double arrow

I. Общие положения и область применения

1

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от__________                                         М о с к в а                                    №_____

 

Об утверждении СП 2.4.2.         - 20

«Санитарно-эпидемиологические правила

к устройству, содержанию, режиму работы

организаций воспитания и обучения, отдыха

и оздоровления детей и молодежи»

 

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ                                «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1, (ч. I),              ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19,                   ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21; № 1 (ч. I), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 29 (ч. I), ст. 3418; № 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. I), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (ч. I), ст. 11; № 27, ст. 3951, № 29 (ч. I), ст. 4339; № 29 (ч. I), ст. 4359; № 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, № 27 (ч. I), ст. 4160; № 27 (ч. II), ст. 4238; 2017, № 27, ст. 3932; № 27, ст. 3938; № 31 (ч. I), ст. 4765; № 31 (ч. I), ст. 4770; 2018, № 17, ст. 2430; № 18, ст. 2571; № 30, ст. 4543; № 32 (ч. II), ст. 5135)  и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) п о с т а н о в л я ю:

Утвердить СП 2.4.2.     - 20«Санитарно-эпидемиологические правила к устройству, содержанию, режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (приложение).

 

                                                                                                                 А.Ю. Попова

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Главного государственного санитарного

врача Российской Федерации

от «___» ______2020 г. №…..

 

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 

Санитарные правила

СП 2.4.2.______-20

 

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарные правила (далее - Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, неинфекционных заболеваний в образовательных организациях; организациях по присмотру и уходу за детьми; организациях отдыха детей и их оздоровления; в общежитиях для обучающихся образовательных организаций, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, в организациях, предназначенных для временного проживания детей и молодежи; а также при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.

1.2. Правила и гигиенические нормативы (ГН) действуют на территории Российской Федерации, устанавливают требования к организациям воспитания и обучения детей[1] и молодежи[2], отдыха и оздоровления детей[3] далее (Организации); являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией организаций, осуществляющих образовательную деятельность, деятельность по уходу и присмотру за детьми, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления (далее по тексту – Организации), а также в проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи. Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и походов.

1.3. Введенные в эксплуатацию и ранее построенные здания Организаций, в части архитектурно-планировочных решений, функционируют в соответствии с проектом.

1.4. Функционирование Организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим Правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

1.5. Работники Организаций, осуществляющих образовательную деятельность и деятельность по уходу и присмотру за детьми, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, услуги по предоставлению проживания (общежития) проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в установленном порядке[4], профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года, работники пищеблоков – ежегодно); должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок[5]; иметь личную медицинскую книжку (с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе)[6].

1.6. Допускается возможность использования территории и помещений Организаций иными юридическими и физическими лицами (в соответствии с заявленным у Организации видом деятельности).

1.7. Проведение всех видов ремонтных работ в Организациях в присутствии детей не допускается.

1.8. В Организациях должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов.

1.9. При нахождении детей в Организации более 4 часов предусматривается возможность организация горячего питания. Питание детей и молодежи в Организациях может осуществляться самостоятельно или с привлечением сторонних организаций (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и их реализацию (производственно-логистический комплекс[7]; базовая организация общественного питания[8]; столовая, работающая на сырье[9]; столовая, работающая на сырье и полуфабрикатах[10]; столовая, работающая на полуфабрикатах[11]; столовая-доготовочная; буфет-раздаточная).

1.10. В случаях возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, руководитель Организации немедленно  (в течение первых двух часов) информирует территориальные органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обеспечивает проведение комплекса профилактических и (или) противоэпидемических мероприятий.

1.11. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

1.12. Количественные значения факторов, характеризующих условия воспитания, обучения и оздоровления детей и молодежи должны соответствовать значениям факторов среды обитания, установленных требованиями Гигиенических нормативов (далее - ГН), в том числе:

- параметры воздушной среды должны соответствовать приложению 1 ГН «Атмосферный воздух городских и сельских поселений»;

- питьевая вода – приложению 3 ГН «Различные виды вод»;

- параметры микроклимата, естественной и искусственной освещенности, шума, электромагнитных полей – приложению 5 ГН «Физические факторы»;

- площади территории и помещений, размеры оборудования, показатели совмещенной освещенности, режим дня, режим образовательного процесса приложению 6 ГН «Условия обучения, лечения, ухода, присмотра, отдыха, оздоровления, занятия спортом детей»;

- книжные и электронные средства обучения – приложению 7 ГН «Гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных и электронных изданий».

В Организациях питание и качество пищевых продуктов должны соответствовать настоящим санитарным правилам и санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения.

1.13. Методическими рекомендациями к выполнению требований настоящих Правил и гигиенических нормативов (ГН) образовательными организациями, организациями отдыха и оздоровления детей и молодежи, организациями по присмотру и уходу за детьми; организациями, предоставляющими услуги по проживанию (общежития), организациями по производству готовых блюд и кулинарных изделий, обеспечивающими здоровым питанием детей и молодежи определен перечень рекомендуемых к реализации мероприятий, направленных на обеспечение обязательных требований.

1.14. Санитарные правила содержат общие обязательные требования, распространяющиеся на все виды (типы) Организаций и специальные обязательные требования, распространяющиеся на отдельные виды (типы) Организаций.

 

II. Общие требования

2.1. Требования к размещению Организаций.

2.1.1. Организации должны размещаться  за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территорий жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений.

Через территорию Организации не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения – водоснабжения, водоотведения, тепло- и энергоснабжения, газоснабжения.

2.2.2. В районах Крайнего Севера обеспечивается ветро- и снегозащита территории.

 

2.2. Требования к территории Организаций.

2.2.2. Территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором (при наличии у Организации собственной территории) и полосой зеленых насаждений.

Территорию озеленяют из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории.

Допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками территорий Организаций в районах Крайнего Севера с учетом особых климатических условий в этих районах. В городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения на 25-30% площади территории, свободной от застройки.

В целях предупреждения возникновения отравлений среди детей и молодежи при озеленении территории не используют плодоносящие ядовитыми плодами деревья и кустарники.

2.2.3. Спортивные и игровые площадки должны иметь твердое, покрытие с утрамбованным грунтом, футбольное поле – травяной покров. Покрытие должно быть беспыльным, выполнено из материалов в соответствии с областью применения. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, и изготовленны из материалов, безвредных для здоровья детей.

Спортивные занятия и оздоровительные мероприятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми или паводковыми водами.

Для проведения занятий по физической культуре, спортивных соревнований допускается использование спортивных сооружений (площадок, стадионов, бассейнов), расположенных вблизи Организации и оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства и гигиенических нормативов.

2.2.4. Д ля очистки территории от снега использование химических реагентов не допускается.

2.2.5. В хозяйственной зоне оборудуют площадку с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. На площадке устанавливают контейнеры (мусоросборники) с плотно закрывающимися крышками. Размеры площадки превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны.

2.2.6. Покрытие проездов, подходов и дорожек на территории Организации должно быть ровным, без выбоин и дефектов.

2.2.7. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с основной деятельностью Организации, не допускается.

2.2.8. По результатам энтомологической оценки территории (при наличии показаний) проводится противоклещевая (акарицидная) обработка, мероприятия по борьбе с грызунами с последующим контролем качества проведенных обработок.

2.2.9. Использование территорий парков и зеленых массивов, расположенных за пределами территории Организации, возможно после проведения их энтомологического обследования, акарицидной обработки, проведения дератизационных мероприятий с последующим контролем качества проведенных обработок.

2.3. Требования к зданиям, строениям, сооружениям.

 

2.3.1. Планировка зданий, строений, сооружений должна обеспечивать функциональность в эксплуатации и обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов.

Встроенные, встроенно-пристроенные к жилым зданиям (или к зданиям административного и общественного назначения) Организации должны иметь самостоятельные вход и выход, отдельно огороженную территорию, при этом стоянка автотранспорта персонала должна располагаться за пределами придомовой территории.

Размещение помещений для детей и помещений медицинского назначения в подвальных и цокольных этажах не допускается, за исключением гардеробных, туалетов, кладовых для хранения инвентаря. Подвальные помещения должны быть сухими и чистыми.

Учебные помещения для занятий детей дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 11 лет) размещаются не выше третьего этажа здания.

Минимальный набор помещений Организаций с круглосуточным пребыванием включает: жилые помещения, помещения для организации питания[12], помещения медицинского назначения[13], помещения для реализации образовательных программ (учебные классы (комнаты самоподготовки) и (или) по уходу и присмотру за детьми (игровые), душевые, умывальные, туалеты для детей, постирочные, комнаты хранения постельного белья, комнаты и туалеты для персонала.

В Организациях с дневным пребыванием набор помещений включает: помещения, обеспечивающие реализацию основного вида деятельности, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения и вспомогательные помещения.

2.3.2. Использование имеющихся в Организации площадных трансформируемых пространств (актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные аудитории) для многофункционального использования осуществляется в соответствии с задачами образовательного процесса в Организации, при условии их оборудования в соответствии с настоящими правилами.

Вариативность пространства, формы и организации проведения учебных занятий определяется локальными нормативными актами Организаций.

2.3.3 Объемно-планировочные решения помещений для приготовления пищи должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. В столовых, работающих на полуфабрикатах, использование пищевого сырья не допускается.

2.3.4. Размещение работников и обучающихся в жилых помещениях (общежитиях) производится с соблюдением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации норм жилой площади на одного человека.

 

2.4. Требования к оборудованию помещений.

2.4.1. Входы в здания оборудуют тамбурами или воздушно-тепловыми завесами в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха.

2.4.2. Количество обучающихся, воспитанников и отдыхающих не должно превышать проектную вместимости Организации.

2.4.3. Обучающиеся, студенты, воспитанники и отдыхающие обеспечиваются мебелью в соответствии с росто-возрастными особенностями. Функциональные размеры детской мебели для сидения (стульев) и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами.

Мебель (столы и стулья) маркируется цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой. Цветовая маркировка наносится на видимую боковую наружную поверхность стола и стула. Парты (столы) расставляют: меньшие - ближе к доске, большие – дальше от доски.

В зависимости от назначения помещений используются различные виды мебели, в том числе, трансформируемой. В учебных помещениях табуретки и скамейки вместо стульев не используют. Мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей.

Покрытие столов и стульев должно быть гладким, без видимых повреждений и выполнено из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфекционных средств.

2.4.4. Учебные классы и кабинеты оборудуют классными досками. Допускается наряду с основной доской размещать по периметру класса дополнительные доски для самостоятельной работы обучающихся.

Размещение учебных досок должно обеспечивать угол видимости (от края доски до середины крайнего места обучающегося за передним столом) не менее 35° для обучающихся 5-11-х классов, студентов и не менее 45° для воспитанников и обучающихся начальных классов.

Интерактивные доски или иные средства отображения информации устанавливаются с фронтальной стороны. Диагональ интерактивной доски (интерактивной панели) не должна превышать 2,0 м и соответствовать размерам помещения, в котором она эксплуатируется. Минимальное расстояние от интерактивной доски до первых парт не должно быть меньше 2-х кратной высоты (рабочей поверхности) доски, максимальное расстояние - не более 4-х кратного значения высоты интерактивной доски. Вновь приобретаемые интерактивные доски должны иметь конструкцию, основанную на обратной проекции (ультракороткофокусный или короткофокусный проектор).

Преподавание предметов осуществляется с использованием основной учебной доски и (или) интерактивной доски.

Расстояние от основной или интерактивной доски до первой парты (стола) должно быть не менее 2,4 м при трехрядной расстановки мебели и 3,0 м при четырехрядной расстановке мебели.

Учебные доски с использованием мела оборудуются дополнительными источниками искусственного освещения, направленными непосредственно на рабочее поле (софитами) и должны иметь темное антибликовое покрытие.

Учебные доски (с использованием мела) должны иметь темное, антибликовое покрытие.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным.

2.4.5. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки (нетбуки), планшеты, электронные средства обучения используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.

Во время учебных занятий и перемен в Организации рекомендуется введение ограничений на использование личных устройств мобильной связи воспитанниками, обучающимися, студентами и отдыхающими.

2.4.6. Пищеблоки оборудуют технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем, обеспечивающим соблюдение технологии приготовления блюд, режим обработки, условия хранения пищевой продукции, регламентированные производителем.

Оборудование, инвентарь, посуда и тара должны быть выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами, а также предусматривать возможность их мытья, обеззараживания и прокаливания. Допускается использование одноразовой столовой посуды и приборов.

Посуда для приготовления блюд должна быть выполнена из нержавеющей стали. Инвентарь, используемый для раздачи и порционирования блюд, должен иметь мерную метку объема в литрах и (или) миллилитрах.  

Использование деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью кухонной и столовой посуды; столовых приборов (вилки, ложки) из алюминия; инвентаря с трещинами и механическими повреждениями не допускается.

Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование – контрольными термометрами.

Технологическое и холодильное оборудование должно быть исправным.

Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими, устойчивыми к действию моющих и дезинфекционных средств, отвечать требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Покрытие стола для работы с тестом (столешница) должно быть выполнено из дерева (бук и т.п.).

При замене оборудования в цехах для приготовления холодных закусок рекомендуется установка столов с охлаждаемой поверхностью

Кухонная посуда, столы, инвентарь, оборудование должны быть промаркированы и использоваться в соответствии с маркировкой.

Для обеззараживания воздуха в холодном цехе используется бактерицидная установка для обеззараживания воздуха (рециркулятор).

При отсутствии холодного цеха рециркулятор устанавливают на участке (в зоне) приготовления холодных блюд, в мясорыбном, овощном цехах и в помещении для обработки яиц.

Количество технологического, холодильного и моечного оборудования, инвентаря, кухонной и столовой посуды должн о обеспечивать поточность технологического процесса и объем одномоментно приготавливаемых блюд на количество питающихся (единовременно).

Обеденные залы оборудуют столовой мебелью (столами, стульями, табуретами, скамьями), имеющей ровное (без видимых повреждений) покрыти е, позволяющее проводить обработку с применением моющих и дезинфекционных средств.

2.4.7. Спальные комнаты для проживания обеспечивают кроватями, тумбочками и стульями (табуреты) по количеству проживающих, столом, шкафом (шкафами) для хранения одежды и обуви.

2.4.8. Кровати должны иметь твердое ложе. Каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным бельем (наволочкой, простыней, пододеяльником) и полотенцами (для лица, ног и банным). Допускается использование одноразовых полотенец для лица, рук и ног.

Количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец (для лица, ног, банное) должно быть не менее 2-х на одного человека.

Использование диванов и кресел для сна не допускается.

Допускается оборудовать спальни раскладными кроватями с жестким ложем или трансформируемыми (выдвижными, выкатными) одно-, двух- или трехуровневыми кроватями.

2.4.9. Мебель для холлов и вестибюлей должна иметь покрытие, допускающее проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфекционных средств.

2.4.10. Для просмотра телевизионных передач возможна установка в игровой комнате, в комнате досуговой деятельности телевизора. Расстояние от ближайшего места просмотра до экрана телевизора должно быть не менее 2 метров.

2.3.11. В состав помещений для проживания входят: жилые комнаты, туалеты, умывальные и душевые (раздельно для мальчиков и девочек), постирочная, гладильная; помещение для сушки одежды и обуви; место для хранения обуви, оборудованное полками и (или) стеллажами.

Постирочные могут быть оборудованы отдельно. Допускается использование автоматических стиральных машин. Постирочные оборудуют раковиной, оснащенной смесителем с горячей и холодной водой, столами (стеллажами или лавками), тазами для ручной стирки, системой водоотведения, трапами.

Места для стирки белья и глажения оборудуются отдельно.

Душевые комнаты оборудуют местом для раздевания, держателем полотенца, держателем мыла, смесителем с душевой насадкой, трапом для слива воды или душевым поддоном. При наличии нескольких душевых смесителей и поддонов каждый должен быть разделен перегородкой.

2.4.12. На каждом этаже оборудуют туалетные комнаты.

Туалетные комнаты оборудуют умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Туалетные кабины оснащают мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги. Во вновь строящихся Организациях в туалетах для мальчиков дополнительно устанавливают писсуары, оборудованные перегородками. Умывальные раковины – мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора.

Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов.

2.4.13. Для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств в недоступном для детей месте выделяют помещение или место (шкаф), исключающие доступ детей. Помещение оборудуют поддоном с холодной и горячей водой через смеситель, системой водоотведения. Инструкции по приготовлению дезинфекционных растворов размещают в месте приготовления.

2.4.14. Окна помещений оборудуют в зависимости от климатической зоны т регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника солнцезащитными устройствами, в теплое время года открываемые окна - москитными сетками.

2.5. Требования к отделке помещений.

2.5.1. Все применяемые строительные и отделочные материалы используют в соответствии с областью применения, они должны быть безвредными для здоровья, устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфекционных средств.

25.2. Полы не должны иметь щелей, видимых дефектов и повреждений и выполнены из материалов, допускающих обработку и дезинфекцию влажным способом.

2.5.3. Стены и потолки помещений должны быть без повреждений (трещины, сколы, деформации), следов протеканий и признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфекционных средств.

Возможно использование для внутренней отделки стен помещений обоев, допускающих их обработку влажным способом.

В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.

2.5.4. Отделка помещений медицинского назначения должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к медицинским организациям.

 

2.6. Требования к водоснабжению и водоотведению.

2.6.1. Здания Организации оборудуют системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Сливные трапы оборудуют в производственных помещениях пищеблока, душевых, туалетах, постирочных.

При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения Организации оборудуют внутренней системой водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.

При отсутствии горячего централизованного водоснабжения устанавливаются водонагревающие устройства.

2.6.2. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

2.6.3. Горячая и холодная вода подается через смесители.

2.6.4. Не допускается использовать для технологических, хозяйственно-бытовых целей воду из системы отопления.

2.6.5. Холодной и горячей водой обеспечиваются производственные помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, душевые, умывальные с ногомойками, комнаты гигиены девочек, умывальные перед обеденным залом, постирочные, помещения для приготовления дезинфекционных растворов.

2.6.6. Питьевой режим организуется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды в емкостях промышленного производства через установки с дозированным розливом воды (куллеры, помпы и т.п.), кипяченой питьевой водой.

Вода, расфасованная в емкости и поставляемая в Организации, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, проводится замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусмотрено установленным изготовителем сроком хранения воды после вскрытия емкости.

При использовании бутилированной воды, Организация должна быть обеспечена запасом чистой посуды (стеклянной, фаянсовой либо одноразовой), а также контейнерами - для сбора использованной посуды одноразового применения.

 

2.7. Требования к микроклимату, отоплению и вентиляции.

2.7.1. Здания Организации оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционирования воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

В помещениях Организации обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха в соответствии с требованиями гигиенических нормативов.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов для поддержания регламентированных параметров микроклимата.

2.7.2. Конструкция окон должна обеспечивать поступление воздуха через верхнюю часть окна (форточки, фрамуги, откидная створка) и проведение проветривания помещений в любое время года. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводят.

2.7.3. Контроль температуры воздуха во всех помещениях пребывания детей и молодежи осуществляется Организацией с помощью бытовых термометров.

2.7.4. Помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги дополнительно обеспечивают местной (локальной) системой вытяжной вентиляции.

Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением.

Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится специализированными организациями перед вводом здания в эксплуатацию, затем -  через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем - не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции обслуживающими специализированными организациями осуществляются инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

2.7.5. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, безвредных для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит не используют.

2.8. Требования к естественному и искусственному освещению.

2.8.1. Уровни естественного и искусственного освещения, коэффициент естественной освещенности и совмещенное освещение в помещениях Организаций должны соответствовать параметрам, установленным  требованиям гигиенических нормативов.

2.8.2. В игровых, спальнях, гардеробных групповых ячеек, учебных и жилых помещениях предусматривается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине помещений более 6 м оборудуется подсвет (второй свет) со стороны стены противоположной светонесущей.

При использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, не предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обеспечиваются мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране (затемнение окон или иные мероприятия).

2.8.3. Остекление окон выполняется из цельного стеклополотна. Не допускается наличие трещин и нарушения целостности стеклополотна. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.

2.8.4. Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств на окнах в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема. В нерабочем состоянии шторы размещаются в простенках между окнами.

Зашторивание окон в спальных помещениях проводится во время дневного и ночного сна, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения инсоляции помещения.

2.8.5. Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным цветоизлучением.

2.8.6. Осветительные приборы должны иметь светорассеивающую конструкцию; в помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом – защитную, в помещениях пищеблока и прачечной – пылевлагонепроницаемую.

2.8.7. В спальных корпусах дополнительно предусматривается дежурное (ночное) освещение в рекреациях (коридорах).

2.8.8. Для равномерного освещения помещений необходимо использовать отделочные материалы, создающие матовую поверхность следующей цветовой гаммы: для потолков и стен - белый, светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели, используемой для занятий и дверей - цвет натурального дерева, белый, голубой, светло-зеленый. При использовании ярких декоративных элементов, их площадь не должна превышать 25% от общей площади поверхности стен помещения.

2.8.9. Все источники искусственного освещения должны быть чистыми и содержаться в исправном состоянии.

2.8.10. Замена перегоревших ламп проводится незамедлительно.

Неисправные и перегоревшие люминисцентные лампы хранят в отдельном помещении и направляют на утилизацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.9. Требования к организации медицинского обслуживания.

 

2.9.1. Во всех Организациях должно быть организовано медицинское обслуживание детей.

2.9.2. Медицинская деятельность в Организации осуществляется самостоятельно (при наличии санитарно-эпидемиологического заключения) или по договору с медицинской организацией.

2.9.3. Помещения медицинского назначения оборудуют в соответствии с требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

Для малокомплектных Организаций, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать собственный медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

2.9.3. Дети с признаками инфекционных заболеваний подлежат незамедлительной изоляции.

Для временной изоляции детей используются помещения медицинского назначения или иные помещения, кроме вспомогательных, без доступа в них остальных детей и взрослых.

2.10. Требования к организации образовательного процесса и режиму дня.

2.10.1. Программы, методики и режимы воспитания и обучения должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения о безопасности для здоровья детей

2.10.2. Учебные издания (книжные и электронные), используемые в Организациях, должны соответствовать гигиеническим нормативам, в том числе по показателям: вес учебников, шрифтовое оформление текста, качество печати, объем текста для единовременного прочтения. Приемы оформления текстов должны соответствовать возрасту обучающихся, учебной дисциплине и функциональному назначению. Полиграфические материалы, применяемые для изготовления учебных книжных изданий, должны соответствовать гигиеническим показателям безопасности.

Требования не распространяются на издания, предназначенные для слабовидящих детей.

2.10.3. Кабинеты информатики и работа с ЭВМ должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам.

При использовании электронных средств обучения во время занятий и перемен проводится гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз проводится во время перемен.

Для профилактики нарушений осанки во время занятий проводятся физкультминутки.

При использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать 10 минут – для учащихся 1-4-х классов, 15 минут – для 5-9-х классов.

Занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводят.

2.9.3. Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и направлен на профилактику переутомления.

При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за рабочей позой, в том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения.

Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия и массовые спортивные соревнования организуют с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

При проведении закаливания мероприятия назначают систематично, комплексно и с учетом здоровья, постепенно увеличивая степень воздействия.

2.10.3. Не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, переносу тяжестей.

 

2.11. Требования к содержанию территории и помещений.

2.11.1. Территория содержится в чистоте. Уборку территории проводят ежедневно.

Мусор собирают в мусоросборники, мусоросборники плотно закрывают крышками. Очистка мусоросборников проводится специализированными организациями при заполнении 2/3 их объема

Не допускается сжигание мусора на территории, в том числе в мусоросборниках.

На территории игровых, спортивных, прогулочных площадок, в зонах отдыха предусматриваются мероприятия, направленные на профилактику инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний.

В каждом помещении должна стоять емкость для сбора мусора. Переполнение емкостей для мусора не допускается.

2.11.2. Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в групповых - после каждого приема пищи.

Влажная уборка спортивных залов проводится 1 раз в день и после каждого занятия. Спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью, маты - с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Во время генеральных уборок ковровое покрытие подвергается влажной обработке. Возможно использование моющего пылесоса. После каждого занятия спортивный, гимнастический хореографический, музыкальный залы проветривается в течение не менее 10 минут.

Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специальной ветошью, которую стирают, просушивают и хранят в сухом виде в специальной промаркированной посуде с крышкой. Возможно использование одноразовой ветоши, которая после каждой обработки складируется в специальную промаркированную емкость, в конце дня утилизируется.

Стулья, пеленальные столы, манежи и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники после использования моются горячей водой с мылом; нагрудники из ткани - стираются.

Игрушки моют в специально выделенных, промаркированных емкостях.

Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моются проточной водой (температура 37 °C) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе.

Пенолатексные ворсованые игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции изготовителя.

Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), используются только в качестве дидактического материала.

Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

2.11.3. Уборочный инвентарь маркируется, в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов имеет сигнальную маркировку и хранится отдельно от другого инвентаря.

По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.

Инвентарь для туалетов после использования обрабатывают дезинфекционными средствами в соответствии с инструкцией по их применению.

2.11.4. Ежедневную уборку туалетов, душевых, помещений медицинского назначения проводят с использованием дезинфекционных средств.

Для технических целей (уборка помещений, туалета и т.д.) оборудуется в туалетных помещениях отдельный водопроводный кран.

Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживаются независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются теплой ежедневно водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека, Горшки моются после каждого использования при помощи ершей или щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфекционных средств.

2.11.5. Смену постельного белья и полотенец осуществляют по мере загрязнения, но не реже 1-го раза в 7 дней. Грязное белье складывают в мешки и доставляют их в прачечную. Для сбора и хранения грязного белья выделяют специальное помещение или место в постирочной. Чистое белье хранится в отдельном помещении, в гладильной или в специальном месте в закрытых стеллажах или шкафах. Выдача чистого белья осуществляется при условии отсутствия пересечения с грязным бельем.

Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки проветриваются непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки и периодически на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны. Рекомендуется один раз в год постельные принадлежности подвергать химической чистке или обработке в дезинфекционной камере.

Мочалки для мытья детей (число мочалок соответствует количеству детей) после использования замачивают в дезинфекционном растворе, промывают проточной водой, просушивают и хранят в индивидуальных чистых мешках.

2.11.6. Уборку помещений медицинского назначения, обработку изделий медицинского назначения, обеззараживание медицинских отходов, относящихся к классу Б, проводят в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

2.11.7. Дезинфекционные средства хранят в упаковке производителя. Дезинфекционные растворы готовят в соответствии с инструкцией.

2.11.8. Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц (в смену) проводят генеральную уборку с применением разрешенных моющих и дезинфекционных средств.

2.11.9. Вытяжные вентиляционные решетки должны быть чистыми. Очистка шахт вытяжной вентиляции проводится по мере загрязнения.

2.11.10. В помещениях не должно быть насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности.

В теплое время года (в период выплода) мух проводят засетчивание окон и дверей. Для борьбы с летающими насекомыми внутри помещений допускается дополнительно использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки).

При появлении в Организации синантропных насекомых и грызунов немедленно проводят дезинсекцию и дератизацию. Дезинсекцию и дератизацию проводят в отсутствии воспитанников, обучающихся, студентов и отдыхающих.

2.12. Требования к соблюдению правил личной гигиены.

2.12.1. Персонал должен соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, место проживания (в организациях с круглосуточным пребыванием детей), мыть руки перед едой и после посещения туалета; информировать руководителя Организации и медицинского работника обо всех случаях инфекционных заболеваний в своей семье, обращаться за медицинской помощью в случае возникновения заболеваний.

Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать спецодежду и после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом.

2.12.2. В Организации должны быть созданы условия для мытья рук воспитанников, обучающихся, студентов и отдыхающих.

2.12.3. В Организациях с круглосуточным пребыванием детей организуют помывочные дни не реже 1 раза в 7 дней. В бане и (или) душевых посетители должны пользоваться индивидуальными принадлежностями - обувью, полотенцем, мылом, мочалкой.

Возможность помывки в душе предоставляется ежедневно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: