Теоритические основы физической средние дистанции

Физическая подготовленность спортсменов специализирующихся в беге на средние дистанции

Физические возможности являются важнейшим фактором подготовленности бегунов на средние дистанции. Они характеризуются уровнем развития основных двигательных качеств[17] - силы, быстроты, выносливости и гибкости, неразрывно связанных с возможностями функциональных систем и преобразования энергии.

Физическая подготовленность подразделяется на общую и специальную.

Общая подготовленность находит свое выражение в общем уровне развития метаболических и функциональных систем организма, а также различных физических качеств, которые хотя и не относятся к числу специфических применительно к бегу на средние дистанции, но так или иначе обусловливают спортивный результат. Эта сторона физической подготовленности обеспечивается за счет использования широкого круга подготовительных упражнений, тренировочный эффект которых может оказывать влияние на результативность соревновательного упражнения. Поэтому общая подготовленность бегунов на средние дистанции не просто разностороннее физическое развитие, но главным образом совершенствование качеств, оказывающих положительное влияние на уровень спортивных достижений и эффективность протекания тренировочного процесса. Это предопределяет состав используемых средств общей физической подготовки и методику их применения.

Специальная физическая подготовленность бегунов характеризуется возможностями функциональных систем организма и зависящим от них уровнем развития тех физических качеств, которые обусловливают результат в беге на средние дистанции. Говоря об общей и специальной подготовленности бегунов, следует учитывать, что соотношение работы, направленной на повышение этих качеств, меняется в процессе многолетней тренировки [12]. При этом основная тенденция состоит в постепенном увеличении удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства спортсмена.

 

Контроль уровня выносливости в беге на средние дистанции.

 

Как известно, общая выносливость является основой для совершенствования специальной выносливости. Однако именно уровень развития последней, в основном, обуславливает результат в беге на средние дистанции [3]. Поэтому тренировка в этом виде лёгкой атлетики должна иметь преимущественную направленность на совершенствование специальной выносливости. Повышение уровня последней осуществляется путём использования широкого круга средств и методов тренировки, обеспечивающих развитие способности бегуна справляться с высокоинтенсивной нагрузкой в условиях изменения постоянства внутренней среды организма, вызванного развитием утомления. В этой связи необходимо отметить, что в процессе утомительной деятельности, какой является бег на средние, развивающееся утомление проходит две фазы - фазу компенсированного и фазу некомпенсированного утомления.

Компенсированное утомление выражается в том, что через некоторое время после начала напряженной работы, когда появляются субъективные и объективные признаки утомления, включаются компенсаторные механизмы, деятельность которых направлена на преодоление развивающегося утомления и поддержания работоспособности на заданном уровне. Эффективность работы в условиях компенсированного утомления главным образом и определяет уровень специальной выносливости спортсмена.

С педагогической точки зрения методика развития специальной выносливости бегунов на средние дистанции должна обеспечивать:

1) неуклонное повышение уровня важнейших компонентов специальной выносливости (скоростных и силовых возможностей, энергетического потенциала и др.);

2) развитие способностей удерживать необходимую скорость в фазе компенсированного утомления, а также увеличение её продолжительности;

3) совершенствование способности к переключению скорости в процессе соревновательной деятельности;

4) повышение экономичности работы и эффективности использования функционального потенциала.

Все перечисленные задачи по развитию специальной выносливости бегунов в большей или меньшей мере решают путём использования средств и методов повышения уровня функциональной подготовленности, в частности аэробных и анаэробных возможностей организма [19]. Те и другие, как известно, являются важнейшими факторами, обусловливающими уровень специальной выносливости, а аэробные источники составляют основу общей выносливости.

 

ЗАКЮЧЕНИЕ

. Бег на средние дистанции относится к зоне работы субмаксимальной мощности [16]. Во все времена бег занимал значительное место как в легкоатлетической программе Олимпийских игр, так и в системе физического воспитания прогрессивных стран.

. К бегу на средние дистанции относят бег на 800 м и 1500 м, которые проводятся на стадионе или на кроссовых дистанциях. Условно процесс бега можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Основы техники бега являются наиболее консервативными, и они существенно не изменялись на протяжении веков. Проводимые исследования в индивидуальной технике среди ведущих спортсменов вносили лишь небольшие изменения.

. Физическая подготовка - это вид спортивной подготовки, который направлен на преимущественное развитие двигательных качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других. Физическая подготовленность подразделяется на общую и специальную.

. Контроль физической подготовленности спортсмена-легкоатлета включает измерение уровня развития скоростных и силовых качеств, выносливости и физической работоспособности, ловкости, гибкости, равновесия и т.п. Возможны три основных варианта тестирования [2]:

комплексная оценка физической подготовленности с использованием широкого круга разнообразных тестов (например, измерение достижений в комплексе ГТО),

 оценка уровня и структуры какого-либо одного качества (например, выносливости у бегунов),

оценка уровня одного из проявлений качества (например, скоростной выносливости у бегунов).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

бегун подготовка легкоатлет выносливость

1. Бальсевич В. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Бег на средние дистанции: Руководство ИААФ по проведению соревнований вне стадиона / Международная ассоциация легкоатлетических федераций, Московский региональный центр развития легкой атлетики ИААФ. - М. Терра-Спорт, 2003.-63 с.

.   Богатырев Е. Легенды и были о «королеве». - М.: Физкультура и спорт, 1985.

.   Верхошансшй Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М., 1985.

.   Годик М.А. Контроль за уровнем развития выносливости. - В кн.: Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1988, с. 131 - 139.

.   Гойхман П., Трофимов О. Легкая атлетика в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1972.

.   Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.

.   Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Изд. центр Академия, 2003. - 464 с.

.   Книга тренера по лёгкой атлетике. - Изд. 3-е, перераб. / Под ред. Хоменкова Л.С. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.: ил.

.   Лазарев И.В. и др. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. /И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов. - М.: Издат. Центр «Академия», 1999. - 160 с.

.   Легкая атлетика/А.Н. Макаров, В.З. Сирис, В.П. Теннов. - М., 1987.

.   Легкая атлетика / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - М., 1989.

.   Легкая атлетика в школе / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М., 1993.

.   Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев, 1999

.   Методика тренировки в легкой атлетике: Учебное пособие /Под ред. В.А. Соколова и др. - Мн.: Полымя, 1999. -159 с.

.   Сидоренко М.М., Сидоренко В.М. Легкая атлетика в Белоруссии: Справочник.-Мн.: Полымя, 1988.-156 с.

.   Сиренко В.А. Бег на средние дистанции. - К.: Здоровья, 1985. - 136 с.

.   Сиренко В.А. Характеристика бега на средние дистанции. - В кн.: Бег на средние дистанции. - К.: Здоровья, 1985, с. 5 -12.

.   Сиренко В.А. Развитие выносливости. - В кн.: Бег на средние дистанции. - К.: Здоровья, 1985, с. 66 - 76.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: