Характеристика уровней классификации методов в социальной педагогике. Специфика профессионального взаимодействия в социально-педагогической деятельности

 

Для того чтобы применить метод, нужный именно в данном конкретном случае, необходимо прежде всего определить, на кого следует направить социально-педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь. Данный подход позволяет выделить три уровня классификации, обусловливающие место и роль методов в процессе взаимодействия.

Субъектный уровень обусловливает субъектность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:

- специалист (специалисты). Методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;

- сам клиент (группа посредством самоуправления). Это – внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;

- специалист (специалисты) и лицо (группа), на которое (на которую) осуществляется педагогическое воздействие. Речь в данном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и самого человека (самой группы). Это методы совместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач, методы действия одной стороны и адекватные действия – другой и пр.

Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самые различные в зависимости от ситуа­ции, возраста клиента и других факторов. Примером классификации методов воспитания на этом уровне может быть классификация бинарных методов М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, в которой делается акцент на самовоспитании личности:

 

Сущностная сфера Метод воспитания Метод самовоспитания
Интеллектуальная Мотивационная Эмоциональная Волевая Саморегуляции Предметно-практическая Экзистенциальная Убеждение Стимулирование Внушение Требование Коррекция Воспитывающие ситуации Метод дилемм Самоубеждение Мотивация Самовнушение Упражнение Самокоррекция Социальные пробы Рефрексия

 

Функциональный уровень обусловливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные (главные, ведущие) и обеспечивающие. Основной функциональный метод – это метод, который включает объект (человека, группу) в определенные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели – методы реализационных действий, деятельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы – это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий. К ним относятся: методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования (сдерживания) действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, самопоощрения, самопринуждения и пр. Примерами классификаций этого уровня являются:

- Т.А. Ильина, И.Т. Огородников – методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников;

- И.С. Марьенко – методы объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства самовоспитанием;

Предметный уровень обусловливает путь реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный путь eго реализации – свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся:

1) группы методов действий (практические методы) – методы упражнений, методы тренировок, методы игр (игровые методы), методы научения и др.;

2) группы методов воздействия – методы убеждения, информационные методы;

3) группы методов организации деятельности – методы управления, методы контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др.;

4) группы методов стимулирования (сдерживания) – методы поощрения, методы соревнования, методы принуждения, методы контроля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживаю­щих) активность в действиях, поступках, и др.

Некоторые методы могут иметь место в различных функциональных группах, напри­мер игровые методы, методы создания ситуационных сред и др. В рамках последнего уровня выделяются следующие классификации методов воспитания и социально-педагогической работы.

Г.И. Щукина выделяет – три группы методов:

1) методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, беседа, внушение, убеждение, инструктаж, доклад, пример;

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

3) методы стимулирования учащихся: соревнование, поощрение, наказание.

К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом:

- ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко) – выражается доверие со стороны других детей и взрослых к ребенку;

- ситуация свободного выбора – ребенок ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор поступка и т.д.;

- ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) – оценка, принятие решения и поступок на основе уже имеющегося опыта;

- ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский и др.) – поддержка учащихся с целью преодоления их неуверенности в своих силах, обеспечение условий для положительного результата их деятельности;

- ситуация творчества (В.А. Караковский) – создание условий для развития творческих способностей школьников;

- ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) – создание условия для максимального проявления каждым учеником (группой) своих способностей в различных видах деятельности.

Методы выступают составной частью любой социально-педагогической технологии. Название некоторых технологий иногда определяется по ведущему методу (группе методов), применяемых в ней. В частных технологиях может находить отражение один из ведущих методов, который при этом нередко определяет название данной технологии.

По мнению Л.Е. Никитиной, совокупный профессиональный опыт социального педагога основывается на комплексе используемых методов и приемов. Как показывает анализ, в мировой практике в большей мере разработаны подходы к технологизации деятельности социального работника, нежели социального педагога. Однако социальный педагог является, прежде всего, специалистом в педагогике, а затем уже в социальной работе. Поэтому для его деятельности актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы.

Наряду с традиционными методами в работе социального педагога используются и методы социального воспитания. Ю.В. Василькова методы социального воспитания подразделяет на следующие группы:

- в зависимости от направленности: методы формирования сознания; методы формирования эмоциональных проявлений и стремлений; методы самовоспитания; методы формирования социально приемлемого поведения;

- в зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника: методы организации деятельности; методы общения; методы и приемы опеки; методы самореализации и индивидуальной коррекции действий;

- в зависимости от характера влияния среды на личность: методы изменения стиля поведения (приучение, тренировка, переучивание, диалог и т.д.); методы создания новой среды (включение в новую деятельность, создание новой жизненной ситуации и т.д.);

по содержанию проводимой работы:

- социально-экономические (обеспечение определенной категории воспитанников льгот, материальных выплат семьям и т.д.);

- организационные (организация помощи ребенку, семье; организация работы клубов и кружков; организация деятельности в микрорайоне, организация деятельности общественных молодежных объединений, организация коллективного творческого дела и т.д.);

- диагностические психолого-педагогические (наблюдение, психологический диагноз, беседа, тестирование, оценка кризисного состояния ребенка, метод генерации настроений);

- диагностические социологические (интервью, опрос, исследование, социометрия);

- диагностические социально-педагогические (мониторинг, биографический метод, анкетирование, наблюдение);

- методы коррекционно-профилактической работы (социально-педагогические тренинги, социально-педагогические консультации, методы арт-терапии, метод взрыва, метод переключения, метод поддержки личности в кризисной ситуации и т.д.).

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает использование как индивидуальных, так и групповых методов социального воспитания, рассматривая их как способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающих формирование социально значимых отношений и качеств личности.

 

 

Лекция 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: