Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ)

 

Реализация политического курса на переход России к открытой экономике и интеграцию в систему международного разделения труда обусловили либерализацию режима внешнеэкономической деятельности в начале 90-х гг. Сфера внешней торговли была демонополизирована, в результате чего предприятия всех форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономические операции. Были созданы новые таможенные структуры, система валютного и экспортного контроля, призванные осуществлять регулирование внешнеэкономической деятельности, контроль за законностью в этой сфере.

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.

Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (так называемая монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

Особенностью криминализации сферы внешнеэкономической деятельности является активная роль организованных преступных групп. Действия криминальных группировок направлены на извлечение неконтролируемой государством прибыли, укрытие доходов от налогообложения, размещение валютной выручки в иностранных банках и расходование в личных целях за рубежом.

Таким образом, по-прежнему актуальным является дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности, т.е. деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью*(419), в том числе путем осуществления валютных операций.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле"*(420) валютными операциями являются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Одним из основных требований при осуществлении валютных операций, если иное не предусмотрено валютным законодательством, является возложение обязанности на резидентов*(421) в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), репатриации иностранной валюты и валюты РФ, а именно:

- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках*(422) иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

- возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них*(423).

Практическая реализация вышеуказанных требований обеспечивается посредством процедурных и карательных механизмов, предусмотренных российской правовой системой.

Процедурные вопросы регулирует Положение ЦБ РФ N 258-П от 01.06.2004 (ред. от 29.12.2010) "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций"*(424), Инструкция Центрального банка Российской Федерации N 117-И от 15.06.2004 (ред. 29.12.2010) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"*(425)и другие законодательные акты.

Действие указанных нормативных правовых актов распространяется на следующие валютные операции:

осуществление между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (банках-нерезидентах) за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом;

осуществление расчетов и переводов при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации от нерезидентов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом (т.е. при заключении кредитного договора).

Требованием Банка России (Инструкция N 117-И) к проведению таких операций является оформление паспорта сделки (ПС)*(426).

Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке, где резидентом открыты счета, через которые осуществляются валютные операции по контракту (кредитному договору).

При осуществлении валютных операций через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации - для физического лица).

Для оформления паспорта сделки резидент предоставляет в банк:

- два экземпляра паспорта сделки, контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

- разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации и иные документы, предусмотренные ч. 4 ст. 23 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(427).

В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в иностранной валюте резидент дополнительно предоставляет в уполномоченный банк:

- справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим ее совершение;

- документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

При осуществлении валютных операций в валюте РФ резидент, за исключением кредитной организации, предоставляет в уполномоченный банк:

- расчетный документ, оформленный в соответствии с требованиями, установленными п. 1.14 Инструкции N 117-И;

- документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"*(428).

В целях учета операций по договорам кредита и займа резидент дополнительно представляет в уполномоченный банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки:

- справку о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам - при осуществлении валютных операций по кредитному договору через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России;

- справку, содержащую информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств в случае проведения валютных операций по кредитному договору, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС.

Уполномоченный банк ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней информации, предусмотренной п. 1.17 Инструкции ЦБ РФ N 117-И.

Сотрудник банка проверяет представленные резидентом документы в течение 3-х дней. При надлежащем заполнении и оформлении документов один экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки.

Другой экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в банк ПС, возвращается резиденту.

Таким образом, банк имеет возможность контролировать выполнение обязательств между резидентом и нерезидентом по контракту (договору).

Механизм обеспечения исполнения требования о репатриации валютной выручки предусмотрен в том числе ст. 193 УК РФ, устанавливающей ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с российским законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк.

Как следует из ранее сделанного анализа российского валютного законодательства, речь в данной статье идет об уголовно-наказуемом нарушении правил репатриации валютной выручки, полученной резидентами от внешнеэкономической деятельности.

На практике рассматриваемая статья применяется достаточно редко, что во многом обусловлено бланкетным характером уголовно-правовой нормы, необходимостью обращения к нормам валютного, таможенного и иного законодательства, которое в последнее время постоянно совершенствуется в силу изменения экономической обстановки в России, а также увеличения размера невозвращенных средств, влекущего уголовную ответственность до 30 млн. руб.

По данным ГИАЦ МВД России (Ф. 491 Кн. 5), всего зарегистрировано в 2010 г. 366 преступлений, что на 11,6% меньше чем в предыдущем, закончено расследованием 8 уголовных дел, направлено в суд с обвинительным заключением 7, из них органами внутренних дел на транспорте зарегистрировано 95 преступлений, что на 53% меньше АППГ, закончено расследованием 4 уголовных дела, направлено в суд с обвинительным заключением 4. Приостановлено уголовных дел в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, 226 (+193,5% к АППГ), на транспорте - 60 (+185,7%), выявлено лиц, совершивших преступления, -14, на транспорте - 6.

Поэтому подробно остановимся на рассмотрении отдельных элементов состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ.

Предметом преступления выступают средства в иностранной валюте, которые подлежат обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранной валютой являются:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Однако не все средства резидентов в иностранной валюте подлежат обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках. Случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, установлены ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Кроме того, из средств в иностранной валюте, поступивших в собственность или распоряжение резидента за границей, он вправе оплатить банковские расходы и комиссии, если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом указанных платежей. Требование о репатриации не распространяется и на денежные суммы, которые могут уплачиваться нерезидентами в качестве мер договорной ответственности в случае неисполнения ими каких-либо обязательств по внешнеторговым контрактам, кредитным договорам. В Законе отсутствует разрешение не зачислять денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, в связи с уплатой неустоек (штрафов, пеней), переуступкой требования.

"В Письме ФТС России от 10.01.2008 N 01-11/217 (с изм. от 06.06.2011) "О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства"*(429) отмечается, что сумма денежных средств, причитающихся резиденту за переданные нерезиденту товары, может быть уменьшена в результате изменения количества и качества поставленного покупателю товара относительно заявленных грузовой таможенной декларации (ГТД), если риски утери или порчи товара в соответствии с условиями договора несла российская сторона. В частности, сумма выплат резиденту нерезидентом может быть уменьшена в результате:

1) уменьшения количества товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также вследствие наличия не сливаемых остатков в транспортном средстве;

2) невывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации - при подтверждении такого невывоза российским таможенным органом.

Вместе с тем невывоз товаров с таможенной территории России не всегда освобождает резидента от обязанности обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). В соответствии со ст. 458 ГК РФ одним из моментов исполнения обязательств, если иное не предусмотрено договором, является предоставление товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное. Исходя из этого определяющим с точки зрения принятия решения о соблюдении резидентом валютного законодательства является факт передачи товаров от продавца покупателю, а не факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации;

3) изменение состояния товаров вследствие изменения их естественных свойств при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения - при подтверждении качества товара экспертизой, проведенной при передаче товара покупателю;

4) изменение сведений о количестве и качестве поставленного покупателю товара относительно заявленных в ГТД в результате изменения цены товара, вызванное разницей методик их определения или погрешностями методов измерения и подтвержденное актом экспертизы, проведенной в соответствии с условиями договора;

5) уничтожения, утери, ухудшения состояния товара вследствие аварии либо действия непреодолимой силы (после вывоза товара с таможенной территории России), выбытия из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства (при подтверждении данных обстоятельств торгово-промышленной палатой государства, в котором они возникли, или российским торговым представительством, а также - когда риски его утери или порчи в соответствии с условиями договора несла российская сторона);

6) возвращения резиденту ранее переданного товара в контрактные сроки получения денежных средств за данный товар или в сроки, установленные в соглашении о возврате товара, при условии, что такое соглашение заключено в контрактные сроки получения денежных средств;

7) других обстоятельств.

Представляется, что положения письма ФТС необходимо учитывать при рассмотрении материалов предварительной проверки, возбуждении уголовного дела и производстве предварительного расследования при определении того, является ли обоснованным неполное поступление или невозврат средств в иностранной валюте на счет резидента, относится ли деяние к уголовно-наказуемым.

Требование о репатриации касается только внешнеторговой деятельности в смысле Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", поскольку при отсутствии внешнеторгового контракта требование о репатриации не применяется. Так, в соответствии с Информационным письмом Банка России от 06.03.2006 N 34 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля"*(430) при осуществлении расчетов между резидентом и нерезидентом за бункеровку судов нерезидентов топливом в российских портах оформления паспорта сделки не требуется, соответственно, не требуется оформления внешнеторгового контракта, поскольку в соответствии с п. 7, 28 Федерального закона N 164-ФЗ под внешней торговлей товарами, в частности, понимается экспорт товаров, т.е. вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Кроме того, ст. 150, 363 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)*(431) установлено, что перемещение отдельных категорий товаров, в том числе припасов, через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. К припасам, в частности, относятся товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов), за исключением запасных частей и оборудования, если они перемещаются вместе с транспортным средством, то есть эксплуатационные припасы*(432). Таким образом, договоры о бункеровке не подпадают под категорию "внешнеторговый контракт", поскольку в данном случае осуществляется операция без вывоза (ввоза) товара за пределы таможенной границы РФ.

На практике возникает вопрос, что включает в себя понятие "средства в иностранной валюте". На наш взгляд, предметом преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, является не только иностранная валюта, но и ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте (внешние ценные бумаги) по следующим основаниям:

1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютными ценностями являются иностранная валюта и внешние ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам, т.е. комиссионным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ, иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.

Соответственно можно предположить, что к внешним ценным бумагам относятся:

- эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и выпуск которых зарегистрирован на территории или за пределами Российской Федерации;

- иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение иностранной валюты, выпущенные на территории или за пределами Российской Федерации.

2. Учитывая, что используемые в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства и иного законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом*(433), внешние ценные бумаги наряду с внутренними ценными бумагами являются документом, удостоверяющим соблюдение установленной формы и обязательных реквизитов имущественных прав, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ч. 1 ст. 142 ГК РФ). Таким образом, внешняя ценная бумага удостоверяет имущественные права в иностранной валюте.

3. Необходимым условием для квалификации документа в качестве ценной бумаги в соответствии со ст. 144 ГК РФ является определение в законе или в ином установленном им порядке реквизитов ценной бумаги и требований к ее форме, несоблюдение которых влечет ее ничтожность. В соответствии со ст. 1186 ГК РФ право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации. В том случае, когда невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

4. Приобретение и отчуждение внешних ценных бумаг между резидентом и нерезидентом, использование их в качестве средства платежа, перевод внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ, являются валютными операциями (п. 9 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ).

5. Согласно ст. 6 Закона РФ от 02.12.1990 N 395-1 (ред. 07.02.2011) "О банках и банковской деятельности" уполномоченный банк в соответствии с лицензией Банка России осуществлять учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами. Кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Понятие средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк в иностранной валюте, в некоторых случаях трактуется как валютная выручка. Однако такой подход к пониманию предмета данного преступления является достаточно спорным.

Ранее отмечалось, что диспозиция ст. 193 УК РФ является бланкетной. Понятие средств в иностранной валюте и валютных операций, правила, регулирующие порядок обязательного перечисления средств в иностранной валюте на счета в уполномоченных банках, нарушение которых образует объективную сторону состава преступления, устанавливаются валютным законодательством. При этом специальные понятия и термины, требующие толкования в целях уголовно-правовой квалификации, должны использоваться в точном соответствии с их содержанием в валютном законодательстве.

Анализ положений ст. 19, 20 Федерального закона N 173-ФЗ и Инструкции ЦБ РФ N 117-И позволяет сделать вывод, что резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности обязаны обеспечить поступление в уполномоченные банки средств в иностранной валюте на счета, связанные не только с расчетами по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности, но и средств, полученных в результате исполнения кредитных договоров и договоров займа.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие средства в иностранной валюте шире понятия валютной выручки, поскольку включает в себя и иные поступления (в том числе кредиты, проценты по ним, поступления неторгового характера, например, плату за переданную информацию), которые в обязательном порядке должны быть перечислены (возвращены) на счета в уполномоченном банке. Исходя из этого кредитные и иные средства могут быть предметом преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, что необходимо учитывать при квалификации и производстве предварительного расследования по делам рассматриваемой категории.

Преступность деяния состоит в невозвращении средств в иностранной валюте, под которым понимается их невозврат руководителем организации в установленные сроки на российскую территорию после осуществления внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с законодательством для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет*(434). На транзитный валютный счет зачисляются все поступления в иностранной валюте в пользу резидента.

Уполномоченный банк направляет резиденту уведомление о поступивших средствах в иностранной валюте на его транзитный счет. Резидент, в свою очередь, после поступления уведомления предоставляет банку справку, идентифицирующую указанную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций. Далее, в соответствии с распоряжением резидента, средства в иностранной валюте перечисляются на его текущий валютный счет. Таким образом, сделки резидента и расчеты по ним контролируются уполномоченным банком, который имеет право принимать соответствующие меры при непоступлении в срок или поступлении не в полном объеме средств в иностранной валюте по заключенным договорам (контрактам).

Таким образом, под неперечислением средств в иностранной валюте на счета в уполномоченных банках следует понимать неперечисление ее на транзитные валютные счета при проведении валютных операций.

Практические работники часто отмечают неконкретность понятия "невозвращение": является ли это действием или бездействием, или невозвращение может выражаться как в действии, так и в бездействии?

Представляется, что ответственность по ст. 193 УК РФ наступает в следующих случаях:

1) субъект не принял меры (не обеспечил) исполнение обязанности нерезидента по перечислению средств в иностранной валюте, хотя имел фактическую возможность это сделать;

2) резидент предпринял шаги к невозврату денежных средств (например, поручил контрагенту перечислить валюту насчет третьего лица);

3) субъект не перечислил средства в иностранной валюте, полученные от нерезидента, со счета, открытого в банке-нерезиденте, на счет в уполномоченном банке (зачисление валюты сразу на текущий счет либо на счет уполномоченного банка, не оформлявшего операцию, не образует состава преступления);

4) субъект скрыл средства в иностранной валюте, полученные за поставленные товары, работы, услуги. Сокрытая валютная выручка, как правило, не отражается в бухгалтерских документах организации и поэтому является сокрытым доходом, что позволяет квалифицировать действия виновных лиц по совокупности ст. 193 и 199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов с организаций". Однако следует иметь в виду, что уплата всех необходимых налогов с полученных доходов не освобождает виновного от ответственности по ст. 193 УК РФ;

5) перевода средств в иностранной валюте за пределы территории Российской Федерации путем разработки и использования различных схем, в том числе с участием фирм-однодневок.

В сфере импорта один из распространенных способов совершения таких преступлений следующий. В России создается юридическое лицо, имеющее право внешнеэкономической деятельности. Затем руководитель юридического лица открывает на свое имя или на подставных лиц фирму (чаще офшорную) за рубежом. С подставной фирмой заключается договор на якобы импорт товаров или услуг. После этого, непосредственно или с использованием других подставных фирм, в отношении которых юридическое лицо действует как посредник, составляются акты (протоколы) об исполнении договора и в качестве его оплаты перечисляется валюта на счет ранее созданной подставной фирмы за границу. В обоснование законности такого перечисления в уполномоченный банк представляются документы на фиктивную сделку. Чаще всего этот способ характерен для перекачивания валюты, полученной в России противоправным путем.

В сфере экспорта схемы могут носить различный характер. Например, экспортная операция может маскироваться под бартерную с использованием подставной фирмы за рубежом и поставкой из-за границы товаров на сумму, намного меньшую, чем вырученная за экспортированную продукцию. Также с использованием подставных фирм возможно невозвращение валюты со ссылкой на якобы уклонение "партнера" от оплаты экспортной сделки*(435).

Таким образом, невозвращение средств в иностранной валюте может осуществляться как путем действия, так и путем бездействия.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является крупный размер невозвращенных из-за границы средств в иностранной валюте. Согласно примечанию к рассматриваемой статье крупным размером является сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 30 млн. рублей (с 09.04.2010)*(436). Крупный ущерб как признак состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, позволяет отграничивать его от состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ. Кроме того, уголовной ответственности за невозвращение средств из-за границы подлежит только специальный субъект (руководитель организации). Ответственность, установленная ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, распространяется не только на юридических лиц, но и на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Предметом правонарушения может быть не только иностранная валюта, но и валюта Российской Федерации.

Невозвращение средств в иностранной валюте из-за границы является формальным составом*(437), поскольку для его наличия не требуется наступления каких-либо реальных последствий. Поскольку рассматриваемый состав относится к преступлениям средней тяжести, то в соответствии со ст. 30 УК РФ ответственность за приготовление к совершению указанного преступления не наступает, но возможно привлечение виновного за покушение на совершение преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, если преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Возникает вопрос, как квалифицировать действия руководителя организации, который выполняет комплекс действий, направленных на создание условий для совершения преступления? Например, за рубежом создается фиктивное предприятие, предназначенное исключительно для зачисления на его счета валюты, с этим предприятием заключается контракт, предусматривающий предоплату за поставку товара. При этом возможны ситуации, когда правоохранительным органам в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий (например, прослушивания телефонных переговоров) становится известно о противоправных намерениях лица. По сути все это свидетельствует о приготовлении к совершению преступления.

Уголовная ответственность за невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте наступает только при наличии прямого умысла лица. При этом не имеет значения, когда такой умысел возник - до заключения внешнеторговой сделки или уже в процессе ее осуществления. Мотивы совершения преступления также не влияют на квалификацию, но в последующем могут учитываться судом при назначении наказания.

Вместе с тем сам факт неперечисления в установленный срок средств в иностранной валюте на счета в уполномоченном банке еще не свидетельствует о наличии в действиях руководителя организации-резидента состава преступления. Это может явиться следствием недобросовестности зарубежного партнера, изменением конъюнктуры рынка, котировок валют, наличием форс-мажорных обстоятельств. Доказывание вины руководителя является обязанностью следственных органов и представляет собой непростую задачу. Достоверно установить наличие умысла на невозвращение средств в иностранной валюте возможно, как правило, только при глубоком анализе всей совокупности фактических обстоятельств деяния.

На наш взгляд, для решения вопроса о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, необходимо установить следующие обстоятельства:

- имела ли место до заключения договора (контракта) проверка надежности и деловой репутации иностранного контрагента со стороны российского субъекта экономической деятельности (такая информация может быть получена в торгово-промышленной палате, торговом представительстве, официальных органах страны иностранного партнера и т.п.);

- наличие в договоре (контракте) способа обеспечения исполнения обязательства (банковская гарантия, поручительство, залог и т.д.) и дополнительных мер ответственности за неисполнение обязательств (штрафы, проценты и т.п.);

- факт страхования предпринимательских рисков*(438);

- применение форм расчета по договору, которые практически исключают риск неисполнения контрагентом своих обязательств;

- указание в договоре (контракте) или дополнительном соглашении к нему способов разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием судебного органа, который будет рассматривать возникший спор;

- ведение в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);

- предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы*(439). Однако данные факты необходимо тщательно проверять и собирать доказательства того, что резидент обращался к контрагенту с требованием об исполнении обязательств по контракту либо в суд.

Следственная практика показывает, что недобросовестные руководители российских организации легко могут представить документы о ведении с зарубежными партнерами переписки, настаивая на возврате в Россию средств в иностранной валюте за поставленные товары или предоплаченных денежных средств по неисполненным контрактам. Иногда даже имитируется гражданско-правовой спор с зарубежными контрагентами. Фактически же за российским истцом и мнимым зарубежным ответчиком стояло одно и то же лицо - руководитель российской организации, не репатриирующий валютные средства из-за рубежа*(440).

В случае если в процессе следствия будет установлено, что руководители организации действительно занимались претензионной работой и принимали реальные меры по возврату средств в иностранной валюте на свои счета в уполномоченных банках, в их действиях, на наш взгляд, отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, так же как и административного нарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Меры, направленные на возврат средств в иностранной валюте, предпринятые лицом уже после истечения установленного срока (например, после обнаружения правонарушения и возбуждения уголовного дела), не исключают возможности квалификации деяния по ст. 193 УК РФ. В данной ситуации нет оснований и для освобождения лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, хотя рассматриваемое преступление и относится к числу преступлений небольшой тяжести. Возвращение же средств в иностранной валюте в этом случае может быть в последующем учтено судом в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

Как уже отмечалось ранее, имеют место случаи невозвращения средств в иностранной валюте из-за границы с использованием специально созданных как на территории Российской Федерации, так и офшорных зонах и за рубежом подставных фирм. Руководители реально действующих юридических лиц осуществляют вывод средств за границу через фирмы-однодневки, т.е. практически формально их действия не подпадают под действие ст. 193 УК РФ. В этом случае действия руководителей организаций могут быть квалифицированы как соучастие в преступлении, предусмотренном указанной статьей. Установление умысла в этом случае возможно, например, путем изучения переписки, служебных записок, записи телефонных переговоров (явно свидетельствующих об отсутствии намерения получить выручку от офшорной компании) между руководителями фирмы-однодневки и офшорной компании, между последней и руководителем юридического лица.

Приговором Ейского городского суда от 27.06.2011 житель Ейского района А. Калачанов осужден по 7 преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 33, ст. 193 УК РФ, к трем годам шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Калачанов организовал и совершил совместно с иным лицом преступления по невозврату в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте на сумму, соответствующую 520 580 756 рублям.

24 августа 2011 г. определением судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда*(441) приговор оставлен без изменения, а кассационные жалобы стороны защиты - без удовлетворения. При этом в кассационном определении указано: "...Действительно, согласно диспозиции ст. 193 УК РФ исполнителем данного преступления должен быть специальный субъект, а именно руководитель организации. Тем не менее Калачанов А.С. признан виновным в том, что он был не исполнителем, а организатором совершения преступлений, предусмотренных ст. 193 УК РФ, т.е. являлся одним из соучастников. Соучастниками же такого преступления могут быть лица, не являющиеся руководителем организации. На то, что именно осужденный организовал совершение данных преступлений, указывает целая совокупность исследованных в суде доказательств. Так, об организации и руководстве Калачановым совершения таких преступлений сообщили свидетели Г. - руководитель организации, которая была использована для перевода денежных средств за границу РФ, З., У. - работники банков, через которые переводились деньги и которые сообщили, что именно осужденный фактически занимался организацией и руководством денежных переводов, представлял для этого необходимые документы, совершал действия на основании доверенности, от имени организации и т.д. Такие же обстоятельства подтвердили и другие свидетели, допрошенные по делу".

Следует отметить, что ранее за указанные деяния Калачанов осуждался к лишению свободы с применением ст. 73 УК РФ - условно, с испытательным сроком на два года, и по кассационному представлению прокуратуры судом кассационной инстанции приговор был признан несправедливым в связи с чрезмерной мягкостью назначенного наказания.

Субъектом рассматриваемого преступления могут быть только руководители организации-резидента любой формы собственности, обязанные перечислять (контролировать перечисление) средств в иностранной валюте в уполномоченные банки.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете"*(442) руководителем организации является руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. 06.12.2011) "О несостоятельности (банкротстве)" дает понятие руководителя должника, под которым понимается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности*(443).

Анализ рассмотренных положений законодательства дает основание предполагать, что о руководителе организации в уголовно-правовом смысле можно говорить в случае:

- когда законом или учредительными документами юридического лица предусмотрен исполнительный орган;

- когда этот орган является единоличным, а равно когда в коллегиальном исполнительном органе имеется лицо, его возглавляющее;

- для признания иных лиц руководителем должника необходимо, чтобы они действовали от имени юридического лица без доверенности, и это вытекало именно из федерального законодательства*(444).

Это следует и из нормы ст. 273 ТК РФ, согласно которой руководителем организации является физическое лицо, осуществляющее руководство этой организацией, в том числе выполняющее функции ее единоличного исполнительного органа в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

7 июля 2011 г. приговором Боровичского районного суда Новгородской области N 1-222/2011 Томчук С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, и приговорен к наказанию в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года.

Установлено, что в феврале 2008 г. Томчук С.А., являясь генеральным директором и учредителем ООО "Купол", заключил с иностранной фирмой контракт на поставку строительной оснастки термопласт-автомат на сумму 11,45 млн. долларов США. На основании контракта предприниматель перечислил за рубеж на счета иностранной фирмы 8 млн. долларов США, или более 192 млн. рублей. По истечении срока контракта 3 февраля 2009 г. Томчук С.А. не представил сведений о ввозе товарно-материальных ценностей, а также не предпринял мер по возвращению средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. С целью сокрытия преступления Томчук С.А. представил в Боровичский ОСБ копию решения общего собрания и приказа о назначении на должность директора другого лица, не осведомленного о преступных деяниях Томчука С.А. и фактически не осуществлявшего управление, т.е. руководство организацией. При этом юридический адрес и учредитель общества не изменились, что свидетельствовало о корыстных побуждениях Томчука С.А., направленных на личное обогащение*(445).

Преступление, предусмотренное ст. 193 УК РФ, считается оконченным с момента невозвращения средств в иностранной валюте из-за границы, т.е. с момента, когда истекли сроки, установленные договором (контрактом) для каждой конкретной валютной операции*(446) (следующий день после окончания срока для оплаты товаров, возврата средств в иностранной валюте). Должно быть доказано, что предприятие фактически получило эти деньги (например, если операции осуществлялись через счета в банке-нерезиденте).

Так, оперативно-розыскным отделом Липецкой таможни в ходе проверки информации о возможном невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте Обществом с ограниченной ответственностью "Продресурсимпорт" (ООО "Продресурсимпорт") установлено следующее:

21.11.2007 ООО "Продресурсимпорт", Россия (Покупатель) в лице генерального директора Гаврилина и фирма "VERLOCBUSIN ESSGROUPLTD" Болгария (Продавец) в лице директора Andrew-StuartMoray, заключили контракт N 014/11-07/Е на поставку российской стороне Товара согласно спецификациям, являющимися неотъемлемой частью Контракта. Цена на Товар устанавливается на условиях СРТ г. Москвы. Валюта контракта и валюта платежа - евро. Общая сумма Контракта 51 000 000,00 евро.

Согласно п. 3.1 Контракта поставка Товара должна быть произведена в срок до 21 ноября 2008 г., в соответствии с п. 3.2 Контракта Товар поставляется партиями, в течение 180 дней с момента оплаты Товара. Оплата осуществляется путем 100% предварительной оплаты на счет Продавца.

Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 21.11.2008 (подп. 9.7 Контракта).

По информации, представленной ОАО "Липецккомбанк", в соответствии с Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" ООО "Продресурсимпорт" 29.11.2007 оформило ПС N 07110014/1242/0000/2/0.

Во исполнение внешнеторгового контракта N 014/11-07/Е от 21.11.2007, согласно Приложениям (Спецификациям) на поставку товара, в период с 12.12.2007 по 22.01.2008 ООО "Продресурсимпорт" в адрес иностранного партнера осуществило 12 платежей на общую сумму 10 057315,80 евро.

Согласно предоставленной информации ОАО "Липецккомбанк" 23.01.2008 ПС N 07110014/1242/0000/2/0 по контракту от 21.11.2007 N 014/11-07/Е, по заявлению генерального директора Гаврилина в ОАО "Липецккомбанк" был закрыт в связи с переводом контракта на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк. По информации, представленной ОАО АКБ "Связь-Банк", в котором ООО "Продресурсимпорт" имеет открытый расчетный счет, данным предприятием валютные счета не открывались и ПС не оформлялись.

Из представленной уполномоченным банком ОАО "Липецккомбанк" ведомости банковского контроля по ПС N 07110014/1242/0000/2/0, сведения о подтверждающих документах и возврату денежных средств отсутствуют. Данные обстоятельства свидетельствуют, что товар в срок, предусмотренный внешнеторговым Контрактом (для каждой оплаченной партии Товара) на сумму 10 057 315,80 евро не ввезен на таможенную территорию Российской Федерации. Денежные средства в сумме 10 057 315,80 евро, уплаченные нерезиденту за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, не возвращены.

На основании полученных в ходе проверки материалов установлено, что учредителем и генеральным директором ООО "Продресурсимпорт" является гражданин РФ Гаврилин. Все документы по созданию и регистрации предприятия ООО "Продресурсимпорт" в установленном законом порядке, а также внешнеторговый контракт N 014/11-07/Е от 21.11.2007 и все необходимые документы по постановке на обслуживание данного контракта в уполномоченном банке и платежные поручения по перечислению денежных средств в адрес иностранного контрагента были подписаны лично Гаврилиным - данные обстоятельства подтверждаются объяснениями, полученными от Гаврилина по обстоятельствам дела. Также Гаврилин в своих объяснениях пояснил, что какие-либо действия по возврату денежных средств, перечисленных в адрес иностранного контрагента им, не предпринимались.

Согласно имеющимся сведениям ООО "Продресурсимпорт" таможенное оформление товаров по контракту N 014/11-07/Е от 21.11.2007 и паспорту сделки N 07110014/1242/0000/2/0 в таможенных органах РФ не производило. В центральной базе данных ЕАИС "Мониторинг-Анализ" сведения о таможенном оформлении ООО "Продресурсимпорт" ИНН 4826059238 товаров иностранного происхождения в период с 12.12.2007 по настоящее время также отсутствуют.

Частью 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закона) установлена обязанность резидентов в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары.

Учитывая, что сроки возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории РФ) товары в Контракте не установлены, а законодательством России не установлено обязательное требование о закреплении во внешнеторговых контрактах положений, регламентирующих сроки возврата денежных средств за неввезенные на таможенную территорию России товары, в соответствии с ч. 3 ст. 425 ГК РФ договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств. Таким образом, если контрактом не определены сроки возврата денежных средств за неввезенные товары, то денежные средства должны быть возвращены до истечения срока действия внешнеторгового контракта. Контракт от 21.11.2007N 014/11-07/Е действует до 21.11.2008. Следовательно, денежные средства в сумме 10 057 315,80 евро за непоставленные в контрактный срок товары должны быть возвращены до даты завершения исполнения обязательств по контракту, т.е. до 21.11.2008. Сумма невозвращенных денежных средств в иностранной валюте в рублевом эквиваленте по курсу, установленному Банком России по отношению к рублю Российской Федерации на 24.11.2008, составляет 347 193 627,39 руб.

В соответствии со ст. 20, ч. 5 ст. 23, ст. 25 Закона, резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, установлено, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности в рамках внешнеторгового контракта N 014/11-07/Е от 21.11.2007, заключенного ООО "Продресурсимпорт" с иностранным контрагентом "VERLOCBUSINESSGROUPLTD", Болгария, руководитель ООО "Продресурсимпорт" Г. в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не обеспечил возвращение в Российскую Федерацию денежных средств в иностранной валюте, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" сроки исполнения обязательств устанавливаются отдельно каждым внешнеторговым договором (контрактом) и рассчитываются экспортером самостоятельно исходя из времени движения товаров по территории России, времени прохождения банковских документов, условий платежа по контракту и других факторов от даты таможенного оформления товаров.

Исходя из этого неисполнение обязательств по каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение.

В тех случаях, когда руководитель одной организации-резидента, действующий на основании утвержденного устава организации, не обеспечивает выполнение требований, установленных ч. 1 ст. 19 Закона по репатриации резидентами иностранной валюты, его противоправные действия в рамках заключенных им различных внешнеторговых договоров (контрактов) могут быть квалифицированы по ст. 193 УК РФ в совокупности только при наличии достаточных данных, подтверждающих взаимосвязь между соответствующими нерезидентами-контрактодержателями, а также в случае, если данные действия были охвачены единым умыслом*(447).

При квалификации фактов невозврата средств в иностранной валюте следует иметь в виду следующее.

Хищение средств в иностранной валюте требует дополнительной квалификации. Если из-за границы не возвращаются ранее похищенные в России денежные средства, то деяние квалифицируется по совокупности ст. 193 и статьи, предусматривающей ответственность за хищение (как правило, по ст. 159 - мошенничество) УК РФ.

Аналогично квалифицируются действия руководителя организации, который для осуществления внешнеторговой сделки привлекал кредиты третьих лиц, изначально имея умысел на невозвращение средств в иностранной валюте из-за границы.

Предоставление лицом, действующим от имени организации-резидента, в уполномоченный банк Российской Федерации (например, в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" копий фиктивных грузовых таможенных деклараций в качестве документов, подтверждающих факты перемещения на территорию Российской Федерации товаров, может дополнительно квалифицироваться по ч. 3 ст. 327 УК РФ в случаях, если такие копии заверены и содержат реквизиты принявшего их таможенного органа, а также предоставляют права или освобождают от обязанности*(448).

Так, 24.01.2011 Кировский районный суд Иркутска вынес обвинительный приговор директору ООО "БайкалИнтерТелеком" и ряда других коммерческих фирм Кравцову, который обвинялся в невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму свыше 39 млн. рублей, что является крупным размером. Следствием установлено, что Кравцов в 2008 г. заключил от имени ООО "БайкалИнтерТелеком" фиктивный контракт с одной из китайских фирм на поставку строительной техники и перевел по нему за границу 1 млн. 350 тыс. долларов США, или более 39 млн. рублей. Затем, в сентябре 2008 г., он закрыл паспорт сделки, для возвращения денег никаких мер не принимал. Кроме того, ООО "БайкалИнтерТелеком" не зарегистрировано как участник внешнеэкономической деятельности"*(449).

Следует констатировать, что невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, как правило, сопряжено с совершением одного или нескольких сопутствующих преступлений. Практика изучения уголовных дел, возбужденных по ст. 193 УК РФ, показала, что сопутствующими преступлениями являются преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ), против собственности (гл. 21 УК РФ), против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ), преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ) и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: