесняется через клапан 2 в верхнюю полость и далее в напорный патрубок. При обратном ходе рукоятки произойдёт обратная картина.
В насосое четырехкратного длействия наорные клапаны раположены в напорной клапанной коробке. Такие насосы имеют два перекрещивающихся перепускных клапан, не соединенных друг с другом и служащих для соединения между собой двухпротивоположных рабочих камер 1 и 3, 2 и 4.