Возникновение театра. Театр в Древней Греции и Древнем Риме

Театральное искусство возникло в Древней Греции и Риме. Разнообразные зрелища существовали с глубокой древности по причине ряда обстоятельств: 1. Потребность в отдыхе 2).Познание себя и мира 3).Манипуляция общественным сознанием. Драматическое действо – это художественное отражение реальной действительности. Основа театрального действия – это взаимодействие характеров, попытка привлечь зрителя к участию в замысле. Еще в первобытный период были предпосылки формирования театрального действа. Это обряды, сопровождающиеся заклинаниями, пением, танцами, игрой на инструментах. В ритуалы включали и различные инсценировки, напрямую связанные с жизнью племен. Важная роль отводилась атрибутам шамана, которые тоже создавали звуковые эффекты, усиливая воздействие на зрителей. Праздники с элементами театрализации устраивались в честь богов, которые отождествлялись с силами природы. Это первые представления театрального характера.  

Первобытные представления совершались жрецами, которые были наделены магической силой и могли просить милости у богов: удачной охоты, дождя во время засухи. Жрецы «вступали в контакт» с божествами во время совершения обряда или ритуала. Так создавалось ощущение избранности. Появилось понимание своего рода «профессионализации» элементов театрального представления. Таким образом, первыми «профессионалами» архаичных театрализованных форм были жрецы и шаманы. Позже их сменили певцы, танцоры. Они прославляли древних египетских, греческих, римских, славянских богов: Осириса, Диониса, Сатурна, Коляду. Жрецы и шаманы, осознав воздействие обрядов и ритуалов на общество, шлифовали свое мастерство, завоевывали авторитет.

Начинают формироваться функции театра: социальная, религиозная, идеологическая, развлекательная. Возникает потребность в иных видах искусства (наскальная живопись, мелкая скульптура, костюмы участвующих в обряде), которые помогали создавать эффект массового переживания. Театр – мощное средство манипуляции общественным сознанием. Развлекательная функция театра отвлекает от насущных проблем. Достаточно вспомнить лозунг римской черни эпохи императорской власти: «Хлеба и зрелищ». Театр широко использовался властными структурами для достижения своих целей. К тому же театр приносил доход. В Риме продавались билеты, сделанные из кости. Была завершена постройка театра Марцелла (13 год до н.э.), который был очень удобен для зрителей. Публика реагировала бурно, выражая одобрение или негодование криками. За плохую актерскую игру могли и покалечить. Тесное взаимодействие театра и ритуала можно наблюдать в театральных системах древности. Многочисленные культы давали повод для размышления в представлениях. В них демонстрировалась жестокая судьба героя, который не подчинялся законам природы или пошел против них. Все природные стихии были населены духами и божествами, которые в той или иной степени присутствовали в театральных зрелищах. Самые ранние попытки создания профессионального спектакля осуществлялись на религиозной почве и выросли до литургических драм, трагедий, комедий, фарсов, мистерий. В античности развивались театры со своими традициями, новаторскими идеями, техникой для сцены.

Древнегреческий театр.

Эллины считали, что искусство облагораживало, возвеличивало и очищало человеческую душу. Создание профессионального театра стало важным шагом греческой культуры: театр –   «трибуна» для новых мыслей, насущных проблем. Греческие авторы создавали свои произведения на злободневные темы. Наивысшего расцвета театр достигает в произведениях драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида. Истоки греческого театра восходят к культу бога Диониса. Дионис – бог виноделия, искусства. Обычно появляется в сопровождении сатиров и силена. Сатир – козлоногий лесной демон плодородия. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами. Силен – воспитатель Диониса. Это старый сатир, обыкновенно пьяный, лысый. Все тело Силена покрыто шерстью Праздник в честь Диониса был широко распространен сначала в Афинах, а потом стал популярным на всей территории Греции. Начало праздника – торжественный вынос статуи Диониса из храма и массовое шествие в рощу Академа. Во время процессии все распевали дифирамбы (хвалебные песни) — театральные игры строились на принципе состязательности. Был один запевала, затем песню подхватывал хор ряженых. Песни отражали жизненный путь Диониса. Роль Диониса исполнял красивый мужчина, он иногда вступал в диалог с хором. Действо из-за костюмов и дифирамбов стали называть трагедией («песнь козлов»). В 5 веке. до н.э. к хору добавляются актеры, ведущие диалог, — так появилась драма. В шествие входили акробаты, мимы, жонглеры, клоуны. Они образовали другую ветвь театра, отсюда пошла комедия («песнь бражников»). Для представлений использовали территорию афинского Акрополя. Организация театрального представления была обязанностью богатых граждан полиса. Площадка для выступления представляла собой круг или полукруг (орхестра). Актеры переодевались в палатке. Позже стали строить каменные помещения для декораций и костюмов. Появление декораций приписывается Софоклу, сначала это были доски с нанесенным рисунком. Позже появилась и театральная техника: механизмы для внезапного появления из-под земли или же сверху актеров, исполняющих роли богов. Размеры театра затрудняли рассмотрение мимики актеров, деталей костюмов, поэтому стали использовать маски, которые отражали сценический тип (женщина, жрец, герой мифа, бог) или характер. Было около 200 образов и характеров. Во время представления маски и костюмы менялись, но маски все были с раскрытыми ртами, чтобы не заглушать звучание голоса актера. Мужские маски — темных цветов, женские — светлые. Разным цветом выражались и эмоции: гнев — багровым, лукавство — рыжим. Для увеличения роста актеры надевали обувь на платформе, делали высокие прически. Театральные постановки — государственное дело, на них выделялись деньги и назначались ответственные.

Во время Великих Дионисий состязания длились три дня подряд и включали исполнение трех трагедий и одной комедии, причем состязались не только актеры, но и драматурги. Право определять победителя предоставлялось зрителям. Номинации были следующие: лучшая постановка, лучший актер и лучший хорег (организатор представления). Считается, что первым драматургом был Феспид (6 век до н.э.), а первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах — сегодня это Всемирный день театра. Славу греческой драматургии составили три великих автора: Эсхил, Софокл и Еврипид (5-4 века до нашей эры.). Каждый из этих авторов является новатором театра. Изначально главным действующим лицом театра был хор, состоящий из 12 человек, но Софокл увеличил его состав до 15 человек. Эсхил во главе хора поставил корифея, а Еврипид добавил третьего актера. Постепенно функция хора была сведена до минимума в силу роста нагрузки актеров. Иногда роли исполняли сами драматурги, а позже стали появляться профессиональные актеры. Актерами были исключительно мужчины, а женщины не допускались к участию в представлениях. Тексты были только поэтические, проза не использовалась в театре. Трагедия почиталась больше, чем комедия.

Греческая трагедия

Все начиналось с чествования Диониса и почетных граждан полиса. Звучала флейта, и под ее звуки выходили на сцену хор и корифей (запевала). Начало трагедии – пролог (исполняли актеры). С монологом в прологе мог выступать один актер, целую сцену разыгрывали два и более двух актеров. ПарОд – это песня хора при входе на орхестру (круглую сцену). Стасим – песни, которые хор поет не при входе и выходе, а бездвижно, стоя на орхестре. Между песенными выступлениями хора заключены разговорные, диалогические части — эписодии, написанные стихами. Корифей мог вступать в диалог или исполнять сольную песню. Заключительной частью представления был эксод (исход), когда хор уходил из орхестры. Конечная песня хора — эпод. Сольная песня актера называется монОдия. Пение хора сопровождалось музыкой флейты.

Эсхил (525 год до н.э.) — законодатель трагедии. Из 90 его произведений до нас дошли 7. Их содержание и сюжетные линии создавались на мифологической основе. При этом все пьесы касались актуальных проблем. Эсхил говорил о честности государственных принципов, о государственном устройстве Афин, гражданах полиса и сущности. Наиболее известное произведение Эсхила – трагедия «Прометей прикованный». (титан, который принес на землю огонь, за что Зевс велел приковать его к скале и обрек на муки: орел клевал его печень).

Первым преемником Эсхила был Софокл (496 год до н.э.). Знаменитые тексты – это   «Эдип-царь», «Электра». Его достижения в теории театра — поменял принципы, заложенные Эсхилом: расширил шкалу образов, добавив к суровым и нежные образы. Каждая часть трагедии имела завязку и развязку. Его герои хотя и идеальны, но при этом подвергаются испытаниям судьбы, которая порой безжалостна. Можно сказать, что произведения Софокла отличаются от трагедий Эсхила идеей повествования, которая показывает человеческую беспомощность перед судьбой. Введение Софоклом третьего актера сделало трагедию более интересной. В лице Софокла греческая трагедия достигла своего апогея.

Все его нововведения были учтены Еврипидом (480 год до н. э) — родоначальником психологической драмы. Он изменил композицию трагедии: сократил значение хора, ввел разговорный язык, но не приземленный, а очень красочный. Еврипид не идеализировал людей, в его произведениях они были такими, как в жизни, со своими пороками, радостью, доблестью, счастьем, предательством. Наиболее судьбоносные произведения Еврипида — «Медея», «Ифигения в Тавриде», «Федра». В поздний период творчества он создает трагедии-интриги, в которых главная тема — неумные человеческие страсти и воля случая. Его герои вступают в борьбу с ценностями, царившими в обществе. Еврипид добавил в свои произведения монологи или сольные песни, которые настраивали зрителя на восприятие судьбы конкретного человека.

Греческая комедия.

Комедия — дословно означает «песнь комоса», т.е. песни гуляк после веселой пирушки. Комедия была ориентирована на искоренение пороков в обществе. Источник комедии — шуточные бытовые сценки, фольклор. Главным элементом комедии был хор ряженых, одетых в несуразные, а иногда и фантастические костюмы. Часто шествие комоса с исполнением песен было похоже на маскарад, так как большинство участников были в костюмах животных, насекомых, птиц. Комедия долго не рассматривалась как драматическое действие. Первым известным автором был Кратин (520 год до н.э.). Три разновидности комедии: древняя — высмеивающая пороки, средняя — обращающаяся к зрителям с намеками, новая — вобравшая в себя опыт трагедии, более лиричная. Герои — персонажи античной мифологии: Геракл, Одиссей, Зевс и Посейдон. Со временем появился целый ряд образов (вор, ученый, лекарь-шарлатан, философ, богач). Комедии были небольшие. Совсем иная роль в комедии отводилась хору, который состоял из 24 человек. Хор делился на две части. Каждая из частей хора имела противоположное мнение и исполняла песни поочередно — такова была задумка драматургов. Основная часть комедии состояла из многочисленных сценок, связанных между собой судьбой и личностью героев. Все представление завершалось песнью хора.

В 5 веке до н.э. появилось большое количество комедийных авторов. Наиболее знаменитым стал Аристофан (445 до н.э.). Аристофану удалось отобразить в произведениях все противоречия, характерные для того времени. Комедии он называл по костюмам хора «Лягушки», «Осы», «Птицы». В это время шла Пелопоннесская война, афинский полис был в кризисном положении, и борьба политических группировок отразилась в произведениях Аристофана. Творчество Аристофана завершило период блестящего развития греческой культуры, который определил основные функции театра: воспитательную, развлекательную, политическую. Для того чтобы граждане могли посещать театр, им выдавали деньги на покупку билета. Следующим этапом развития комедии становится 4 век до н.э. Это была средняя аттическая комедия. Она стала показывать жизнь простых людей. Данная тематика не стала столь популярна, как пародия на мифы. В средней аттической комедии практически отсутствовал хор. Самым поздним видом комедии стала новая аттическая комедия (конец 4 — первая половина 3 века до н.э.). Все предыдущие достижения комедии были забыты. Это в первую очередь касалось сюжетной линии: исчезла злободневная сатира, перестали высмеивать авторитетных членов общества, политических деятелей. Роль хора заключалась в развлечении зрителей во время антракта, но число актеров уже не ограничивалась тремя. Основной проблематикой стала семья, религия и традиции. Представителем новой аттической комедии является Менандр. Он восемь раз побеждал в состязаниях комедиографов. В своем творчестве он использовал стереотипных персонажей: влюбленный юноша или молодой супруг, скупые отцы, хитрые рабы. Чаще всего в основе сюжетов лежала судьба девушки, которая подверглась в юности насилию со стороны молодого человека, потом он будет узнан как ее законный муж. Комедиограф наполнял произведения искренним сочувствием к человеческому горю, желанием помочь в разрешении конфликтной ситуации. Ярко отражают идеи Менандра произведения «Третейский суд», «Остриженная».

Итак, греческий театр развивался динамично. Искусство театра стало носителем политических культурных идей общества.

Древнеримский театр.

В Древнем Риме театральные представления впервые состоялись в 240 году до н.э., когда Ливий Андроник сочинил трагедию и комедию по греческим образцам для общегородских игр. В Римской империи статус театра не был столь значимым, как в Греции, — главным аспектом стала зрелищность, но влияние греческого театра в том, что римляне использовали формы, созданные греками. Возникновение театра также основывалось на религиозных играх. Одним из таких праздников стал Сатурналий в честь бога Сатурна. На празднике сбора урожая исполнялись фесцинины — сатирические песни. В их основе лежали мимические танцы, после добавились диалоги и жестикуляция. Характер действ был шуточный и язвительный: высмеивались пороки знати и конкретные персоны, но позже было запрещено высмеивать конкретных знатных людей. Трагедия с трудом приживалась на римской земле. Первое время переводили произведения известных драматургов Греции. Римская мифология не представляла такого интереса, как в Греции, поскольку мифы рассматривались как мелодраматические сюжеты, а для воинственной культуры римлян это было скучно. В связи с этим начала меняться композиция трагедии, хор был заменен сольными песнями.

Долгая и интересная судьба была у римской комедии. Первой появилась ателлана (в городе Ателла). Это было комическое представление, в котором использовались маски, причем маски-характеры были главными действующими лицами. В представлении постоянно действовали четыре маски-персонажа — Макк, Буккон, Папп и Доссен, каждый из которых имел свой образ и характер. Так, Макк — добрый и влюбчивый дурак и обжора, изображался лысым, с ослиными ушами и крючковатым носом. Буккон считался болтуном — пухлые губы должны были дать понять, что они распухли от чрезмерной болтовни. Однако он — не глупец и не простофиля. Папп — скупой, богатый старик, который очень любил молодых женщин и вечно попадал впросак. Персонаж Доссен — хитрый горбун-шарлатан, но при этом он добивался уважения к себе путем умных речей. Текст сочинялся в ходе представления, импровизация.

Другим видом зрелищ стала паллиата, персонажи выступали в греческих плащах-палиях. Чаще всего герои были греками и местом действия тоже была Греция, однако греческие имена были просто ширмой. Всем было понятно, что повествование будет о римлянах, их нравах и проблемах. Автор комедий Гней Невий был честен, прямо говорил о непростой политической обстановке, высмеивал раболепие и пороки. Однако за такое свободомыслие угодил в тюрьму, позже был изгнан из Рима. Преемником Невия как комедиографа стал Плавт (254 до н.э.). Плавт в юности работал актером ателланы. Однако сам стал представителем паллиаты. Главным героем был раб, обладающий хитрым и пронырливым нравом, который помогал устраивать любовные дела хозяина. Пьесы «Близнецы», «Клад» дошли до нас целиком. Он внес изменения в построение диалогов, приблизив их к реальной жизни, чем и завоевал народную популярность. Важное место в комедиях автор отводил пению, танцам.

После Плавта появился комедиограф Теренций, который получил образование, будучи рабом сенатора, впоследствии его признавали многие знатные представители римского общества. Произведения Теренция отличаются от комедий Плавта. Действие в его пьесах обычно не выходило за рамки бытовых тем и вращалось вокруг семейных конфликтов, сюжеты лишены динамики в развитии интриги и громких разоблачений, зато наполнены психологическими характеристиками героев, их размышлениями. Теренций позже будет назван предшественником новой европейской драмы. Влияние его взглядов отразится в произведениях Мольера, Корнеля. После смерти Теренция развитие театра в римском обществе приостанавливается. Уже не ставятся пьесы. При этом продолжали существовать короткие представления с занимательными и развлекательными сюжетами, которые разыгрывались в любом месте города. В период империи возникает новый жанр римской комедии — мим, представлял собой длинную пьесу с запутанным, но интересным сюжетом, с большим количеством действующих лиц. Темы моральных и семейных ценностей, но особенной популярностью пользовались истории о разбойниках. Известен случай, который повествует о том, что на одном из таких представлений император распял настоящего разбойника, заменив актера. Актерскую работу в Риме почетной не назовешь: актеры в случае плохой игры подвергались осмеиванию и побоям. Актерские труппы, хотя и много позаимствовали у греков, были непрофессиональными, они объединялись под руководством одного хозяина — антрепренера, который и организовывал театральное представление. При постановке исполнители тщательно прорабатывали движения, обращения к зрителю, подбирали маски. Женские роли, как и в греческом театре, играли только мужчины. Редкий актер удостаивался уважения среди коллег и зрителей, однако до нас дошли имена прославленного трагического актера Эзопа и комического актера Росция. Большим спросом пользовалось зрелище — пантомима, где все действие воспроизводилось движением, заменяющим слова, и пирриха (военный танец, имитирующий сцены боя), —демонстрировались в амфитеатрах и цирках. Театр не имел специальных помещений, представления проходили на улицах. Только в 55 г. до н.э. было построено первое театральное здание, самым знаменитым из амфитеатров стал римский Колизей. Античный театр оказал решающее воздействие на развитие европейского. Театр стал движущей силой, способствующей развитию литературы, архитектуры, музыки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: