Двенадцатый день занятий

 

 

Назавтра Ирина Вадимовна пришла.

Только клоуны уселись за парты для учения, вошел милиционер. Перед ним, подняв руки, шел клоун Саня.

Все обрадовались. Бросились целовать Саню.

— Ваш? — сурово спросил представитель порядка.

— Наш, — ответила Ирина Вадимовна. — А что он натворил?

— На заборе писал. Слова всякие… разные.

— Не слова, а буквы, — мрачно поправил Саня. — Мы слова еще писать не умеем.

— Умеем, — возразила Наташа. — Например, слово «МАМА».

— А что ты, Саня, на заборе писал? — спросила директрисса.

— Уа! Уа! Уа! Уа! И еще: Ay! Ay! Ay! Ау!

— Все ясно, — сказала Ирина Вадимовна. — Он писал УА! Потому что он страдает. Ведь так всегда дети плачут: «Уа! Уа!». А «Ау» он писал, потому что он ищет. Зовет. Ведь люди, если потерялись, всегда друг друга зовут «Ау! Ау!». Ясно вам?

— А почему он страдает? — спросил милиционер.

— У него знакомая девушка пропала. — объяснила Наташа. — С которой он хотел дружить. Он говорит, мне теперь жизнь не мила. Она у меня плохая. Я теперь в колодец прыгну.

— А что, в колодце жизнь лучше? — спросил старшина.

— Хуже, — объяснил ему Помидоров. — Там мокро и холодно.

— Если девушка пропала, надо не в колодцы прыгать и не слова писать и выражения. Надо в милицию обратиться. Мы ее разыщем.

Он достал блокнот.

— Как зовут? Сколько лет? Где родилась?

— Не знаю, — ответил Саня.

— Не знаете, а хотите в колодце жить. Может, у вас фотография есть?

— Есть. Вот посмотрите.

Милиционер стал разглядывать.

— Красивая девушка. Где-то я ее видел. Кажется, около Третьяковской галереи она мороженое продает. Ну, вот что. Если ваша девушка не объявится, приходите к нам. Мы эту фотографию размножим. Портреты по городу повесим. Так мол и так. Пропал человек. Если знаете о местонахождении, сообщите. Ее наше дружное население вмиг отыщет. И не таких разыскивали.

Он похлопал Саню по плечу:

— Давайте без этих «Уа!» Найдется ваша красавица. Будет полный порядок!

И милиционер ушел в свою милицию. Ирина Вадимовна говорит:

— Сейчас наш гость сказал слово «ПОРЯДОК». С какого звука оно начинается?

— Со звука По, — ответил Саня.

— Нет. Со звука П. Где мы можем слышать такой звук?

— В каше, — сказала Наташа. — Когда каша пыхтит, она делает так: П-П-П-П-П.

— А еще ежи в лесу так пыхают, когда сердятся, — сказал оживший Саня.

Ирина Вадимовна взяла мел.

— А записывается этот звук так. «П». Это буква «П». На что она похожа?

— На футбольные ворота! — закричал Саня.

— На турник, — добавил тов. Помидоров.

Тут Шура поднял голову к небу и сказал:

— Чувствую, что что-то сейчас будет.

И верно, в класс вошла Василиса Потаповна.

— А я вам приготовила П-Подарок. П-Пирожки. П-Пожалуйста, П-Получите, П-Пирожки с П-Повидлом.

Пирожки лежали на подносе в виде буквы П.

 

— Вкусная буква! — решили клоуны.

Теперь попробуем соединить ее с другими буквами, — сказала Ирина Вадимовна. — С буквами А, О, У, Ы.

— Если соединить с буквой «А», будет Па, — закриала Наташа. — Это в танцах бывает. А если два раза соединить, будет ПАПА.

— А я соединю с буквой «О» — решил Шура. — Будет По. — Если взять два «По» получится ПОПО. Такой клоун есть известный Олег Попов. Я почти целиком его написал. Только в конце какой-то звук мешается. Я его писать не умею.

— Звук, который тебе мешается — звук В. Он записывается так: «В». Запомнил?

— Конечно, он на очки похож. У моей мамы такие же.

— Но главное вот что, — продолжала Ирина Вадимовна. — Если вы не умеете писать какой-нибудь звук, вы не печальтесь. Вы ставьте крестик. Вот такой +. Хочешь написать ПОПОВ, а букву В писать не умеешь. Пиши так: «ПОПО+».

Как Наташа обрадуется:

— Ой, я с этим крестиком такое напишу! И слово «ПАР». Вот так «ПА+». И слово «ЛАПА». Вот оно — «+АПА».

Клоуны так разучились, что и не остановишь. Саня соединил букву П с буквой У. Получилось «Пу». Подумал и еще «Пу» приписал.

— Вот у меня какое слово получилось.

— Такого слова нет, — возразила Василиса Потаповна. — Мы такого слова никогда не говорим.

— Мое ружье говорит, — заспорил Саня. — Когда я из двух стволов стреляю. «Пу-пу» выходит. А Шура соединил П с буквой Ы. И написал «ПЫ+».

— Что это значит? — спросила Ирина Вадимовна.

— Это значит ПЫЖ! — закричал Саня. — В патронах он бывает. Просто Шура неизвестный звук «Ж» крестиком заменил.

— Я думаю, что это слово ПЫХ! — сказал Помидоров. — Так начальство дышит, когда лифт не работает.

— И чайник тоже так дышит! — сказала Василиса Потаповна.

— А может, это «ПЫЛЬ»? — спросила Наташа.

— Это слово ПЫР! — пояснил Шура.

— Такого слова нет! — возразила Василиса Потаповна.

— Нет есть. Я много раз слышал: «ТЫР-ПЫР восемь дыр!»

— Сейчас небольшой перерыв, — сказала Ирина Вадимовна. — Надо убрать остатки пирожков. А потом мы будем изучать звук «Ш».

Клоуны ушли в коридор.

— Я знаю, — сказал тов. Помидоров, — есть разные «Ш». Есть «Минское «Ш». Есть «Ярославское «Ш». Я много раз видел на указателях.

Здесь даже Василиса Потаповна с подносом рассмеялась:

— Это же просто сокращения. Надо читать не «Минское «Ш», а «Минское шоссе», «Ярославское шоссе».

Когда перерыв окончился, Ирина Вадимовна внесла в класс печатную машинку и сказала:

— Звук Ш записывается так: «Ш». На что он похож?

— На разломанную расческу! — сказала Наташа.

— На забор, — сказал Саня.

— А какие слова с него начинаются?

— Слово «Шура», — сказал Шура. — И шоколад.

— А давайте грузить корабль на букву «Ш», — предложила Наташа.

— Мы лучше сыграем в другую игру, — сказала Ирина Вадимовна. — Пусть каждый принесет предмет, начинающийся с этой буквы. Кто больше предметов разыщет, тот и выиграл.

— Ура! — закричали клоуны. И прямо с места побежали искать предметы на «Ш». Постепенно они стали возвращаться с «уловом». Первым пришел Саня.

— Вот, — сказал он, — шоколадки. Три штуки. Поставьте мне три очка. А это еще котлета по имени Ш-ницель.

Ему поставили два очка — один за шоколадки и один за шницель. Тут пришла Наташа и привела на веревке собаку.

— Это шабака Сарик. То есть собака Шарик. Поставьте мне два очка.

— А почему два?

— Потому что она сейчас Санин Шницель съела. Саня посмотрел и раскричался:

— Что такое? Нельзя учебное пособие принести?! Из-за тебя у меня очко пропало!

Он убежал, чтобы еще что-нибудь добыть. Прибегает и шланг водопроводный раскручивает. А на голове у него шлем пожарный.

— Поставьте мне два очка за шлем и шланг. А за шланг можно и больше — он вон какой длинный.

За ним прибежал дворник дядя Шакир:

— Вот я тибе уши-то надеру. Зачем ымущество трогаешь?

Он даже успел Саню за ухо дернуть. Саня закричал:

— И за Шакира мне очко. И за Шакира.

И хотя Шакир ушел, у него еще три очка вышло! Он кричит:

— Я победитель!

— Подождем еще тов. Помидорова и Шуру, — сказала Ирина Вадимовна.

Как раз входит тов. Помидоров и старушку вводит. А старушка немного упирается. Тов. Помидоров говорит:

— Вот старушка. Шакирная бабушка. Это Шуба, это Шапка. У него три очка вышло.

Клоун Саня ужасно удивился. И спросил Ирину Вадимовну:

— Обычно люди говорят «шикарная бабушка». А он говорит шакирная». Это же неправильно!

— Правильно. Это Шакирная бабушка. Бабушка дяди Шакира, — объяснила она.

Наконец, пришел грустный Шура. Совсем пустой.

— Ему хорошо, — сказала Наташа. — Он что хочет, то себе и сделает

— У меня все сегодня не так получается. Все наоборот.

— Как так наоборот?

— А вот так так. Только не смейтесь. Что я ни скажу, все пропадает. Ну вот я скажу ШОКОЛАД. Все. Нет его. Ни в одном ларьке не найдете.

— Зачем в ларьке? — сказал Саня. — У меня в кармане был. Сейчас поглядим.

В кармане было пусто.

— Караул! Еще одно пособие пропало! Лучше бы я его съел.

— Шапка! — сказал Шура. И тотчас у шикарной бабушки с головы шапка исчезла.

— Быатюшки! — закричала шикарная, то есть шакирная бабушка. — Шапка пропала! Позовите скорее моего внука Шакира!

— Шакир! — закричали все. И Шура хотел закричать. Но Наташа бросилась и закрыла ему рот.

— Ой, Ирина Вадимовна, сейчас мы без сторожа останемся! Пусть он что-нибудь другое скажет.

Шура посмотрел вокруг и сказал: ШТАНЫ!

И все клоуны остались в одних трусах. Как будто они спортсмены.

— Держите меня! — сказан Шура. — А то все на букву «Ш» пропадет!

Ему быстро-быстро замотали голову шарфом, чтобы он ни на что не смотрел и ничего не говорил.

А Ирина Вадимовна разрешила всем клоунам печатать на машинке разные слога с буквой «Ш». И все печатали: ША, ШО, ШУ, ШЫ,

ША, ШО, ШУ, ШЫ. А клоун Шура сидел в стороне.

— А ты что не хочешь печатать ША, ШО, ШУ, ШЫ? — спросила Ирина Вадимовна.

— Я печатаю ША, ШО, ШУ, ШЫ, — ответил Шура.

— Но как же? Как же ты печатаешь ША, ШО, ШУ, ШЫ, когда ты сидишь в углу? И весь замотанный.

— Ну и что? И сидя в углу, можно печатать ША, ШО, ШУ, ШЫ. Вот смотрите. И все увидели как он задумался, а машинка сама застучала:

— ША, ШО, ШУ, ШЫ… ША, ШО, ШУ, ШЫ… ША, ШО, ШУ, ШЫ.

— Молодец! — сказана Ирина Вадимовна. — Просто не человек, а телетайп. Или телеграф.

— А можешь напечатать слово ШАР? — спросила Наташа.

— Могу, — ответил Шура.

И тут машинка застучала: ША+… ША+…

— Ты у нас гордость! Ты самый лучший ученик! — сказала Ирина Вадимовна.

 

Приложения к двенадцатому дню занятий

 

Приложение первое

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: