Общая социальная эффективность государственного управления

ТЕМА 8. ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Общая социальная эффективность государственного управления.

Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления.

Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц.

Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения.

Общая социальная эффективность государственного управления

Социальная эффективность государственного управления раскрывает результаты функционирования системы, то есть совокупности субъекта и управляемых объектов государственного управления, имеет комплексный характер. Различают три основных понятия эффективности государственного управления (рис. 8.1.).

 

 

   

 

Рис. 8.1. Эффективность государственного управления Критерии               общей социальной эффективности   государственного

управления  –  это  те,  которые  дают  возможность  видеть  и,  желательно, измерять достигнутый  через государственное  управление уровень


удовлетворения назревших потребностей, интересов и целей общества, отдельной социальной группы, конкретного лица (рис. 8.2.).

 

 

   

 

 

   

 

Рис. 8.2. Критерии общей социальной эффективности государственного

управления

 

Объективация государственного управления, как уже отмечалось, имеет разнообразные проявления, которые только в совокупности дают комплексный результат управления, приносящий тот или иной эффект. Логично, что в таких условиях определить результат управления и оценить приносимый им эффект весьма сложно. Нужны критерии, на основании которых можно было бы измерять объективность управления и высказывать по поводу нее достоверные и обоснованные суждения. Это необходимо, поскольку в обществе, среди людей весьма распространенными являются субъективистские подходы к государственно-управленческим явлениям.

Критерий в общепризнанном смысле означает признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация. Действительно, критерии эффективности представляют собой признаки, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. В этом их отличие от показателей, раскрывающих меру, количественных параметров соответствующих признаков, граней и т.д.

Наиболее  обобщающий  и  определяющий  класс  составляют критерии общей  социальной  эффективности  государственного  управления,


раскрывающие результаты функционирования системы, т.е. совокупности субъекта и управляемых объектов государственного управления. Такие критерии, с одной стороны, объективно связаны с потребностями, интересами и целями общественного развития (как общенационального, так и регионального), а с другой – дают возможность видеть (и измерять) достигаемую посредством государственного управления меру удовлетворения (осуществления, реализации) искомых потребностей, интересов и целей. На их основе можно определить самое главное: связанность государственного управления и общества и подготовленность первого к обеспечению динамики и гармоничности последнего.

Для того, чтобы государственное управление постоянно и объективно изучало, анализировало и оценивало развитие общественных, коллективных и индивидуальных потребностей, интересов и целей и находило средства, ресурсы и рациональные формы их осуществления. С точки зрения рациональности и эффективности государственного управления очень важно, чтобы удовлетворение потребностей и решение порождаемых ими проблем происходило с должной полнотой и в надлежащее время, при оптимальном использовании общественных ресурсов, устойчивым, надежным и необратимым образом.

Критерии общей социальной эффективности призваны выводить государственное управление на потребности и проблемы общества и характеризовать управленческий уровень их разрешения. Они включают  в себя не только результаты общественного (совокупного) производства, но и социальные последствия потребления соответствующих продуктов (материальных и духовных), не только экономические явления, но и социальные (в узком смысле слова), духовно-идеологические, психологические, политические, исторические, экологические, демографические явления, весь спектр явлений, отношений и процессов, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Следует подчеркнуть, что социальный эффект, на который призвано ориентироваться государственное управление, предполагает не только постоянно воспроизводящийся уровень функционирования управляемого явления, процесса, отношения, но и наличие, сохранение в последнем источников и тенденций активного повышения достигнутого уровня, т.е. обеспечение его развития.

К повсеместно применимым критериям общей социальной эффективности управления можно отнести:

уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;


темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;

уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран;

упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.

Данные, обобщающие критерии общей социальной эффективности государственного управления, дифференцируются по сферам общественной жизнедеятельности. Так, если посмотреть на процессы, происходящие в экономике динамично развивающихся стран, то легко обнаруживается, что главным здесь выступает наращивание общественного производства на базе новейших научно-технических достижений, ведущее к росту производительности труда, повышению качества, разнообразия и технологичности выпускаемой продукции. В социальной сфере, при сведении всех проблем к какой-то интегрированной, с учетом закономерностей и форм современных общественных отношений, которые в каждой стране своеобразны. Важное значение для государственного управления приобретают критерии общей социальной эффективности, вытекающие для него из политической сферы.

Оценку состояния организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами  выражает эффективность организации и функционирования субъектов государственного управления. Для этого служит группа критериев специальной социальной эффективности государственного управления, раскрывают и характеризуют качество (уровень) всей совокупности органов государственной власти и местного самоуправления в единстве их целеполагания, организации и функционирования. Таких критериев можно выделить пять.

1. Целеориентированность организации и функционирования государственно-управленческой системы, ее больших подсистем и других организационных структур, определяется через степень соответствия их управленческих воздействий целям, которые объективно вытекают из их места и роли в обществе.

2. Затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих операций.

3. Функционирование государственно-управленческой системы, ее подсистем и других организационных структур.


4. Сложность организации субъекта государственного управления, его подсистем и звеньев. Сложность организационной структуры влияет на реализацию внутренних функций и осуществления внешних функций.

5. Расходы на содержание и обеспечение функционирования государственно-управленческой системы (совокупные – экономические, социальные, технические, кадровые и др.), ее подсистем и других организационных структур.

Повседневное соотнесение получаемых результатов государственного управления с критериями его общей социальной эффективности позволяет видеть смысл и значение управленческих усилий, социальную ценность, актуальность и действенность самого управления.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: