double arrow

Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 290, 291, 291.1 УК РФ

 

Объектом получения, дачи и посредничества во взяточничестве является нормальная деятельность конкретной управленческой структуры государственного аппарата, основанная на соблюдении законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

С объективной стороны рассматриваемые преступления составляют процесс передачи-получения предмета взятки от взяткодателя взяткополучателю.

Предметом взятки по смыслу диспозиции ч. 1 ст. 290 УК РФ являются: деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

К деньгам следует относить российскую и иностранную валюту, находящуюся в финансовом обороте на момент совершения преступления.

Имущество как предмет взятки должно иметь нарицательную стоимость. При этом не имеет значения, относится ли оно к ограниченно оборотоспособным вещам (оружие, боеприпасы) или обращается свободно на территории Российской Федерации. В случае, когда предметом взятки являются предметы, изъятые из общегражданского оборота, также следует вменять виновным в вину преступления, связанные с нарушением правил их оборота. Например, если в качестве предмета взятки должностному лицу передаются драгоценные металлы, камни или жемчуг, не являющиеся ювелирными изделиями, следует рассматривать вопрос о наличии в действиях виновных лиц преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ (в случае нарушения при этом правил оборота этих предметов), при передаче оружия, боеприпасов - ст. 222 УК РФ и т.д.

В том случае, когда предметом взятки являются денежные знаки (банкноты и монеты), не имеющие хождения в финансовом обороте, но представляющие нумизматическую или коллекционную ценность, при квалификации эти предметы также следует относить к имуществу как предмету взятки.

Ценной бумагой согласно ст. 142-144 ГК РФ является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 (ред. от 23.12.2010) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", предметом взятки также могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами*(458).

К таким выгодам также следует относить безвозмездное оказание услуг (ремонт автомобиля, строительство объекта недвижимости, оказание образовательных, медицинских услуг и пр.) или их оказание по необоснованно заниженной цене. В последнем случае размер взятки составляет разницу между ценой реальной услуги и фактически уплаченной взяткополучателем суммы за оказание этой услуги.

В любом случае предоставляемая взяткополучателю выгода должна иметь имущественный характер. Поэтому указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в уголовном деле денежную оценку. В этой связи в п. 16 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ указано: "Любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов".

Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере. В этом случае действия виновного квалифицируются по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ. В соответствии с примечанием к этой статье крупный размер взятки составляют сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Предметом взятки является только незаконное вознаграждение - имущественные выгоды, незаконно предоставляемые взяткополучателю по решению должностного лица или под влиянием должностного лица государственными, муниципальными органами за счет средств их бюджетов (незаконное выделение квартир, земельных участков).

Напротив, предоставление лицу законного вознаграждения не охватывается понятием взяточничества. К таким случаям следует относить:

- выплату законного вознаграждения по службе (премии);

- трудоустройство родственников или близких должностного лица при условии, что эти лица реально исполняют условия трудового договора в полном объеме. Наоборот, фиктивное трудоустройство, когда указанные лица только лишь числятся на работе и не принимают реального участия в деятельности организации-работодателя, может рассматриваться как "прикрытая" взятка*(459);

- заключение договоров (трудовых, подряда, авторских и пр.) на выгодных условиях.

Следует обратить внимание на отграничение взятки от дарения (получения-дачи взятки от получения должностным лицом простого подарка).

1. Согласно п. 6 и 7 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*(460) гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения); выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации*(461).

2. В соответствии со ст. 575 ГК РФ не допускается дарение работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан; государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

3. Взяточничество предполагает получение взяткополучателем материальных выгод или вещей при условии совершения действий во благо взяткополучателя - имеет место наличие у взяточников встречных обязательств (по совершению действий, бездействия, осуществлению попустительства, покровительства в пользу взяткодателя с использованием служебного положения) по отношению к взяткодателю - встречного предоставления. В соответствии со ст. 572 ГК РФ при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением (данная сделка является притворной, т.е. сделкой, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, и в соответствии со ст. 170 ГК РФ признается ничтожной - договор дарения не имеет места).

Следовательно, стоимость подарка не является составообразующим элементом объективной стороны состава ст. 290 УК РФ, т.е. для квалификации взяточничества значения не имеет*(462), и ссылка на ст. 575 ГК РФ при квалификации взяточничества несостоятельна.

В этом отношении Верховный Суд РФ постановил: "По смыслу закона получение взятки - преступление, совершаемое из корыстных побуждений, когда должностное лицо сознает, что материальные ценности ему переданы как взятка за совершение определенных действий, входящих в его служебные полномочия, в интересах взяткодателя"*(463).

Поэтому любой подарок, независимо от его стоимости, является предметом взятки только в том случае, если вручение подарка находится в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями в пользу взяткодателя или такие действия находятся в причинной связи с последующим вручением подарка.

В любом случае в качестве предмета взятки следует признавать имущественные блага, приобретаемые должностным лицом исключительно в связи с его должностным положением и служебной деятельностью.

Наиболее полная характеристика объективной стороны взяточничества невозможна без предварительного анализа понятия должностного лица как субъекта получения взятки.

Субъектом дачи взятки может выступать любое физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста уголовной ответственности.

Субъектом получения взятки является должностное лицо. В соответствии с примечаниями к ст. 285 УК РФ это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ и в воинских формированиях Российской Федерации. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов полиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др.)*(464).

Примечание к ст. 290 УК РФ указывает еще на два вида субъектов получения взятки. Это иностранное должностное лицо (любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия) и должностное лицо публичной международной организации (международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени).

Учитывая, что круг лиц, которые являются субъектами получения взятки, установлен в примечаниях к ст. 285, 290 УК РФ и уточнен в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 (включая субъекта преступления, описанного в диспозиции ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует обратить внимание на наиболее острые вопросы установления наличия надлежащего субъекта получения взятки.

Субъект взятки должен:

1) обладать организационно-распорядительными функциями. Под организационно-распорядительными функциями понимается осуществление полномочий по руководству аппаратом государственного органа либо органа местного самоуправления (подбор и расстановка кадров, поддержание трудовой дисциплины, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий);

2) выполнять административно-хозяйственные функции. Под выполнением должностным лицом административно-хозяйственных функций понимается совершение действий по управлению или распоряжению государственным либо муниципальным имуществом. Этими полномочиями в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях наделены, в частности, начальники хозяйственных и финансовых отделов и служб.

Временное исполнение указанным лицом обязанности по определенной должности предполагает то, что эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке.

В соответствии с законом субъектами должностного преступления могут быть также лица, осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию, предоставленному им правомочным органом либо должностным лицом.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных и муниципальных учреждений, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности. Если на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение функций должностного лица, то в случае получения предмета взятки за их исполнение (неисполнение) в действиях этого лица присутствует состав взятки.

Лица государственных организаций и органов местного самоуправления, не относящиеся к категории должностных лиц, а также частные лица, участвующие в той или иной форме в совершении должностных преступлений, в которых исполнителями выступают должностные лица, несут ответственность как соучастники преступления. Квалификация таких деяний осуществляется со ссылкой на ст. 33 УК РФ. Если такие лица входят вместе с должностными лицами в состав организованной преступной группы или группы лиц, объединившихся по предварительному сговору, такие деяния охватываются диспозицией п. "а" ч. 4 ст. 290 УК РФ.

На основании п. 6 указанного постановления Пленума поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами и в случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением подлежат ответственности по ст. 204 УК РФ.

Действия посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК РФ.

Посредником в получении или даче взятки будет являться лицо, действующее в интересах взяткополучателя или взяткодателя.

Посредничеством в соответствии со ст. 291.1 УК РФ является "непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере". Значительный размер определен в примечании к ст. 290 УК РФ "сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей".

Посредничество может быть двух видов: физическое (лицо непосредственно передает взятку) и интеллектуальное (лицо содействует установлению связи между взяткодателем и взяткополучателем).

Объективной стороной посредничества будет являться не только непосредственная передача либо содействие в получении взятки, но и обещание или предложение посредничества, а также иные действия, составляющие процесс реализации встречных обязательств взяткодателя или взяткополучателя.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины, наличие корыстной цели законом не определена, однако не исключается наличие единого умысла со взяткодателем или получателем. Состав преступления формальный, деяние считается оконченным с момента совершения действий указанных в диспозиции статьи.

Субъектом дачи взятки может выступать любое физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста 16 лет.

Субъектом получения взятки (ст. 290 УК РФ) может являться и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения (п. 4 указанного постановления).

Учитывая изложенное, а также положение п. 3 постановления, в уголовном деле должно быть тщательно отражено, какие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (постоянно или временно) выполняло лицо, привлеченное к ответственности за получение взятки.

Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

Объективная сторона получения взятки выражается:

- в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;

- в способствовании указанным действиям (бездействию) в пользу тех же лиц со стороны должностного лица в силу его должностного положения;

- в общем покровительстве или попустительстве по службе по отношению к взяткодателю и представляемым им лицам;

- в совершении должностным лицом незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.

Дача взятки, а равно ее получение должностным лицом считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, взяткодатель несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ. Если оговоренная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.

Следует учитывать, что не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

Учитывая, что окончание получения взятки связывается с моментом получения взятки, наличие состава в действиях получателя присутствует независимо от того, совершены фактически или нет действия, за совершение которых передавался предмет взятки. В том случае, если указанные действия выполняются до передачи предмета взятки, выполнение состава связывается с получением этого предмета. При этом, если должностное лицо в активной или пассивной форме не выразило согласия на получение взятки, само по себе завладение предметом взятки не может рассматриваться в качестве получения взятки.

Изложенное касается определения момента окончания взятки при получении виновным предмета взятки в виде вещи, ценной бумаги или денег. Временем окончания взятки (ее принятие виновным) следует считать:

- при принятии взятки в виде вещи и других имущественных благ, права на владение которыми полежат регистрации (недвижимость, именная ценная бумага и др.), - момент регистрации приобретения права;

- при выполнении работ, оказании услуг - момент их фактического выполнения, когда взяткополучатель приобретает реальную возможность ими воспользоваться;

- в момент реального приобретения права или наступления условий, предоставляющих имущественную выгоду взяткополучателю - момент получения беспроцентного кредита в банке или момент освобождения от обязанностей возврата долга, когда срок его погашения истек.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет (п. 9 постановления). Иными словами, в качестве взятки следует рассматривать и заранее не обусловленное вознаграждение должностного лица за уже совершенное им действие или бездействие.

Взятка может быть получена как за незаконные действия (бездействие) должностного лица, так и за действия (бездействие), которые входят непосредственно в его компетенцию, в то время как должностное лицо было вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя (представляемых им лиц) то или иное действие (бездействие).

Под законными действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя (ч. 1 ст. 290 УК РФ), следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Под незаконными действиями должностного лица (ч. 2 ст. 290 УК РФ) следует понимать неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (п. 9 постановления).

Объективную сторону взятки также могут составлять действия должностного лица, которое хотя и не обладало полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могло за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п. 10 постановления).

Если между взяткодателем и взяткополучателем не оговаривались конкретные действия, которые за вознаграждение должно совершить должностное лицо, общее покровительство и попустительство по службе в этом случае предполагает совершение должностным лицом в пользу взяткодателя определенных действий по службе, составляющих общее покровительство и попустительство.

Относительно особенностей установления квалифицирующих признаков получения взятки необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

Действия организатора, подстрекателя или пособника взятки в этом случае квалифицируются по ст. 33 УК РФ и ч. 3 ст. 290 УК РФ.

Взятка является полученной группой лиц по предварительному сговору, если в ней участвовали два и более должностных лица, заранее договорившихся о совместном совершении данного преступления. Преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц.

Должностное лицо, получившее взятку без предварительной договоренности с другим должностным лицом, а затем передавшее последнему в интересах взяткодателя часть полученного, несет ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 290 и 291 УК РФ.

Исходя из смысла ст. 35 УК РФ в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных ст. 290, 291, 291.1 УК РФ (без ссылки на ст. 33 УК РФ). В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.

Если в получении взятки группой лиц по предварительному сговору участвует частное лицо либо государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, содеянное этими лицами следует квалифицировать как соучастие в получении взятки. Если в указанном преступном сговоре участвовало наряду с частным лицом одно должностное лицо, то действия первого при отсутствии иных отягчающих обстоятельств данного преступления должны быть квалифицированы по ст. 33 и ч. 1 ст. 290 УК РФ, а если в указанном сговоре наряду с частным лицом состояло несколько должностных лиц, о чем было заведомо известно частному лицу, содеянное последним квалифицируется по ст. 33 и п. "а" ч. 4 ст. 290 УК.

Вымогательство взятки означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам граждан, либо создание для гражданина таких условий, когда он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Иными словами, вымогательство предполагает наличие угрозы со стороны должностного лица. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и ущемляющие его интересы.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и наличием корыстной цели.

Дача взятки (ст. 291 УК РФ) неразрывно связана с ее получением.

Объективная сторона дачи взятки заключается в даче (незаконном вручении, пересылке, зачислении на счет, оплате расходов и т.д.) должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера (ч. 1 ст. 291 УК РФ). Квалифицирующим признаком в ч. 2 ст. 291 УК РФ выступает дача взятки за заведомо незаконные действия (бездействие) должностного лица.

Дачей взятки лицо преследует цель извлечь соответствующую пользу для себя либо для представляемых им лиц, осознавая при этом, что получившее взятку должностное лицо может или должно совершить соответствующие действия по службе либо, напротив, не должно принимать мер, которые следовало принять.

Если взяткодатель, передавая должностному лицу деньги или иное имущество, склоняет его к совершению противоправных действий, образующих иной состав преступления (например, превышение должностных полномочий, служебный подлог), содеянное взяткодателем должно квалифицироваться по совокупности как дача взятки и соучастие в совершении соответствующего преступления.

В п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" разъяснено, что действия лица, давшего взятку за получение каких-либо преимуществ для государственных или общественных организаций, должны квалифицироваться как дача взятки, а при наличии оснований - по совокупности с другими преступлениями (хищение, злоупотребление должностными полномочиями и др.).

Дача взятки окончена в момент принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда предлагаемая взятка не принята, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки, а действия его посредника - как соучастие в покушении на дачу взятки.

Субъектом данного преступления, как отмечалось, могут быть любые лица, достигшие 16-летнего возраста.

С субъективной стороны дача взятки характеризуется только прямым умыслом. Давая взятку, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должностного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе.

Субъективная сторона квалифицированной дачи взятки (ч. 2 ст. 291 УК РФ) характеризуется тем, что лицо, давая взятку, осознает, что склоняет должностное лицо к совершению заведомо незаконных действий (бездействия) по службе и желает наступления конкретного результата таких действий (бездействия) (выдача подложного документа, постановка вне очереди на получение жилья в нарушение установленного порядка, отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение вопреки требованиям уголовно-процессуального закона и т.д.).

Если взяткодатель не осознавал это обстоятельство (добросовестно заблуждался относительно законного характера требуемых от взяткополучателя действий (бездействия)), данный квалифицирующий признак в действиях виновного отсутствует.

Основанием для прекращения уголовного дела в отношении взяткодателя является наличие обстоятельств, указанных в примечании к ст. 291 УК РФ. Основаниями освобождения взяткодателя от уголовной ответственности согласно данному примечанию являются два обстоятельства:

- если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;

- если лицо добровольно сообщило государственному органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Заявление о даче взятки (устное или письменное), поданное в государственный орган, имеющий право возбудить уголовное дело, должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным заявление, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти (п. 22 постановления).

Вместе с тем Пленум Верховного Суда РФ в указанном постановлении указал на то, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по указанным выше основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления, поэтому он не может быть признан потерпевшим и претендовать на возвращение ему денег или иных ценностей, переданных в качестве взятки.

Однако переданные взяткополучателю деньги и другие ценности подлежат возвращению владельцу в тех случаях, если:

- лицо до передачи предмета взятки добровольно сообщило о предстоящей даче взятки государственному органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и их передача происходила под контролем с целью изобличения взяткополучателя;

- взяткодатель для предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов либо правоохраняемых интересов представляемых им лиц вынужден был передать деньги и иные ценности в качестве взятки в результате ее вымогательства со стороны взяткополучателя.

Следует обратить внимание на некоторые спорные вопросы, возникающие при квалификации взяточничества.

1. Взятка в интересах организации.

Ситуация, когда взятка дается не в интересах частного лица - взяткодателя, а в интересах государственных и муниципальных организаций (например, в целях получения дополнительного финансирования), разрешена Пленумом Верховного Суда в п. 12 постановления от 10.02.2000 N 6 следующим образом: "Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение по ст. 291.1 УК РФ.

2. Незаконные действия взяткополучателя, совершенные за взятку.

Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений - по ч. 2 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п.)*(465).

Коллизия ст. 285 и ч. 2 ст. 290 УК РФ при квалификации деяния, когда должностное лицо из корыстной заинтересованности за взятку, используя свои служебные полномочия, совершает действия вопреки интересам службы, влекущие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (т.е. выполняет идеальную совокупность составов преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 285 и 290 УК РФ), разрешена Верховным Судом РФ следующим образом: "По смыслу уголовного закона незаконные действия против интересов службы, совершенные должностным лицом за взятку, представляют собой часть диспозиции ст. 290 УК РФ (взяточничества). В связи с этим указанные действия не требуют дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ (как злоупотребление должностными полномочиями)"*(466).

Коллизия ст. 292 и ч. 2 ст. 290 УК РФ аналогично разрешена Верховным Судом РФ в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2001 N 945п01 следующим образом.

Так, Логинов судом признан виновным в том, что, будучи должностным лицом, он получал взятки и вносил в официальные документы заведомо ложные сведения. Преступления совершены при следующих обстоятельствах. Логинов, являясь доцентом кафедры, как преподаватель согласно трудовому договору был наделен правом приема экзаменов у студентов. Несдача студентом зачета или экзамена влекла определенные правовые последствия: он не допускался к следующей сессии, не переводился на следующий курс и мог быть отчислен из вуза. Выполнение студентами учебных планов учитывалось официальными документами - экзаменационными ведомостями, листами и зачетными книжками, на основании которых принимаются решения о переводе студентов на следующий курс, а в итоге - о допуске к дипломной работе. В нарушение своих должностных обязанностей Логинов за взятки ставил зачеты и удовлетворительные оценки за курсовые проекты и за экзамены без самой процедуры их приема.

Логинов был осужден по ст. 292 УК РФ и ч. 4 п. "б" ст. 290 УК РФ (исходя из обстоятельств дела и изменений уголовного законодательства, по действующему УК РФ п. "б" ч. 4 ст. 290 в настоящее время охватывается совокупностью совершения нескольких преступлений по ч. 2 ст. 290 УК РФ).

Рассмотрев все обстоятельства дела, изложенные в приговоре, Президиум Верховного Суда РФ постановил: "Статья 292 УК РФ подлежит исключению из приговора, поскольку совершенные Логиновым действия, связанные с внесением в экзаменационные листы и зачетные книжки студентов ложных сведений, - удовлетворительных оценок за экзамены и за защиту курсовых проектов, без фактической аттестации и без принятия курсовых проектов, составляют объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, и дополнительной квалификации не требуют"*(467).

Следует иметь в виду, что по смыслу диспозиции ч. 1 ст. 292 УК РФ в действующей редакции данное правило не может применяться при наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292.1 УК РФ.

3. Разграничение взяточничества и мошенничества.

Действия должностного лица, которое, получая предмет взятки, не намерено совершить обусловленные действия, заведомо не имея возможности такие действия совершить, Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 10.02.2000 N 6 предписывается квалифицировать по ст. 159 УК РФ: "Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ.

Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами".

Как мошенничество следует также квалифицировать действия лица, получающего от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

4. Разграничение дачи взятки и провокации взятки.

Основываясь на изложенной выше характеристике взяточничества, необходимо обратить внимание на то, что в отличие от дачи взятки провокация взятки (ст. 304 УК РФ) состоит в попытке передачи должностному лицу, без его согласия, предмета предполагаемой взятки в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Иными словами, провокация отличается от дачи взятки по следующим основаниям:

- момент окончания - попытка передачи, т.е. совершение активных действий, непосредственно направленных на создание имитации получения должностным лицом взятки (это может быть оставление предмета взятки в кабинете должностного лица, незаметное подкладывание денег в деловые, служебные документы, передача предмета взятки родственникам с введением их в заблуждение относительно характера этих действий или обман относительно согласия должностного лица, зачисление денег на счет и пр.). Момент окончания этого деяния не связывается с осуществлением виновным всех действий по провокации в отношении потерпевшего, которые он считал необходимыми для достижения специальной цели;

- наличие специальной цели - искусственного создания доказательств совершения мнимой взятки либо шантажа должностного лица;

- отсутствие согласия мнимого взяткополучателя.

В этом отношении Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10.02.2000 N 6 указал на то, что субъектом провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ) может быть любое лицо, действующее с прямым умыслом в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Данное преступление является оконченным с момента попытки передачи денег или иных материальных ценностей либо попытки оказания услуг имущественного характера.

В соответствии с изложенным в уголовном деле следует отражать, не было ли предварительной договоренности с должностным лицом о согласии принять предмет взятки. При отсутствии такой договоренности и отказе принять предмет взятки лицо, пытавшееся вручить названный предмет в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, подлежит ответственности по статье 304 УК РФ.

От провокации взятки следует отличать проводимые оперативно-розыскные мероприятия (например, оперативный эксперимент). Проведение оперативного эксперимента не может рассматриваться как провокация взятки, поскольку передаче предмета взятки предшествует ее требование со стороны должностного лица либо его согласие на его получение, а передача предмета взятки производится под контролем и при участии сотрудников органа, осуществляющего оперативно-розыскное мероприятие. На данное обстоятельство обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10.02.2000 N 6: "Не является провокацией взятки или коммерческого подкупа проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе. Если провокация взятки или коммерческого подкупа совершена должностным лицом с использованием служебного положения, содеянное им следует дополнительно квалифицировать по статье 285 УК РФ".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: