Технологии управления гостиничным комплексом. Общая характеристика

Общая характеристика гостиничного комплекса

Гостиничный сервис — ведущая отрасль сферы обслуживания. Современное состояние рынка гостиничных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, разнообразием видов предоставляемых основных и дополнительных услуг, повышением уровня обслуживания. С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб. К основным типовым службам относятся: служба управления номерным фондом; административная служба; коммерческая служба; служба питания; инженерно-технические службы; вспомогательные службы.Служба управления номерным фондом осуществляет основные бизнес-процессы по приему и обслуживанию гостей, и во многом именно она определяет качество предоставляемых услуг. С этой точки зрения эта служба является одним из основных объектов, в первую очередь подлежащих автоматизации. В состав этого подразделения входят работники службы приема и размещения (front-office), персонал по обслуживанию номерного фонда (housekeeping), объединенная сервисная служба, включая швейцаров, посыльных, носильщиков, водителей автомобилей, службу безопасности и др.К основным функциям службы относятся: бронирование номеров; прием, регистрация и размещение гостей; прием оплаты за предоставленные услуги и оформление необходимой документации при выезде гостей; оказание разнообразных бытовых услуг гостям; поддержание санитарно-гигиенического состояния номеров.Административная служба осуществляет основные бизнес-процессы, связанные с управлением гостиничным комплексом в целом, координацией деятельности всех служб отеля, решением финансовых вопросов и кадрового обеспечения, контрольные функции и т. п. Обычно в состав этой службы входят директор и топ-менеджеры отеля, бухгалтерия, финансовая служба, отдел кадров и др. С точки зрения информационных процессов эта служба представляет собой то ядро, которое должно объединять информационно воедино все службы отеля. Работники этого блока, как правило, имеют наиболее полные права доступа ко всей информации, функционирующей в системе управления отелем.Коммерческая служба обычно представлена отделами маркетинга и рекламы, которые выполняют задачи, связанные с исследованием рынка, конкурентов, выявлением потребностей постоянных и потенциальных гостей, разработкой и реализацией рекламных компаний, мероприятиями по связям с общественностью и т. п. Основная цель службы — продвижение существующего гостиничного продукта, а также выработка предложений по созданию новых видов услуг, которые с высокой степенью вероятности будут востребованы на рынке. С информационной точки зрения основной блок необходимой для работы информации предоставляется службой приема и размещения. Именно на базе этих данных проводятся маркетинговые исследования.В службу питания входят рестораны, бары, предприятия быстрого питания, кафе, буфеты и т. п. Эта служба предоставляет одну из основных услуг — приготовление и реализацию пищи, которая входит в состав комплексного гостиничного продукта. В структуре гостиничного предприятия это одна из важнейших служб, непосредственно осуществляющая обслуживание гостей. Информационно служба питания является относительно самостоятельной структурой, но тем не менее связана со службой приема и размещения, так как планирование и прогнозирование объемов продаж непосредственно зависит от числа гостей. Инженерно-технические службы занимаются обслуживанием систем тепло- и водоснабжения, кондиционирования, электротехнических устройств, систем связи и телевещания и т.п. С точки зрения управления этой подсистемой основное внимание должно уделяться автоматизации управления технологическими процессами. Информационно эта служба должна быть связана со службой управления номерным фондом, откуда обычно поступает информация о возникших технических неисправностях в номерном фонде. Вспомогательные службы предоставляют дополнительные платные услуги. Сюда могут быть отнесены парикмахерские, сауны, солярии, спортзалы, бассейны и т. п. Эти службы информационно связаны со службой приема и размещения, куда поступает информация о полученных дополнительных услугах, стоимость которых учитывается при оформлении счета гостя. Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным для российских гостиниц. Автоматизацией управления гостиничными комплексами занимались еще несколько десятилетий назад в эпоху создания первых автоматизированных систем управления предприятиями. Тогда преимущественно осуществлялась разработка индивидуальных информационных систем на заказ для конкретной гостиницы. Такого рода подход практикуется и сейчас, но он не является перспективным, так как создавать заказные системы стало экономически невыгодно. Кроме этого, к настоящему времени разработано достаточно много различных систем управления гостиничными комплексами как зарубежных, так и отечественных, среди которых можно выбрать наиболее подходящую. При необходимости всегда можно сделать дополнительные доработки с учетом особенностей функционирования конкретной гостиницы.Многие представленные на рынке программные продукты в| области автоматизации гостиничного бизнеса хорошо зарекомендовали себя на практике, постоянно совершенствуются и обновляются фирмами-разработчиками в соответствии с потребностями пользователей. Во многих программных продуктах на этапе их инсталляции осуществляется настройка параметров на нужды конкретной гостиницы. Кроме того, фирмы-разработчики осуществляют сопровождение своих программных продуктов и обучение пользователей, как правило, на их рабочих местах в режиме реального функционирования системы. Все это способствует широкому внедрению типовых программных продуктов в области гостиничного бизнеса.Среди зарубежных информационных гостиничных систем наиболее известной является система Fidelio, а также Lodging Touch. К настоящему времени появился и успешно функционирует ряд разработок отечественных фирм, обеспечивающих автоматизацию управления гостиничным комплексом.

К ним относятся программные продукты «Эдельвейс», «Реконлайн», «Барсум» (фирма «Рек-Софт»), система Hotel-2000 (фирма «Интур-Софт»), программный комплекс «Русский отель» (Фирма «Сервис плюс» совместно с фирмой «Ист Консепт»), системы «Отель-Симпл», «Меридиан-1» (фирма Nortel), система Kei-Hotel (фирма Kei-Company).

20. Система управления гостиницей Lodging Touch эффективно и комплексно решает задачи автоматизации гостиницы, охватывая службы портье, бронирования, продаж и маркетинга, обеспечивая проведение мероприятий, обслуживание групп, работу с турагентствами и организациями. Система Lodging Touch имеет дружественный графический пользовательский интерфейс (GUI), где каждой функции соответствует своя иконка, удобна и проста в использовании, настраивается в соответствии с принятой технологией работы гостиницы. Используемые экранные формы универсальны, что облегчает работу с системой.

Система функционирует в операционной среде Windows NT на СУБД MS SQL Server, является 32-битным приложением, использует архитектуру клиент—сервер, отличается интегрированной структурой и открытостью, русифицирована в соответствии с требованиями России и стран СНГ.

Основные функциональные возможности системы Lodging Touch:

1. Модуль гостевой истории хранит информацию о гостях и компаниях. Все основные данные о гостях, числе броней, ночей проживания, незаездов и отмен, а также о полученном гостиницей доходе от каждого гостя или компании отображаются на одном экране и легко доступны. Получение детальной дополнительной информации обеспечивается нажатием определенной клавиши. В системе имеется запатентованный функциональный блок табличного отображения списков гостей и клиентов-компаний, облегчающий поиск необходимой информации, а мастер запросов позволяет задавать неограниченное число критериев и условий сортировки для поиска нужной информации.

2. Функция планирования проживания позволяет автоматически отображать на экране дисплея все изменения тарифа, типа номера, а также другие условия на каждый день проживания гостя.

3. Поддержка множественности счетов гостя (до шести) позволяет осуществлять как автоматическое, так и ручное перенаправление начислений и платежей на счета гостя, группы, организации либо на счета других гостей.

4. Функция обработки кредитных карт заносит в картотеку все полученные коды подтверждения, а также отслеживает кредитное состояние счета каждого клиента. При использовании интерфейса с системами авторизации кредитных карт запрос на авторизацию посылается автоматически с получением подтверждения в реальном режиме времени. Система также позволяет мгновенно выводить на экран необходимую для поселения или расчета форму гостя при считывании его кредитной карты.

5. Модуль управления тарифами позволяет проводить гибкую тарифную политику с учетом разных пороговых величин и ограничений. Возможно установление специальных тарифов по договорам, в любой валюте, а также для различных сегментов рынка.

6. Экран статуса гостиницы содержит графическую и табличную информацию о состоянии гостиницы на текущий момент времени, включая сведения об уровне загрузки, наличии номеров, числа приходящих броней и др.

7. Календарный статус номерного фонда показывает статус и состояние каждого номера на текущую и будущие даты. С помощью «мыши» пользователи имеют прямой доступ в гостевую карточку для просмотра информации, внесения изменений, начисления платежей либо записи оставленного для гостя сообщения.

8. Процедура ночного аудита занимает 5-15 мин. Нажатием одной клавиши происходит перевод системной даты и осуществляется автоматическое начисление суточного тарифа и фиксированных дополнительных услуг на счета гостей.

9. Мастер запросов дает возможность пользователям составлять произвольную выборку данных для экранных таблиц и отчетов по любым критериям и условиям сортировки.

10. Модуль отчетности позволяет выводить на экран и распечатывать отчеты для гостиничных служб. Возможно создание произвольных отчетов как с помощью генератора отчетов Lodging Touch, так и ODBC-совместимыми программами для Windows.

21. Автоматизированная система управления гостиницей «FIDЕLIO»
«FIDЕLIO» - одно из наиболее популярных в России и за рубежом комплексных решений по автоматизации гостиниц предлагается корп­рацией «MICROS-FIDELIO».
В настоящее время свыше 15 000 гостиниц более чем в 140 странах используют данную компьютерную систему управления. В числе клиентов компании отели, принадлежащие 80 ведущим мировым гостиничным цепям: «Sheraton», «Marriott», «Radisson», «Hilton International», «InterContinental», «Kempinski», «Hyatt International», «Holiday Inn», «Corinthia», «Le Meridien», «Ассог» и др.
В России система «FIDELIO» успешно внедряется в отелях, входящих в крупные западные цепи (45% общего числа клиентов): «Мариотт Гранд», «Мариотт Аврора Люкс» «Рэдиссон САС Лазур­ная Отель», «Рэдиссон САС Лазурная Пик Отель», «Шератон Палас Отель», «Арарат Парк Хаятт» и др., а также в независимых гостини­цах (55% общего числа клиентов): «Аэростар», «Золотое кольцо», «Ялта-Интурист», «Атриум Палас Отель» и др.
Среди гостиниц, принадлежащих мировым гостиничным цепям, наиболее распространена версия «FIDELIO FO v. 6», работающая под управлением системы DOS, которая соответствует стандартам высококлассных отелей, а независимые гостиницы отдают предпочтение версии «FIDELIO FO v. 7», модифицированной под Windows. Сейчас разработана и внедряется версия «FIDELIO Suite 8». В основе этой версии лежит наиболее широко используемая и универсальная платформа управления базами данных Oracle, поставляемая в комплексе с «FIDELIO».
Из программных продуктов «MICROS-FIDELIO» наиболее распространен комплекс автоматизации службы приема и размещения гостей «FIDELIO Front Office» (FIDELIO FO).
Система «FIDELIO FO» позволяет вести индивидуальное и групповое резервирование номеров, регистрацию, размещение и выписку гостей, а также управлять номерным фондом. В информационной сети гостиницы система «FIDELIO FO» является центральным звеном, куда стекается информация из других модулей: тарификатора звонков, платного телевидения, ресторанного комплекса и пр.
Информация группируется таким образом, чтобы можно было сравнить изменение загрузки гостиницы с загрузкой в предыдущие дни.

Система «FIDELIO FO» предоставляет возможность создавать различные отчеты:
- ежедневный отчет о деятельности гостиницы;
- отчет об изменении спроса;
- девятидневный прогноз;
- ежемесячный отчет.
Ежемесячный отчет содержит статистические итоги прошедшего месяца. Он составляется на основе ежемесячных отчетов по продажам. Прибыль, полученную от продажи номеров, суммируют, таким образом подсчитывают количество проданных за месяц номеров. На основе этих данных вычисляют среднюю стоимость номера и средний процент загрузки.
В системе «FIDELIO FO» предусмотрено соблюдение конфиденциальности при работе с информацией: для каждого пользователя существует определенный набор модулей системы, с которыми он может работать. Идентификация пользователя происходит с помощью имени и пароля.
В системе ведется журнал операций, т.е. имеется возможность вывести отчет о действиях каждого пользователя в системе за интересуемый период. Кроме того, карточка гостя, бронь, начисления имеют поле, куда проставляется имя создавшего их оператора (поль­зователя).
«FIDELIO FO» обычно устанавливается в комплексе с другими продуктами «MICROS-FIDELIO». В России в их число обычно входят системы:
«HRS Back Office» - автоматизация финансово-хозяйственной деятельности гостиниц и ресторанов;
«^ MICROS»- автоматизация работы практически всех точек продаж ресторана;
«FIDELIO Sales&Catering» - автоматизация работы отдела продаж и маркетинга;
«FIDELIO Food & Beverage» (F&B) - автоматизация взаимодействия отдела закупок, склада, бухгалтерии и отдела общественного питания.
«FIDELIO Sales&Catering» («FIDELIO S&C») - работа отдела продаж и маркетинга с потенциальными клиентами: индивидуальными туристами и турфирмами.
«HRS Back office (бухгалтерия)» - одна из основных частей комплексного решения автоматизации гостиниц и ресторанов. В нее автоматически передается вся информация из этих систем, которая необходима для работы бухгалтерии и финансовых служб.
«HRS Back Office (склад и калькуляция)» - комплекс, охватывающий управление оборотом товарных и материальных ценностей в гостинице. Система позволяет организовать четкое взаимодействие отдела общественного питания, оптимизи­ровать политику закупок.
«Financial Management» - инструмент для анализа финансово-хозяйственной деятельности и построения отчетов, который позволяет определить уровень рентабельности деятельности гостиницы. Дает возможность в режиме реального времени получать информацию о деятельности гостиницы в виде отчетов. Такие отчеты могут быть выполнены как в формате наиболее часто используемых программ: Microsoft Word, Excel, так и в любом другом формате.
«HRS Club Membership» - система безналичных платежей и клубного учета, разработанная как инструмент формирования постоянной клиентуры ресторана и развлекательного комплекса гостиницы.
«Nexus Door Locking Systems» -система электронных дверных замков, предназначенная для обеспечения безопасности клиентов и их имущества.
«Bartech e-fridge Systems* - система автоматических мини-баров. Централизованное управление всеми минибарами, установленными в номерах гостиницы. Таким образом можно оперативно отслеживать любые действия с продуктами и напитками, хранящимися в минибарах. Информация обо всех расходах гостя, связанных с использованием минибаров, моментально передается в его основной счет.
«SnapShot» -комплекс видеоконтроля, включает аппаратуру видеонаблюдения, записи и программную часть, интегрированную с системой «Micros».
«EarShot» - электронное устройство, которое позволяет руководству снизить материальные потери от невнимательности и злоупотреблений персонала. Сообщает звуковым или световым сигналом о том, что кассовый ящик не закрыт: задается временной промежуток и если время, в течение которого кассовый ящик открыт, превышает заданное, то устройство подает звуковой или световой сигнал. «EarShot» подключен непосредственно к кассовому аппарату и не требует дополнительных источников питания.

 





























Невский портье»

Система «Невский портье»
Разработчиком системы «Невский портье» является компания «АКТИС» из Санкт-Петербурга. При создании системы был обобщен многолетний опыт внедрения и эксплуатации гостиничной системы «АКТИС - отель», первая версия которой появилась еще в 1989 г.
Система «Невский портье» обладает широкими возможностями, гибкостью настройки и перспективой развития. В ней заложена возможность индивидуальной работы с каждым гостем в отдельности как на базе алгоритма, принятого в России (расчетный метод с предоплатой за проживание), так и на основе принципов расчетов с гостем, практикуемых за рубежом (начисление сумм за услуги на лицевой счет клиента с оплатой при выезде, по факту). Оба принципа расчетов могут применяться одновременно для одного и того же клиента.
При расчетах с гостями и с организациями-потребителями за оказанные гостиничные услуги система «Невский портье» раздельно учитывает наличную оплату, безналичные средства, переведенные на расчетный счет гостиниц и плату гостей по кредитным картам. Возможна связь системы со стандартными бухгалтерскими системами. Аналитическая информация передается для вторичной проверки в Excel.
Система «Невский портье» предназначена прежде всего для автоматизации работы служб приема и размещения в гостиницах, пансионатах и домах отдыха с количеством номеров от 1 до 2000 и числом корпусов от 1 до 10.
В небольших гостиницах система «Невский портье» может устанавливаться в локальном варианте (совмещенное АРМ администратора - кассира - портье). А для средних и больших гостиниц предлагается сетевой вариант системы с установкой АРМ: в службе приема, в службе бронирования (предварительной продажи путевок для пансионатов), в дирекции и т.д.






Эдельвейс»

Система «Эдельвейс» - автоматизированная система управления гостиницами различного класса модульного типа с возможностью настройки выполнения различных задач – Front-office (служба приема и размещения) и Back-office (служба регистрации и бухгалтерия).

Отсутствие на рынке современных, но недорогих гостиничных систем долгое время вынуждало многие отели идти по пути разработки собственных заказных АСУ. Однако, практика показала, что развивать и даже нормально поддерживать заказные системы на фоне возросших цен становится экономически невыгодно. Кроме того, есть еще несколько причин подойти к вопросу автоматизации со стороны использования стандартных продуктов: 1. Стандартная система накапливает в себе положительный опыт эксплуатации во многих гостиницах.
2. Стандартная система обязательно поддерживается фирмой-производителем вы не попадете в ситуацию, когда увольняется главный программист, и вы остаетесь наедине со своими проблемами.
3. Стандартная система развивается вместе с развитием рынка и информационных технологий у вас есть возможность усовершенствовать вашу АСУ по мере необходимости, перейдя на использование более новой версии программы.
4. И последнее некоторые задачи по автоматизации настолько сложны, что просто не могут быть решены одиночными гостиницами. Предлагаемая вашему вниманию гостиничная система Эдельвейс это стандартный продукт, легко адаптируемый под конкретную гостиницу (номерной фонд, услуги, тарифы, кадровую структуру и т.п.), требующий минимального сопровождения, понятный в обучении и удобный в работе.
Что же представляет собой Эдельвейс?

Эдельвейс это система автоматизации всех этапов работы с гостем (службы бронирования, размещения, коммерческий и плановый отделы, телефонная служба, сервис-бюро, бухгалтерия проживания). Эдельвейс это основа информационной инфраструктуры отеля, куда стекаются и откуда берутся данные для смежных служб (бухгалтерия предприятия, ресторан, склад, инженерная служба, служба охраны и т.д.). Эдельвейс это средство быстрого реагирования на пожелания гостя (формирование автоматических подтверждений для гостя, разнообразные формы оплаты, фиксация специальных пожеланий гостя, запись сообщений и т.п.). Эдельвейс это возможность повышения загрузки посредством оптимизации работы с заявками (контроль загрузки, лист ожидания, работа с большими группами, стыковка с системами удаленного бронирования). Эдельвейс это инструмент кадровой политики, позволяющий четко разграничивать права персонала в системе и контролировать действия отдельных сотрудников. Наконец, Эдельвейс это 32-разрядное клиент-серверное Win-dows-приложение, что позволяет одновременно удовлетворить требования надежности, наглядности и удобства пользования. Основной элемент системы План резервирований практически повторяет традиционную гостиничную шахматку, только это интерактивная шахматка! Однако новое не обязательно отменяет старое, многие функции в системе (например, ввод данных о госте) можно выполнять и без мышки. Ценовая политика продукта весьма гибко учитывает потребности конкретного клиента. Оптимизация рабочих мест и конкретного набора функций, необходимых тому или иному отелю, рассрочка платежа вот лишь некоторые инструменты из арсенала отдела продаж. По сочетанию цена/качество Эдельвейс на данный момент занимает ведущие позиции не только на российском, но и на европейском рынке гостиничных АСУ. АСУ Эдельвейс может поставляться (и поддерживаться) как напрямую компанией Рексофт, так и одним из авторизованных дилеров системы, расположенном в вашем регионе. Тем не менее, во всех случаях удаленная поддержка и консультации совершенно бесплатны. Гостиницы также имеют право бесплатно получать обновленные версии системы.

24. Функциональные возможности современных АСУ:

Современные информационные технологии позволяют организовать работу гостиницы с максимальной эффективностью. Основной функцией таких систем является представление состояния номерного фонда, информация о занятости (зарезервированности) каждого конкретного номера, что позволяет осуществлять планирование продаж номеров в будущем, или бронирование, и текущий контроль за деятельностью средства размещения. Помимо прочего, АСУ позволяют избавиться от бумажной волокиты и исключить либо максимально уменьшить возможность ошибок, так называемого человеческого фактора, являющихся причиной дополнительных неудобств и материальных затрат.

Сокращается время регистрации гостей, автоматически заполняются все необходимые документы: анкеты, заявления, карточки гостя. А для оформления иностранных гостей предусмотрены специальные журналы, на основании которых сразу же можно распечатать «Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания».

Онлайн-бронирование, когда заявку можно сделать через интернет. Система автоматически бронирует номер. Кроме того, не составляет труда контролировать забронированные номера, в любой момент можно получать информацию о том, на какой период забронирован номер, снимать просроченную бронь. Учет номерного фонда можно вести для нескольких гостиниц в одной информационной базе. Тарифы, типы номеров, номерной фонд задаются для каждой гостиницы. Отчетность составляется как по всем гостиницам, так и для каждой в отдельности.

Тарифы, номерной фонд, типы номеров, виды размещений, сведения об организации, контрагентах и гостях ведутся в справочниках, в которых сохраняются все происходящие изменения. Расчеты с гостями ведутся на лицевых счетах. В них отражается начисление и оплата услуг. Информацию о состоянии счета можно предоставлять клиенту по первому требованию. Четко отслеживаются освободившиеся номера. Гарантированно можно избежать ситуаций, когда гости еще не выехали, а в номер уже заселяется новый постоялец. При подключении фискальных регистраторов можно без труда формировать все кассовые документы: пробивать чеки на оплату, вести журнал закрытия кассовых смен, снимать Х– и Z-отчеты, контролировать возвраты на соответствие законодательству. В программах используется гибкая система работы с залогами, что очень важно для контроля состояния взаиморасчетов с контрагентами. Бонусные системы и системы дисконтных карт делают возможным применение сложных для расчетов скидок гостям.

Использование магнитных карт значительно упрощает схему расчетов с гостями за предоставленные услуги внутри гостиничного комплекса. Стоимость заказов или услуг при прохождении карты через считыватель автоматически относится на лицевой счет гостя в программе, где накапливается полная информация о взаиморасчетах, проверить которые можно в любое время.

Осуществление обмена данными с внешними системами. Выгрузка актов в бухгалтерию, сведений по иностранным гостям для передачи в УФМС, загрузка заказов из ресторана, закрытых на номер гостиницы. Подключение телефонных тарификаторов позволяет контролировать использование телефонных аппаратов в номерах и стоимость разговоров автоматически относить на счета гостей.Автоматизация дает возможность поддерживать быструю и более тесную связь между подразделениями гостиницы, что позволяет оперативно реагировать на требования и желания клиентов, мгновенно устранять неисправности и организовать качественную уборку номеров. Типовые системы АСУ гостиниц представлены:

- Корпорацией «MAI/Hotel Information Systems» (США) - разработчик системы «Лоджинг Тач», которая используется в сотнях отелей по всему миру, включая такие известные сети, как «Choice Hotels», «Holiday Inn», «Oriental Express», «Gruppo Sol» и др.

- Компанией «Micros-Fidelio»

- ООО «Либра Интернейшнл» (Libra International) — ведущий поставщик информационных технологий для гостиничной индустрии России и стран СНГ.

- Отечественными разработками - Эдельвейс, Отель-симпл, Отель, UCS-Shelter.





25.

26.

27. Система «FIDELIO F&B» позволяет:
- работать с поставщиками (заказы, поставки);
- вести учет товаров на продовольственных складах;
- вести меню, используемое в ресторанах и барах;
- составлять калькуляцию рецептов блюд;
- производить расчет банкетного меню;
- осуществлять инвентаризацию на складах гостиницы;
- на основе данных о продажах автоматически списывать товары со склада в соответствии с заведенными в систему рецептами;
- получать отчеты о работе складов.
Система «FIDELIO F&B» является программой для продук­тового склада, но нет никаких ограничений для ее использования и на непродовольственных складах.
В системе есть несколько основных понятий.
Склад заводится в системе с определенным именем и номе­ром. В системе указывается, является он основным (куда осуществ­ляется приход от поставщиков) или складом точки продажи (с него автоматически будут списываться товары, проданные через данную точку продажи).
Товар описывается в системе как объект прихода от постав­щиков. Он может принадлежать к той или иной группе товаров, входить или не входить в калькуляцию рецептов, для него опре­деляются складские и рецептурные единицы.
Блюдо – объект продаж, имеет название и номер. Для каждого блюда есть рецепт приготовления. Любое блюдо, имеющее рецепт, может входить в рецепт для другого блюда как составляющая (под-рецепт).
Рецепт – список товаров или под-рецептов с указанием коли­чества потребления. Рецепт однозначно привязан к блюду, без блюда рецепт существовать не может. Рецепт имеет себестоимость. В рецепте для каждого товара могут быть указаны фактор потерь, склад для списания, способ приготовления блюда.
^ Точка продажи – бар, ресторан, кафе или столовая, где будут продаваться блюда. Точке продажи может быть определен склад для списания.
Система «FIDELIO F&B» имеет интерфейсы с системами «FIDELIO FO» и «FIDELIO ENG», а также с системой «MICROS».
Наибольший интерес представляет программный интерфейс с системой «MICROS», который позволяет переносить данные о про­дажах блюд в систему «FIDELIO F&B».
После проведения ночного аудита в системе «MICROS» дан­ные о проданных блюдах в ресторанах и барах копируются в систе­му «FIDELIO F&B». Далее, используя функцию автоматического списания, пользователь запускает программу для расчета потребле­ния. Товары, входящие в рецепты к проданным блюдам автомати­чески списываются со складов в количестве, указанном в рецепте и в соответствии с количеством продаж.
Данные о продажах, потреблении товаров с детализацией по точ­кам продажи и складам можно получить из отчетов системы «FIDELIO F&B».
В системе предусмотрено наличие программного интерфейса с бухгалтерскими программами, в которые переносятся данные: о приходе товаров на склад; о возврате товаров поставщику; - о передаче товаров в производство; о возврате товаров из производства; о списании испорченных товаров; о списании себестоимости проданных блюд.
Система MICROS как программа является программной частью программно-аппаратного комплекса, производимого американской фирмой «MICROS», которая купила компанию «FIDELIO».
Система «MICROS» предназначена для автоматизации управ­ления процессами реализации товаров и услуг и состоит из аппарат­ной (кассовые аппараты) и программной (программа) частей.
Кассовый комплекс представляет собой портативные компью­теры (кассовые аппараты (IBM-совместимые), ролл- и слип-прин­теры). Клавиатура в зависимости от версии системы может подклю­чаться отдельно или экран служит активной клавиатурой – на экране отображаются функциональные кнопки и служебная информация. Нажимая на кнопки на экране, пользователь активизирует те или иные функции.
Программная часть комплекса работает под операционной системой «UNIX» (ее разновидность «SCO»), которая является одно­временно и сетевой оболочкой. Так как в большинстве случаев все остальные программные приложения, используемые в гостинице (бухгалтерские системы, гостиничные системы, например «FIDELIO FO», и пр.), работают под операционной системой «MS DOS», то для системы «MICROS» требуется свой сервер.
Через центральный терминал системы вводится следующая информация:
- определяются точки продажи;
- настраиваются меню пользователей;
- заводятся пользователи системы;
- идентифицируются все кассовые терминалы;
- определяются объекты продаж (блюда, услуги и т.д.);
- определяются цены на них;
- определяются периоды продаж (например, завтрак, обед, ужин);
- определяются различные виды налогов с продаж;
- данные по продажам проходят через основной терминал (сервер), где они могут анализироваться;
- система представляет большое количество отчетов на основе данных о продажах.
Разграничение доступа во всех системах достигается путем идентификации пользователя и списка разрешенных ему операций. Каждый пользователь прикрепляется к какой-то группе, для кото­рой определены права в системе.
Вход в систему возможен следующими способами:
- для системных администраторов и настройщиков - тради­ционный способ (ввод персонального имени и пароля);
- для непосредственно пользователей системы (барменов, официантов, кассиров) – идентификация путем считыва­ния кода с персональной карточки, которую они перед началом работы в системе проводят через специальную щель в кассовом аппарате. Система «MICROS» позволяет принимать следующие виды оплаты:
- наличные;
- кредитные карты (система считывает вид карты, номер, фамилию владельца, а при наличии соответствующего интерфейса автоматически через процессинговый центр спи­сывает нужную сумму со счета клиента);
- отнесение суммы счета на счет номера клиента в гостини­це (если в гостинице установлена система «FIDELIO FO» и работает интерфейс между этими системами).
Как и в системе «FIDELIO FO», в системе «MICROS» пере­вод даты (закрытие операционного дня) проводится путем осуще­ствления специальных процедур. Для начала ночного аудита в системе «MICROS» необходимо, чтобы закрылись все кассы (кассиры сверили наличие денег у них и по системе, распечатали свои отчеты по смене и т.д.).
Во время ночного аудита печатаются отчеты о прошедшем дне (отчеты о проданных блюдах, о видах оплат, выручке и пр.). Кроме того, если есть интерфейс с системой «FIDELIO F&B», то готовятся данные о продажах для автоматического списания ингредиентов проданных блюд в соответствии с заведенными рецептами.
К основным достоинствам систем «FIDELIO» и «MICROS» относятся следующие:
- возможность интегрирования многих отдельных участков в глобальный комплекс;
- наличие версий программ на русском языке;
- широкая функциональность данных систем;
- удобство и быстрота работы для пользователей;
- удобство и быстрота обслуживания клиентов, наглядность и различные формы выставленных им счетов;
- конфиденциальность информации.
Таких достоинств нет ни у одной системы, представленной на российском рынке.
28. Система автоматизации ресторанного бизнеса «R-keeper» -

«R-keeper» раз­работана московской фирмой «UCS», основанной в 1992 г. Эта система является полнофункциональной компьютерной системой автоматизации деятельности ресторанов, кафе, фаст-фудов, которая достойно конкурирует с зарубежными аналогами. Система установлена в 270 престижных ресторанах, кафе, клубах и раз­влекательных центрах Москвы и 27 городах России (Санкт-Петер­бурге, Астрахани, Казани, Омске, Нижнем Новгороде, Норильске и др.), Прибалтики, Украины и Белоруссии и хорошо зарекомен­довала себя.
Система «R-keeper» обеспечивает:
- максимальную скорость и простоту работы персонала при обслуживании клиентов (за счет сокращения времени на оформление заказа и организации сервис-печати в барах и на кухнях);
- точность расчетов и документирование всех операций; □работу по магнитным картам и твердым копиям;
- надежную систему защиты от несанкционированного досту­па, современные средства идентификации и разделение пол­номочий на программном уровне;
- статистику продаж;
- ведение базы данных, которую можно использовать для учета движения продуктов на производстве, для расчета заработной платы персонала и т.д.;
- высокотехнологичное кассовое обслуживание в ресторанах с любой формой оплаты;
- высокую пропускную способность, что позволяет исполь­зовать систему в крупных максимально загруженных клиен­тами ресторанах;
- конфигурирование под конкретные требования (в мини­мальной конфигурации в небольших ресторанах система может работать на одной кассовой машине);
- дружелюбный интерфейс.
Виды автоматизированных рабочих мест (АРМ) программы «R-keeper V6» (система, работающая на нескольких кассовых аппа­ратах, объединенных в локальную вычислительную сеть): АРМ менеджер офиса; АРМ менеджер зала; АРМ кассир; АРМ бармен; АРМ официант.


































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: