Б) Подобно другим писателям, Чехов испытывает своего героя любовью

Деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

…до какой ничтожности, мелочности, гадости мог

 снизойти человек! мог так измениться!
Н.В. Гоголь

Есть люди, которые живут без всякой цели,

проходят в мире, точно былинки в реке:

они не идут, их несёт.
Сенека Луций Анней (Младший)

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

 Все это приводит к гибели человека в человеке, и об этом мы будем с вами говорить сегодня на уроке, анализируя рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор.

1. Прочитайте в учебнике «Историю создания рассказа»

В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться.

 К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча.

- Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя. Меняется главный герой?  (да).

2. Проследим, как меняется герой и под влиянием чего это происходит.

Для этого обратимся к композиции:

I глава   Весна жизни «Когда ещё я не пил слез из чаши бытия...»
II глава    Любовь «...ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало».
III глава Крах     «И жаль было своего чувства, этой своей любви...»
IV глава    Последняя вспышка «И огонёк в душе погас».
V глава       Финал «И огонёк в душе погас».







Анализ текста с целью характеристики героя, происходящих в нем изменений.

А) заполнение таблицы.

- Каким предстает герой в каждой из этих глав?

· 1-2 глава – 1 глава: приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, «хорошие, покойные мысли», «недурственно»

2 глава: глава волнуется, страдает, мучается, «пьянит надежда», восхищается, ждёт любви, ужасается, «ох, не надо бы полнеть»

· 3-4 глава

3 глава: ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, «перестало беспокойно биться сердце», жаль любви, стыдно, успокоился.

4 глава: успешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, «огонёк в душе погас», раздражается, «старимся, полнеем, опускаемся», «а хорошо, что я тогда не женился».

· 5 глава: «пополнел, ожирел», «живётся ему скучно», «ничто его не интересует», «жадность одолела».

· Вывод: развитие образа доктора Старцева идёт по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

События в рассказе излагаются в хронологической последовательности — от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании — движение вспять, потеря Старцевым всего человеческого, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо. Ионыч проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы, быстро поднимаясь вверх — к материальному благосостоянию и ещё быстрее спускаясь вниз — к моральному опустошению.

Все повествование развертывается так, чтобы показать постепенное превращение интеллигента в обывателя, доктора Дмитрия Ионыча Старцева в бездушного Ионыча, потерявшего вместе с именем и фамилией свою душу.

В раскрытии содержания этапов жизни Старцева Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции. Каждый новый этап жизни героя раскрывает его моральное падение.

- Что же происходит с главным героем на протяжении рассказа? (Духовная деградация)

Б) Подобно другим писателям, Чехов испытывает своего героя любовью.

- Как развиваются отношения Старцева и Котика?

 - Выстроим цепочку из ключевых фраз:

 «Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему»

«Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!»

«Она восхищала его…»

На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»

«Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!»

«…перестало беспокойно биться сердце. …Жаль было своего чувства, этой своей любви»

«Сколько хлопот, однако!»

«Что-то мешало ему чувствовать, как прежде»

«Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко»

«А хорошо, что я на ней не женился»

«Огонек все разгорался в душе…»

«Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас»

В) Анализ эпизода « На кладбище».

- Проблемный вопрос: Символом чего выступает кладбище?

 - Просмотрите приведенные мною ключевые фразы из текста и попробуйте ответить на проблемный вопрос.

«Казалось, что здесь было светлей…»

«сонные деревья»

«так хорош и мягок лунный свет»

«нет жизни»

«обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную»

«веет прощением, печалью и покоем»

«кругом безмолвие»

«это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние»

«лампадка…отражала лунный свет и, казалось, горела»

«хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви»

«луна ушла, и вдруг все потемнело»

«- Я устал…»

(Кладбище – символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна – исчезла страсть. Старцев устал, устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть!) (выход: «Я устал…» жить»

Вывод:

- Что же помешало Старцеву и Катерине Ивановне быть вместе?

Среда мельчила, опошляла человеческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремительное опошление довершило губительный процесс, — оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне. Так завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.

  1. Проблемное задание.

- Что же является причиной этой духовной деградации?(сл. 30)

А) Среда. (Семья Туркиных)

Рассказ о семье Туркиных.

Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья

жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин,

Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал

любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых

генералов и при этом кашлял очень смешно <…> Жена его, Вера Иосифовна,

худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно

читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка,

играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь

свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои

таланты весело, с сердечной простотой <…>»). Однако при более

близком знакомстве с ними становится понятным, что всё это позёрство, что

это всё «призраки жизни», омертвевшие формы жизни. Иван Петрович

Туркин, пригласивший к себе в гости Старцева представляет его своей жене

затейливым языком: «Я ему говорю, что он не имеет никакого римского

права сидеть у себя в больнице…». Это даже не язык, а мозаика из

фрагментов различных речевых жанров и стилей. Туркин вообще не имеет

собственного живого голоса, он говорит только такими каламбурами и

фразами, давно утратившими своё нормальное значение и первоначальную

естественную форму: «большинский» вместо «большой», «недурственно»,

«покорчило вас благодарю» Не только речь Туркина состоит из слов-«призраков», но и его поведение.

1) Например, при первой встрече с Ионычем Вера Иосифовна

говорит игриво при муже: «Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив,

это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не

заметит» Это совершенно пустые слова.

2) Пустые романы пишет и читает Вера Иосифовна.

 3) Все гости Туркиных ведут себя также

игриво, позёрски. Когда Вера Иосифовна читает свой пустой роман, все

слушают «с очень серьёзными лицами».

4) Позёрски играет на рояле Екатерина Ивановна: «села и обеими руками ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у неё содрогались, она упрямо ударяла всё по одному

месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьёт клавишей внутрь

рояля». Все стали поздравлять Екатерину Ивановну и говорить, что

она играла как никогда прекрасно.

5) Глупейший фарс устраивает Иван Петрович Туркин со своим лакеем Павой, исполняющим мизансцену из


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: