Происки товарища Тараканова

 

Товарищ Тараканов во всю силу ругал своих завхозов:

— Безобразие! Ерундистика! Головотяпство! В последнее время вы увеличили бестолковость и явно уменьшили думание. Никакого взгляда вдаль! Позор! Десятки завхозных специалистов не могут победить четырех бестолковых клоунов и двух училок!

— Там только одна училка, — поправил замаскированный Дынин. — А вторая — воспиталка.

— Тем более! — не сдавался завхозный вождь. — Даю вам пять минут на соображение. Потом пусть каждый из вас предложит свой план захвата здания.

 

…Что такое пять минут? Это много или мало? Смотрите, ребята, приложение № 2…

 

Первым вызвался соображать строительный завхоз Грушин.

— В то время, когда по стране завхозность повышается, у нас отобрали целое помещение. И нам негде хранить счетные машины. Они находятся под брезентом и могут простудиться. Я предлагаю взять в аренду самолет и на парашютах захватить академию.

— Кто за это соображение? — спросил Тараканов. Многие завхозы подняли руки, а толстый Дынин отсоветовал:

— Ни в коем случае! Может подняться ветер и нас унесет в зоопарк. А там львы почти на свободе за колючей проволокой. Можно порвать штаны и попасть в неловкое положение.

— А то и просто в зубы, — закончил зоопарковый Кабачков-Тыквин. — Я по-другому предлагаю. Нужно по радио объявить военную тревогу. Когда они спрячутся в подвал, захватить школу.

— Кто за? — спросил Тарканов.

Многие были «за». Но тов. Дынин снова возразил:

— Окрестное население подумает, что пришли захватчики и так накостыляет, что никакое помещение не нужно будет. Разве склад готовой продукции. А продукция — это мы.

— Так что же вы предлагаете? — в гневе вскричал начальник всех завхозов. — Критиковать каждый может!

— Я предлагаю сделать, как всегда делали люди при осаде городов в русской истории. Мы во втором классе проходили.

— А как они делали при захвате городов? Что вы проходили?

— Они копали подкопы.

— Кто за это предложение? — спросил Тараканов. Все подняли руки. Все были «за».

— Тов. Грушин, подготовь технику для копания. И людей, пожалуйста, выдели.

— А если кто чего спросит? — спросил Грушин. — Что отвечать?

— Что подземный переход строим к празднику.

— К какому такому празднику? — удивился Грушин.

— Ко дню коммунального работника. То есть к нашему главному празднику. Ко дню завхоза!

На этом совещание прекратило свою работу.

 

Приложение второе. Что такое пять минут?

 

Ребята, возьмите чашку или блюдце. Переверните его вверх ногами. То есть вверх донышком и положите на лист бумаги. Возьмите карандаш и обведите его по краю. Если бумаги нет, смело рисуйте на маминой скатерти. Когда ребенок учится, мама счастлива!

У вас получился круг. Это часы. Только нет делений и стрелок.

Попробуем разделить черточками круг на четыре части. Помните, как делили Полкановский пирог?

Теперь каждую часть поделим на три. И поставим черточки. Как мило получилось. Осталось только нарисовать стрелки. Давайте одну, часовую пустим носом вниз. А вторую носом вверх.

У нас получилось шесть часов вечера.

Большая стрелка бегает быстрее. Она совершит один оборот. То есть проскочет по всем делениям. А маленькая ленивая. За это время она еле-еле переползет от одной черточки к другой. Пока большая стрелка бежит от черточки к черточке, проходит пять минут. Что же это, много это или мало? За пять минут можно сварить яйцо. Просмотреть половину мультипликационного фильма. Вбежать на десятый этаж. Переплыть речку. И расколотить всю посуду в доме. А можно ли за пять минут склеить посуду?

Боюсь, что нет. Вообще, что-либо ломать, выдирать, портить можно значительно быстрее, чем чинить, выращивать, исправлять.

 

Удивительный это парадокс. То есть факт. То есть обстоятельство… Удивительное это обстоятельство!

 

 

ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ

 

 

С утра около академии трещали какие-то строительные копательные машины. Ирина Вадимовна спросила:

— Ну, кто-нибудь из вас придумал слова, которые начинаются на «Ы»?

Клоуны молчали.

— Правильно, — сказала Ирина Вадимовна, — таких слов нет. А назовите мне слова, в которых есть звук «Ы» в конце.

— Бульдозеры! — сказал Помидоров, глядя в окно.

— Тракторы! — поддержач его Саня.

— Подземные переходы! — сказала Наташа.

— Хорошо! — похвалила Ирина Вадимовна. — А теперь, тов. Помидоров, — назовите слова, в которых есть звук «Ы» в середине слова.

— Хорошо, — согласился Помидоров. Не отрываясь от окна он стал говорить:

— Тов. Д-Ы-нин, тов. Кабачков-Т-Ы-квин и другие завхоз-Ы.

— Д-Ы-ня и Т-Ы-ква, я понимаю, — сказала Ирина Вадимовна. — А при чем здесь кабачок?

— Да не кабачок, а Кабачков-Тыквин. Это такой завхоз. И вообще на этой стройке работают не рабочие, а одни только завхозы. И сам тов. Тараканов крутится.

— Они опять что-то задумали, — сказала Ирина Вадимовна. — Но не будем отвлекаться. Продолжим занятия. Я хочу рассказать вам про одну очень важную букву. Ну-ка, Саня, пригласи сюда своего Полкана.

Саня высунулся в окно и закричат:

— Полкан, Полкан, — ко мне!

Полкан перестал жевать траву, поднял голову и побежал к двери. Он рогами открыл ее, процокал копытами по паркету и вошел в класс.

— Попроси Полкана подать голос, — попросила Ирина Вадимовна.

— Голос! — приказал Саня.

— Ме-ме-ме! — закричал Полкан.

— Вы слышите слог «Ме» в исполнении Полкана, — объявила Ирина Вадимовна. — А была бы у нас корова, она сказала бы «МУ». Первый звук «М».

— Ну-ка, повторим. Полкан, звук!

— Ме-ме-ме! — закричал Полкан. А откуда-то снизу из-под крыльца тоже раздалось жалобное «ме-ме-ме-ме».

— Это что такое? — удивился Саня.

— Кто-то смеется над нашим Полканом! — закричала Наташа. — Кто-то его передразнивает.

— Ме-ме-ме! — снова закричал Полкан

— Ме-ме-ме-ме-ме! — донеслось снизу.

— Может, это эхо у нас поселилось? — спросил Шура. И закричал:

— Ы-ы-ы-ы!

— А снизу все равно донеслось: ме-ме-ме!

Саня помчался вниз под крыльцо и вскоре прибежал обратно, держа в руках маленького козленочка.

— Что это? — спросила Ирина Вадимовна.

— Сын Полкана, — ответил Саня.

— Ничего себе денек у нас! — сказала Ирина Вадимовна.

Она позвонила в звонок, и пришла Василиса Потаповна.

— Поздравляю вас! — сказала Ирина Вадимовна. — Знакомьтесь — это сын Полкана.

— Очень приятно, — растерялась Василиса Потаповна. — А что с ним делать?

— Отведите его в живой уголок и пусть там живет. На улице очень холодно.

— Ну так вот, — продолжала она, — звук «М», с которого начинаются слова «Ме» и» Му» записываются буквой «М». Вот так.

Клоуны записали.

— Еще с него начинаются такие слова, как «мыло» и «мама».

— Я видела его на улице! — закричала Наташа. — У входа в метро.

— На что он похож этот звук, вернее эта буква? — спросила Ирина Вадимовна.

— На сломанную детскую скамеечку! — сказал клоун Шура.

И все увидели скамеечку, на которой посидел слон.

— А еще он похож на качели! — сказала Наташа.

И точно. Клоуны представили два столбика, а между ними дощечку на веревочках.

— А сейчас будет важное событие, — торжественно сказала директрисса. — Мы запишем с вами первый в жизни слог. А может быть, даже первое слово. Сначала пишем букву «М», потом «А». Получаем МА.

— А если два раза подряд написать, получается МАМА, — радостно закричала быстрая Наташа.

И Шура, и Саня, и тов. Помидоров торжественно написали слово «МАМА».

— Отлично, — сказала Ирина Вадимовна. — Я поздравляю вас. Вы написали первое в жизни слово.

— А я могу написать еще второе, — сказал Шура. — Это слово «МУМУ». Так конфеты называются.

Сразу всем клоунам захотелось конфет. И Шуре тоже. Он загудел.

— Сейчас что-то будет! — прошептана Наташа.

— Корова, — решил Помидоров.

Ирина Вадимовна очень хотела выключить Шуру или хотя бы отвлечь. Но она не знала, как это сделать.

Хлоп! Шура сработал.

Не было коровы. Не было конфет. Была маленькая грязноватая собачонка.

— Ничего не понимаю! — сказал Шура.

— И я тоже не могу объяснить этот феномен природы, — сказала Ирина Вадимовна. Позвали Валисису Потаповну. Она педагог с большим опытом.

Василиса Потаповна подумала, а потом все поняла.

— Этому учащемуся когда-то читали рассказ писателя И.Тургенева «Муму». Учащийся забыл об этом. И сейчас он даже не помнит, о чем там речь. Но в уголках памяти, в уголках головы у него задержались обрывки знаний. То есть сведений. И когда он думал о конфетах «Муму», уголки подсунули ему полузабытую собаку.

Наташа с уважением посмотрела на Шурину голову:

— Она круглая. Где же там уголки?

Тут Шура со всем согласился. Он закричал:

— Точно, точно мне читали этот рассказ. Там еще дворник был, дядя Шакир.

— Не Шакир, а Герасим, — поправила Василиса Потаповна.

— Верно, верно, — согласился Шура. — Он еще разговаривал плохо.

— Вот видите, все и объяснилось, — сказала Ирина Вадимовна.

— А что нам с собакой делать? — спросил Саня.

— Оприходовать, — ответил Помидоров.

— Это как?

— А так. Повесить на ней номер и взять в хозяйство академии.

Позвали дядю Шакира. Рассказали ему про собаку. Про рассказ писателя Тургенева «Муму». Он слушал, а потом сказал:

— Чыго это вы мыне гаварыте? Эта собака Шарик. Ее мне бабушыка пыревезла.

Оказалось, что к Шакиру приехала в гости бабушка Гюльчатай и привезла ему Шарика для укрепления обороноспособности.

Вообще-то он был не Шарик, а Шакирик в честь дяди Шакира. Но для удобства его кликали Шариком. Он очень подружился с Полканом.

Прозвенел звонок. Занятия были окончены.

Клоун Саня подошел к Ирине Вадимовне и спросил:

— А чтобы письмо написать, сколько слов уметь писать надо?

— Ну, не меньше десяти.

— Значит, я не скоро еще начну переписываться?

— С кем?

— А с той девушкой из «Огонька». Вы еще сказали, что знаете, где она живет.

Тогда Ирина Вадимовна решила. Она сказала клоунам:

— Сейчас вы все напишите слово «МАМА» три раза подряд. И слово «МУМУ» три раза. А я в награду поведу вас в одно интересное место. В Третьяковскую галлерею.

Клоуны радостно загалдели. И стали писать: МАМА, МАМА, МАМА и МУМУ, МУМУ, МУМУ.

Потом направились в галерею. Только Помидоров отпросился. Он сказал:

— Я неоднократно бывал в этом очаге культуры. В составе завхозных делегаций. Я лучше здесь побуду. Я хочу за этой стройкой понаблюдать. Мне она кажется подозрительной. Насколько я помню главный завхозный план на будущее, здесь никаких переходов не предполагалось.

Ирина Вадимовна согласилась.

 

Приложения к десятому дню занятий

 

Приложение первое. Лекция-экскурсия по Третьяковской галерее.

 

Это, ребята, такой музей — Третьяковская галерея.

Здесь собраны прекрасные картины великих русских художников.

Картины висят на стенах в красивых залах. Люди ходят и их рассматривают. Никто не шумит и не бегает. Даже наши клоуны.

Ирина Вадимовна потихоньку объясняет им:

— Вот очень известная картина художника Васнецова. «Три богатыря». На ней изображены старинные воины. Они охраняют границу от разных кочевников.

 

— Значит, они пограничники? — спросил Саня.

— Пожалуй, да.

— А почему же они без собаки?

— Ну потому, что тогда еще не было пограничных собак. Потом не было шпионов, которые поодиночке переходили границу. Тогда через границу переходили большие отряды кочевников. Они начинали разорять страну. И задача этих богатырей была не задерживать нарушителей, а быстро поскакать в город к своему войску и предупредить об опасности.

— А это очень известная картина «Грачи прилетели» художника Саврасова, — продолжала она. — Посмотрите, с одной стороны она очень грустная, а с другой какая-то вся светлая.

— У нас в Касимове тоже очень грустно весной. И клуба нет, — сказал клоун Шура.

— Скажи, Саня, — спросла Ирина Вадимовна, — а что ты чувствуешь, когда видишь эту картину?

— Что у нас клуб есть.

— А меня немножко знобить начинает, — сказала Наташа. — Как будто ноги промокли.

— Наверное, ты ближе всех к пониманию искусства, — сказала Ирина Вадимовна.

Клоун Саня спросил:

— Ирина Вадимовна, а зачем нужно искусство, когда есть фотоаппарат?

— А как ты нарисуешь старину? Трех богатырей?

— Очень просто, надо взять трех артистов. Надеть на них доспехи. Посадить на лошадей и сфотографировать.

— Что ж, — сказала Ирина Вадимовна. — Можно и так. А как ты поступишь в этом случае? — Она подвела клоунов к картине Брюллова «Гибель Помпеи». — Тоже будешь приглашать артистов и фотографировать?

— Они не согласятся, — сказан Саня. — Ведь надо голышом позировать. А сверху кирпичи летят.

— И правильно сделают. Но главное не это. Художник часто передает картиной свое настроение. Он рисует особое освещение. Яркие или грустные пятна. Чтобы сделать такую же фотографию пришлось бы специальные прожекторы ставить. Лес там освещать или рожь. Или наоборот надо было бы солнце занавешивать, если нужен грустный свет.

— А бывает и так, — продолжата она, — что два художника рисуют один пейзаж. Допустим, церковь. Сидят рядом. В одном и том же месте. В одно и тоже время. И кисточки у них одинаковые и краски. А картины у них выходят совсем разные. У одного получается веселая — посмотришь и петь хочется. А у другого печальная, грустная — поглядишь на нее и задумываешься, а правильно ли ты живешь? Ясно вам?

— Ясно, — ответили экскурсанты.

— А если два фотографа сфотографируют эту церковь — какие бы они разные не были: по возрасту, по опыту, по настроению. (Один, может быть даже глупый или пьяный). Все равно фотографии будут одинаковые. Не отличишь.

— Теперь перейдем сюда. Вот еще одна прекрасная картина. Художник Крамской «Неизвестная».

Клоун Саня остановился и глазам своим не верит. Эта же та девушка из «Огонька», с которой он хотел переписываться. Он же из-за нее в школу пошел! Тайгу бросил! А она здесь висит.

— Это что? — спрашивает он. — Старинная картина?

— Старинная.

— И девушка старинная? Такой сейчас нет?

— Думаю, что нет.

Клоун Саня жутко опечалился. Ирина Вадимовна спросила:

— Что, теперь ты не будешь учить грамоту?

— Я вам завтра скажу. Я подумаю.

Так и закончился поход в Третьяковскую галерею.

 

Приложение второе. Рассказ для пересказа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: