Цель и задачи реализации Стратегии

Цель государственной политики в отношении молодежи на средне- и долгосрочную перспективу – формирование конкурентоспособного молодого поколения россиян, достижение экономической, социальной и культурной конкурентоспособности российской молодежи.

1. Обеспечение экономической конкурентоспособности молодежи: развитие трудового потенциала, создание высококвалифицированных рабочих мест; обеспечение адаптивности к изменяющейся экономике; развитие производительности труда и трудовых компетенций; минимизация утечки и потерь трудового капитала (за счет эмиграции, смертности, преступности и отбывания сроков заключения и т.д.); способность строить и реализовывать карьерные стратегии в условиях неопределенности.

2. Обеспечение социальной конкурентоспособности молодежи: гражданственность, национально-государственная идентичность. воспроизводство позитивных социо-культурных образцов; социальная ответственность и компетентность; демографический рост, закрепление семейных традиций; гибкая структура социальной идентичности и ролей.

3. Обеспечение культурной конкурентоспособности молодежи: развитие творческого потенциала и возможностей реализации в культуре; развитие духовно-нравственной культуры; поддержка создания, продвижения и потребления отечественных культурных продуктов, повышения веса российской культуры в нашей стране и в мире.

Цель Стратегии – создание возможностей для роста и наращивания человеческого капитала молодежи, компенсирующего сокращение численности молодых граждан и обеспечивающего экономический рост и повышение конкурентоспособности Российской Федерации в глобальном мире.

Задачи Стратегии:

1) Формирование целостного мировоззрения («картины мир») молодежи, основанного на ценностях патриотизма, семьи, нравственности, правосознания, здорового образа жизни и бережного отношения к природе.

2) Развитие востребованных надпрофессиональных компетенций: инновационность, креативность, предприимчивость, коммуникативность, солидарность, эффективность.

Выделяются следующие приоритетные направления деятельности, предусматривающие реализацию соответствующих мер, направленных на выполнение поставленных задач:

1. Повышение качества профессионального образования путем развития неформального и информального (самостоятельного) образования, программ социального образования.

2. Поддержка талантливой молодежи, молодежных стартапов и инициатив (эта деятельность направлена на развитие качественных характеристик молодежи и повышает человеческий капитал молодежи за счет прихода талантливой молодежи в науку и искусство, в бизнес

3. Организация профессиональной ориентации молодежи 14-16 (17) лет и помощь в построении образовательной траектории.

4. Трудоустройство молодежи.

5. Пропаганда здорового образа жизни, жизни без наркотиков, алкоголя и курения.

6. Профилактика правонарушений среди молодежи.

7. Формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи.

8. Укрепление института семьи, поддержка молодых семей.

9. Взаимодействие с молодежными общественными организациями и развитие государственно-частного партнерства в сфере молодежной политики.

10. Адаптация молодых мигрантов, как внутренних, так и внешних, к условиям жизни в новых местах жительства.

11. Обеспечение реализации мер финансового регулирования.

12. Развитие молодежного медийного пространства.

 

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молоде­жью – интегративной и дефицитной. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способст­вовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной дея­тельности, как социальная педагогика.

В силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полно­ценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель разви­тия социальной работы, ориентированную, в первую очередь, на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональ­ная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому чело­веку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановле­ния их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми, по месту житель­ства или в трудовых коллективах.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных педагогов и социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг:

1) профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию;

2) процесс создания условий, благоприятствующих достижению целей по оказанию социальной поддержки и помощи молодежи в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах;

3) профессиональная деятельность по оказанию помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Так, открыты Центры социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают:

- возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);

- семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

- психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;

- консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял 6 принципов:

1. Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).

2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).

3. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).

4. Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое.

5. Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).

6. Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.

Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления «риск-группы» и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.

Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать «телефоны доверия».

В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.

Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации «Брак и семья», которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: