День славянской письменности и культуры

24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо, получившим сан святых Кириллу и Мефодию. Именно они стали основоположниками славянской письменности.

День славянской письменности и культуры имеет много общего не только с культурой славян, но и с религией. Ведь Кирилл и Мефодий были православными христианами и монахами. 24 мая каждый год православная церковь чествует святых апостолов Кирилла и Мефодия. Эти монахи при своей жизни и служении Господу в греческом монастыре разработали и запечатлели на века славянскую азбуку, позволившую нам передавать знания и накопленный опыт из поколения в поколение.

Датой рождения славянской азбуки считают IX век. В истории культуры, благодаря усилиям болгарского ученого К.М. Куева, утвердилось мнение, что 863 год — дата создания славянской письменности и первых переводов на славянский язык.

Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла, в мирском мире имевшего имя Константин.

Мефодий и Кирилл переработали греческую азбуку и существенно видоизменили ее, чтобы в совершенстве передать славянскую звуковую систему. И на основе своих разработок создали две азбуки – глаголицу и кириллицу.

Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Это величайший византийский вклад в культуру славянских народов. И был он сотворен святыми Кириллом и Мефодием. Только с установлением письменности начинается подлинная история народа, история его культуры, история развития его мировоззрения, научных знаний, литературы и искусства.

 

Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки. Кирилл (светское имя Константин; ок. 827 – 869) и Мефодий (светское имя неизвестно; ок. 815 – 885) – братья, греки, уроженцы города Солунь (Фессалоники), происходили из семьи византийского военачальника.

Мефодий поначалу посвятил себя военной карьере, но около 852 г. принял монашеский постриг, позднее стал игуменом монастыря Полихрон на вифинском Олимпе (Малая Азия). Кирилл с юных лет отличался тягой к наукам и исключительными филологическими способностями. Получил образование в Константинополе у крупнейших учёных своего времени – Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха). После обучения принял сан священника, исполнял обязанности библиотекаря, по другой версии – скефофилакса (сосудохранителя) собора Святой Софии в Константинополе и преподавал философию. В 851 – 852 гг. в составе посольства асикрита (придворного секретаря) Георгия прибыл ко двору арабского халифа Муттавакиля, где вёл богословские споры с мусульманскими учёными.

 

 Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (в том числе – избранные чтения из Евангелия, апостольские послания и Псалтырь), чем способствовали введению и распространению славянского богослужения, а также, опираясь на глубокие знания греческой и восточной культур и обобщив имевшийся опыт славянского письма, предложили славянам свой алфавит.

Наследие Кирилла и Мефодия оказало огромное воздействие на культуру славянских государств: Болгарии (а через её посредство – Руси и Сербии), Чехии, Хорватии (в последней вплоть до новейшего времени сохранялась глаголическая письменная традиция). Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий – символы славянского письма и славянской культуры.

Культ Кирилла и Мефодия получил широкое распространение во всех славянских странах, как православных, так и католических (братья были канонизированы вскоре после смерти). Установленный церковью еще в X – XI вв. день памяти Кирилла и Мефодия (24 мая) в Болгарии был превращен впоследствии в праздник национального образования и культуры.

В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями в далекое прошлое и отмечался он преимущественно церковью. Был период, когда под влиянием политических обстоятельств наступило забвение исторических заслуг Кирилла и Мефодия, но уже в XIX веке эта традиция возродилась.

Официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 по новому стилю).

В годы советской власти этот праздник был несправедливо предан забвению и восстановлен лишь в 1986 году. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского.

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав тем самым ему государственный статус.

История праздника славянской письменности восходит к событиям 9 века н. э. Начиная с пострига Кирилла в стенах монастыря началась работа над разработкой кириллицы. Так сейчас именуется один из первых алфавитов старославянского языка. Первичное его название - "глаголица". Считается, что замысел о ее создании возник еще в 856 году. Стимулом для их изобретения была миссионерская деятельность и проповедование христианства. Множество правителей и церковников обращались в те времена в Константинополь, прося предоставить им молитвы и песнопения на их родном языке. Система глаголицы позволила Кириллу и Мефодию перевести ряд церковных книг на славянский язык и открыть тем самым дорогу христианству на восток.

 

Но в рамках истории праздник славянской письменности и культуры связан не только с азбукой, но и с житием братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия. Они канонизированы как святые и почитаются на Востоке и на Западе. Примечательно, что в церковном обиходе очередность их имен - Мефодий, а затем Кирилл. Вероятно, это говорит о более высоком сане старшего брата, который отмечается отдельно, несмотря на более важный научно-исследовательский вклад его брата. На иконах они всегда изображены вместе, святыми же были признаны в конце 9 века.

Многое изменилось в конце 18 - начале 19 века: пересмотр ценностей, взглядов, начало прогресса. Именно в этот период праздник славянской письменности получил новую жизнь. Начало опять было положено в Болгарии, где в 1857 году прошли массовые торжества. Не желая отстать от братьев-славян и помня о том, какой толчок для развития языкознания, литературы и науки дала разработка алфавита, государство Российское также организовало торжества, но в 1863 году. На троне в то время был Александр ||, а вопросом на повестке дня - Польское восстание. Тем не менее именно в этом году был издан указ о праздновании дня памяти Кирилла и Мефодия 11 мая (по старому стилю), дата была выбрана Священным синодом. В 1863 году состоялись торжества по случаю тысячелетнего юбилея от предполагаемой даты создания старославянского алфавита.

 

Это было давно, в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций. Ее столица - город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына - Константин и Мефодий. Население там было - наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, а отец - болгарином, и поэтому с детства у них - солунских братьев - было два родных языка - греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; ее звали С офия (по-гречески мудрость)». Так еще в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии - Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие - все это сделало его одним из самых образованных людей времени. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

В то время, когда жили Константин и Мефодий, славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность - свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами.)

 

В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги. Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. Это много.

Еще в IX и X веках были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов. Но после принятия христианства на Руси, в 988 году, письменность стала распространяться быстрее. Старославянский язык, на который были уже переведены богослужебные книги, очень близок к древнерусскому, понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, они добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно складывался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского».

О жизни в Древней Руси есть немало летописей - это исторические повествования, в которых записи велись по годам. Самая яркая из них - «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.

 

День славянской письменности и культуры 24 МАЯ Prezentacii.com


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: