Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, сформулирован в Законе о прокуратуре:
77) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно‑розыскных мероприятий;
78) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно‑розыскных мероприятий;
79) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно‑розыскную деятельность.
Указанные направления детализируются в нормах оперативно‑розыскного законодательства.
Объекты прокурорского надзора – оперативные подразделения государственных органов исполнительной власти, наделенных федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД: ‑органы внутренних дел РФ; ‑органы ФСБ; ‑Федеральные органы государственной охраны; • органы Федеральной таможенной службы РФ; ‑СВР РФ; ‑органы Федеральной службы исполнения наказаний; • органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит оперативно‑розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных объектов надзора.
Перечень объектов прокурорского надзора является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.
Пределы прокурорского надзора определяются содержанием закона об оперативно‑розыскной деятельности, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.
В предмет прокурорского надзора не входят:
• сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно‑розыскной деятельности;
• проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно‑розыскных мероприятий (напр., прослушивание телефонных переговоров);
• сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно‑розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;
• сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности;
• исполнение предписаний подзаконных актов (приказов, распоряжений, инструкций,указаний).
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ХОДЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД
Пределы полномочий органов прокуратуры. Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно‑хозяйственную деятельность поднадзорных органов.
Исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД. Это означает, что неисполнение всех иных, хотя и законных, требований прокурора, но не связанных с предметом прокурорского надзора, не влечет для исполнителей ответственности.
Прокурор не вправе лично проводить оперативно‑розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке. Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно‑технический характер (последовательность проведения оперативно‑розыскных мероприятий, применение тех или иных оперативно‑технических средств, определение круга участников и т.п.). Осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять ОРД. Прокурор не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений органов, осуществляющих ОРД.
Полномочия прокурора в ходе надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД: 80) проводит проверки исполнения законов органами, осуществляющими оперативно‑розыскную деятельность на основании информации о неисполнении органами, осуществляющими ОРД, требований закона, либо на основании жалоб граждан, а также в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности; 81) знакомится с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно‑розыскных мероприятий. Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности; виновные привлекаются к ответственности; 82) требует письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона; 83) дает письменные указания дознавателю о направлении расследования, в том числе об осуществлении по уголовным делам комплекса оперативно‑розыскных мероприятий либо требует их прекращения; 84) отменяет незаконные или необоснованные постановления органа дознания (дознавателя) о возбуждении уголовного дела, вынесенного в соответствии с УПК РФ на основании оперативно‑розыскных материалов; 85) направляет в суд жалобы, проверка которых относится исключительно к компетенции судей; 86) опротестовывает незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе о передаче результатов ОРД следователю (органу дознания, дознавателю, в суд); 87) опротестовывает противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих ОРД; 88) при обнаружении признаков преступления прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства сотрудниками оперативных подразделений и др.