double arrow

Главные формы бытия. Бытие как философская категория

РЕФЕРАТ

Тема: «Философское учение о бытии. Виды бытия»

Скоробогатов К.В.

Шрифт: 14 Times New Roman

 

 

Канск – 2020

Содержание

Введение

1. Понятие Бытия

2. Бытие и Небытие

3. Главные формы бытия. Бытие как философская категория

4. Проблема Бытия

5. Онтология

Заключение

Список используемой литературы



Введение

 

Что такое философия? Что такое бытие и небытие? Что такое учение о бытие? Существует огромнейшее множество вопросов, на которые не всегда есть ответы. Для того, чтобы наиболее достоверно ознакомиться с философским учением о бытии, необходимо помнить о наиболее важных понятиях, используемых в философии. В данной работе будут затронуты и рассмотрены все необходимые понятия и определения, с помощью которых можно раскрыть тему данной работы.

Философия, в дословном переводе - есть любовь к мудрости ("philia" (любовь) и "sophia" (мудрость). У данного термина достаточно много определений. Остановимся на одном их них. Философия — это дисциплина, которая изучает всеобщие характеристики а также основные принципы реальности, мира, человеческого бытия, отношения человека.

Ни одно учение, наука или дисциплина не может обойтись без предмета и объекта исследования – философия не является исключением. Объекты философии:

• Природа

• Общество

• Человек

Без понимания предмета философии, трудно понять и исследовать объект данной дисциплины. Предмет философии зачастую выражает потребности общественности.

Предметы философии:

- в первую очередь - онтология – учение о мире в целом.

- Антропология (философская) – философское учение о человеке.

- Гносеология – познание мира.

- Социология – рассмотрение и изучение жизни общества.

- и конечно же этика – учение о морали.

Бытие или небытие – есть ничто. Они относятся к простой и абстрактной категорией философии. Первопричины бытия берут свое начало с классической философии. В Философии обрисовываются категории бытия и небытия- быть или нет?

Как предмет Бытие есть признак, или признак, который присваивается предметам.



Понятие Бытия

 

Бытие, ранее упоминавшееся, берет свое начало с классической философии. Бытие предмет изучения онтологии - учении о сущном, о мире в целом. Человек убежден, что мир есть, что он имеется "здесь" и "сейчас". Мир, по предположениям человека, сохраняется как неизменное целое, независимо от происходящего в нем. Мир был, он есть сейчас и будет после. Он – это высшая ступень всего, он и есть само величество бытие.

Как возникает желание к пониманию к неразделимости и единства мира, лежащее в основе всей философии? Великий Аристотель видел это так: "Человек от рождения стремится к знанию и самопознанию» (выдержка из его труда по Метафизике) ". Познавать –это искать сущность вещей. Аристотель отдели понятия «познавать» и «видеть». Познавать –быть в поиске чего-то; невидимое – есть существенное для ума, а видимое – есть неполное для глаз. Видеть – значит обозревать при помощи глаз то, что функционирует здесь.

Я думаю, что с Аристотелем нужно согласиться. Каждый человек складывается из того, что есть у него, и чего ему все время не хватает. Жизнь человека имеет свойство беспрерывно задавать миру в сотни вопросов о природы, происхождении человека, и т. д. Все эти вопросы оборачиваются к бытию, недолговечному и постоянному.

Понятие “бытие” лидирует в обиходе множества философских тематик. Если смотреть его с обыденной точки зрения – оно будет подразумевается в нескольких значениях:

1. Это все то, что когда-либо существовало, существует до сих пор и все то, что имеет потенциал к жизни в будущем;

2. Есть начало и основа мира.

Парменид и его последователь Зенон Элейский – создатели учение о бытии. Парменид дал понятие «бытие» (от греческого– «онтос», отсюда и следует онтология – наука о бытии). Противоположность ему – небытие, все то, чего нет. Парменид охарактеризовал бытие нижеизложенными свойствами:

• бытие единично;

• бытие гомогенно (однородно);

• бытие неподвижно.

• бытие вечно;

• бытие безгранично;

Зенон Элейский, известнейший ученик Парменида –– выразил не менее 36 апорий), которые подтверждают функции бытия в учении Парменида. Более известные «апории о движении» - Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела летящая.

“Если черепаха из одного пункта А в другой пункт Б пойдет раньше Ахиллеса, то он ее никогда ее догонит, ибо в самом начале движения все равно черепаха будет находиться впереди Ахилла, а то расстояние между ними нельзя преодолеть.

“Чтобы постигнуть весь длинный путь, нужно сначала достигнуть половину пути, а чтобы достигнуть половину пути, необходимо для начала пройти половину той половины, и так можно продолжать до бесконечности. Именно поэтому движение невозможно начать. Дихотомия”

” Предположим в каждый из моментов временистрела, летящая займет место, которое будет равным ее собственной длине, это будет значить, что стрела покоится. В этом случае движения получить нельзя, и, следовательно, его как такового не существует.” Стрела летящая.

 

Бытие и Небытие

 

В мире происходит непрерывный круговорот метаморфоз. Бытия превращается в небытие. Из невидимого небытия, вытекает живое, реально, вещное бытие. Это процесс происходит беспрерывно, и бытие, отдавая себя полностью, погружается в небытие.

Небытие предоставляется как некое отсутствие форм, в котором скрыто все богатство мира, то, чему недовелось родиться на свет. Быть – значит вести диалог с миром, задавать вопросы ему, действовать в нем, и играть по его правилам. Отсюда и исходят два подхода к рассмотрению бытия еще в самом начале процесса становления философии. Первый подход – это рассматривание бытия как логичности мышления о нем. Невозможно быть уверенным, в том, что вещь существует и не существует одновременно. Второй подход – это рассматривание бытия, независимо от стороны мышления.

Задаваясь вопросами о соотношении бытия и небытия, вырисовывается главный вопрос будущей философии – насколько соответствует мышление и бытие друг к другу? Если мышление есть результат бытия – это путь к реализму, но если посмотреть с другой стороны, наоборот, оказывается, что составляющая бытия исходит из составляющей самого мышления – это путь к теоретике или идеализму.

Во времена античной эпохи зародилась мысль, о том, что несмотря на различные изменения, происходящие в мире вещей (сущном мире), должно быть и что-то устойчивое, которое сохранялось бы при всех метаморфозах. Эта устойчивая основа получила наименование - субстанция (т. е. сущность). Субстанция в отличие от вещей и тела, несотворима и неразрушаема, она всего лишь изменяет формы и трансформируется из одного состояния в другое. Субстанция есть основание всех изменения, она есть сама причина. Само понятие субстанции, как выражения убеждений в единстве мира, требовало достаточно высокого уровня абстракции – обнаружения всеобщего что есть в в каждой вещи.

Объективно предположить, что само рождение философии произошло в те исторические времена, когда наиболее ясно сформировалась идея единства мира и присутствия некой субстанции как устойчивой основаны все предметов действительной реальности.

Учения, которые объясняют сущность мира, а также его единство основываясь на одной субстанции, принадлежат к такому философскому воззрению как монизм. Однако, понимание субстанции м. б. различным. Наиболее распространенными видами монизма, являются:

- материалистический монизм - сводит восприятие к материи; ментальные процессы. участвуют как телесные реакции.

- идеалистический монизм - сближает материю c сознанием: он разделяет "материальные" вещи на ощущения, или же показывает, что пространственный мир есть внутренняя противоречивая конструкция и только разумное является действительным.

Противостоит монизмому - дуалистическая трактовка. Следуя данной теории мир образован материальным и идеальным началом. Первое начало объединяет окружение телесно-предметной действительности, а второе – область духа.

Интересно, что на различных краях Земли, несговариваясь друг с другом, мудрецы пришли к идентичным выводам, выраженным в натурфилософскую форму. Это значит, что к истокам существования мира причастны стихии - начальные субстанции. В общем их насчитывали четыре: обжигающий огонь и легкий воздух, питающая земля и жизненно важная вода. Древние люди предполагали, что именно из этих составляющих и складывается все во Вселенной. Из этих элементов состоят все существа. В древнекитайском труде "Гуань-цзы" (645 г в. до н. э.), сказано следующее:

"…Вода – это питательная кровь и энергетическая сила Земли. Вода протекает в своих же "кровяных артериях". Именно так и говорится, что: "Вода – это необъятный, беспредельный, всеокружающий материал". Откуда мы можем знать, почему именно так обстоит дело? На это есть ответ: вода мягка и чиста, она смывает с тела и души человека грязь. Это и есть проявление ее гуманности. С виду вода темна, на самом же деле она чиста и прозрачна. Это и есть проявление ее совершенства…Когда сосуд уже наполнен водой, невозможно будет лить еще больше. В этом проявляется ее справедливость. Вода находится в движении постоянно, она течет, а если достигнет останавливается лишь там, где уже достигнута ровной и гладкой поверхности – она остановится. Это проявление ее честности. Люди всю жизнь стремятся к возвышению, но только вода устремляет свою кровь вниз. Это проявление ее скромности. Скромность – это Средство правления страной и место пребывания «дао».

 

Главные формы бытия. Бытие как философская категория

 

Философия, включая проблему бытия, делает упор на когнитивную, нравственную, и духовную деятельность человека. Проблема данного характера уясняется при помощи категории бытия, и других, тесно связанных категорий - небытия, материя, сущность, мера существование, сущее, пространство, субстанция, время, и тому подобное….

Бытие относится к философской категории, фиксирующей взаимосвязь явлений и предметов (людей, идей, состояний и т. д.). При помощи разделения на категории, бытие можно обозначить как основу, которая указывает на то, что существует нечто, которое может проявляться в различной форме. неразделимость бытие монизм философский

Возможно представление бытия в нескольких видах:

I) Бытие процессов и вещей которое м. б. представлено в некотором роде:

а) бытие разнообразных состояний природы, вещей - для людей воспринимается как должная объективная реальность, живущая еще до их рождения, и не зависящая от их самих. Это представление относится кстороне материализма.

б) Идеалистическая позиция. Бытие вторичной природы. Это бытие считается двойственным, ибо с одной стороны люди сделаны из тел, которые дала им природа, а с другой стороны - в них вложено сознание и дух свойственный человеку.

II) Существование человека.

1) Человеческое бытие в материальном мире. В данном случае человек определяется как, вещь.

2) Специфическое существование человека. Человек выступает как индивид, не как тело.

III) Бытие высокого и духовного.

1) Постижение индивида. Конституция неосознанного: интуиция, инстинкты, рефлексы.

2) Духовное, которое существует объективно - то, что воплощено в отраслях культуры.

IV) Социальное бытие является:

1) бытием человека как одной единицы;

2) бытием человека в общественных отношениях.

Категории бытия объединяют главные идеи, выявленные в процессе постижения вопроса о бытности мира:

Мир – это беспредельное целое;

Все существующее равноправно, даже если проявляется в различных формах - природа и дух, отдельный индивид и общество в целом;

Мир един;

Мир существовал и развивался по своему мышлению. Это происходило задолго до того, как люди осознали, что мир есть был и будет.

В философских системах взглядов (монизм, плюрализм, дуализм) трактовка проблемы бытия может быть различной. Монизм видит рождение бытия – материальным или же идеальным. Дуалистическая сторона связывает признание равнозначного существования начал как духовного, так и материального. Плюралистический подход признает существование большого количества независящих один от другого начал и разновидностей бытия.

Следуя выше изложенному, нужно сделать вывод о том, что существуют различные виды разных онтологии: онтологии природы и человека, онтологии культуры и общества. Напомним, что онтология – это центральный раздел философии, изучает учение о бытии. С развитием информационных технологий, в аппарат онтологии добавилась новая категория бытия – виртуальное бытие. Как результат данного прогресса, появляются новейшие интерпретации понятия «бытие», которые отображаются в сферах культуры. (Как пример, иллюзорное существование бытия в интернете, что является своего родом бытием-небытием.)

 

Проблема Бытия

Выделяя предметные уровни философии, мы указывали, что важнейшим из них является онтологический. Здесь человек ставит вопрос о сущности бытия. Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается в ней как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. Первую концепцию бытия дали древнегреческие философы. Для них бытие совпадает с материальным космосом.

Христианство проводит различие между божественным и сотворенным бытием, между Богом и миром, который сотворен им из ничего и поддерживается божественной волей.

Бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда в философии уже Нового времени возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту. Исходным в трактовке бытия для всей философии и науки в период Нового времени становится понятие тела. Это связано с развитием механики – главной науки XVII – XVIII веков. В свою очередь, такое понимание бытия послужило основой естественнонаучного представления о мире в то время. Период формирования классической европейской науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций бытия, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе. В ряде направлений современной философии делятся попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы VI – V веков до нашей эры – досократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской позиции заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно, и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов, по мысли Парменида, нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее.

Парменид дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее – это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.

Вопреки сложившемуся еще в античной древности мнению, Парменид вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности.

Таким образом, у Парменида бытие – это нечто сущее, существующее бесконечно во времени, безначально и неуничтожимо. Оно предстаёт как единое (цельное – сплошное), не делящееся на части, а потому неизменно, неподвижно. Но оно умопостижимо. Парменид абсолютизирует единое, исключая множественность, которая выступает на первый план у Левкиппа и Демокрита.

Другие философы античности рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика бытия у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня.

Согласно философам античности, становление в сфере бытия возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Гераклита едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего». В понимание диалектики входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих сил и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.

Бытие фиксируется в отношении к небытию, причем противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей.

Наиболее четко выразил это явление Платон, который противопоставлял чувственные вещи чистым идеям как «мир истинного бытия». Душа когда-то была близка богу и, «поднявшись, заглядывала в подлинное бытие». Теперь же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает сущее».

Важнейшей частью философской системы Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе».

Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию.

Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием.

Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и предложил свое решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. По его мнению, единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

Б. Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество Бога и природы, которую он понимал, как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым – как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, он понимал их как совокупность модусов – единичных проявлений единой субстанции бытия. В результате Бог сливается у него с природой, что в философии называется пантеизмом.

Это важная особенность концепций бытия в Новое время. Она состоит в том, что для этих концепций характерен субстанциальный подход к бытию, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые.

Для И. Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного я, а материальное бытие есть продукт этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры, бытие, созданное деятельностью человека. В основе философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему. Сознание не дано, а задано, порождает себя. Очевидность его покоится не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. Сознай свое Я, создай его актом этого осознания – таково требование Фихте. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу.

«От природы» индивид есть нечто непостоянное: его чувственные склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого.

Самоопределение предстает как требование, задача, к решению которой субъекту суждено вечно стремиться.

В развернутом виде учение о бытии представлено в объективном идеализме Г. Гегеля. Для него бытие – наиболее абстрактное, предельное логическое понятие, и, по закону гегелевской триады, оно должно быть «снято» в результате познания, обогатившись конкретным содержанием. Бытие – первая чистая мысль, т. е. «Абсолютная идея», «Мировой разум».

У Гегеля абсолютное бытие есть мировой разум, выступающий субстанцией всего сущего. Абсолютное бытие универсума, по словам Гегеля, и есть сама история.

Установка на рассмотрение бытия как продукта деятельности духа характерна и для философии конца XIX – начала XX веков. При этом по-новому истолковывается само бытие.

С этим связан и историзм в понимании бытия, который берет свое начало в немецком классическом идеализме.

В экзистенциализме для человека бытие духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытие – сознание временности, постоянный страх перед смертью. Как говорил Достоевский: «бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие». В пограничной ситуации- на грани небытия, смерти- возникают острые переживания бытия. Они совмещаются с проблемами этическими, моральным выбором которые должен сделать человек

Онтология

 

Полагается думать, что все то единство, существующее с незапамятных времен) - это наш огромный, безграничный мир. Мир бесконечен. Он развивается по определенной программе, заданной ранее, он не может починяться воли человека. Отсюда возникает очередной вопрос: Как же понимать это единство? Данный вопрос необходимо попытаться решить, ибо в противоречие попадают все определенные вопросы частных наук.

Чтобы основать представление, куда входили бы все отдельные вещи, и которое считалось бы максимально общим для понимания всего мира, необходимо специально понятие, не схожее с обозначением определенных вещей и предметов. Данное представление в нынешней культуре наименуется определением картина мира.

Картина мира - это четко сложившаяся на определенном этапе человеческого развития совокупность мнений, мыслей об устройстве действительности, ее модификации, способах функционирования, которая сформировалась на основе начальных принципов мировоззрения и соединяющая опыт и знания, накопленные человечеством.

Различают некоторые разновидности картин мира:

* религиозная - Бог в религии является главным собирательным понятием;

* научная - Собирательным понятием в науке принято считать термин Энергия,

* философская - Бытие в философии – это бесконечный, единый характер всего мироздания.

Философия — есть онтология, а онтология в свою очередь — поиск цельности мира.

Онтология является разделом философии, который анализирует основные проблемы, касаемые бытия: проблема возникновения мира и единой основы, границы материального мира, а также его многофункциональные законы развития. Термин онтология многозначен. Существуют разнообразные виды данного учения впервые термин “онтология”; был употреблен в лексиконе философии Рудольфа Гоклениуса (1547 – 1628 г.г.) Но как философское определенное понятие данный термин сформулировал немецкий философо-рационалист Хр. фон Вольф (немецкий ученый, 1679 —1754 г.г.). Совсем недавно, онтология в советской философской литературе, являлась, практически нон-грата. Было принято полагать, что философии марксизма не нужны ни онтология, ни гносеология, аксиология и ибо эта философия- есть единое истинное учение о бытии, которое объединяет сразу все эти насущные проблемы. Как же можно объяснить эту неприязнь к данному термину? Возможно, именно тем, когда зародился сам термин, учение онтология воспринималась как неотъемлемая доля метафизики. Марксизм к метафизике относился крайне неприязненно. Однако по истечении времени все вернулось на свои места.

Все без исключения учения философии, всегда заключали совокупность онтологических проблем

 Онтологические вопросы содержат в себе вопросы определенных наук, таких как физика, химия, геологии, которые позволяют понять устройство и происхождение мироздания. Вопросы онтологии сводятся к пониманию единой Вселенной и мира как неразрывного целого.

 



Заключение

Существует огромное множество вопросов, на которые не всегда есть ответы. Для того, чтобы наиболее достоверно ознакомиться с философским учением о бытии, необходимо помнить о наиболее важных понятиях, используемых в философии. В данной работе, были затронуты и рассмотрены все необходимые понятия и определения, с помощью которых мы раскрыли тему данной работы. Бытие как начальное понятие всего лишь исходный пункт философских размышлений о человеке и мире. Философия делает упор на когнитивную, нравственную, и духовную деятельность человека. Проблема данного характера уясняется при помощи категории бытия, и других, тесно связанных категорий небытия, материя, сущность, мера существование, сущее, пространство, субстанция, время, и тому подобное.

Как возникает желание пониманию к целостности мира, которое заложено в основе всея философии? Великий Аристотель видел это так: "Человек от рождения стремится к знанию и самопознанию» (выдержка из его труда по Метафизике) ". Познавать –это искать сущность вещей. Аристотель отдели понятия «познавать» и «видеть». Познавать –быть в поиске чего-то; невидимое – есть существенное для ума, а видимое – есть неполное для глаз. Видеть – значит обозревать при помощи глаз то, что функционирует здесь.

Я думаю, что с Аристотелем нужно согласиться. Каждый человек складывается из того, что есть у него, и чего ему все время не хватает. Жизнь человека имеет свойство беспрерывно задавать миру в сотни вопросов о природы, происхождении человека, и т. д. Все эти вопросы оборачиваются к бытию, недолговечному и постоянному.

Бытие — это предмет изучения онтологии - учении о сущном, о мире в целом. Онтология затрагивает важнейшие вопросы таких наук, как физика, химия, астрономия. Онтология является разделом философии, который анализирует основные проблемы, касаемые бытия: проблема возникновения мира и единой основы, границы материального мира, а также его многофункциональные законы развития. Вопросы онтологии сводятся к пониманию единой Вселенной и мира как неразрывного целого Поэтому, непременно можно сказать, что все живое на Земле тесно связанно друг с другом.

И так, онтология - является важным разделом философского знания, необходимым для подлинного понимания сути вещей…

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: