Глава 1. Теоретические основы внимания как направленности сознания на деятельность

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы внимания как направленности сознания на деятельность

1.1. Общая характеристика внимания как направленность сознания на деятельность

1.2.Особенности развития внимания в детской психологии

1.3.Особенности развития внимания  детей с общим недоразвитием речи III уровня.

1.4. Использование квест – технологии в развитии детей дошкольного возраста

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест - технологии

2.1. Анализ исходного уровня развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.2. Использование квест – технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.3. Результаты формирующего этапа опытно – экспериментального исследования и их анализ

Заключение

Библиографический список

Приложение

Приложение А. Стимульный материал к диагностическим методикам исследования

Приложение Б. Сводные и индивидуальные протоколы обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на констатирующем этапе исследования

Приложение В. Методические материалы по использованию квест - технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Приложение Г. Фотоматериалы формирующего этапа исследования

Приложение Д. Сводные и индивидуальные протоколы обследования детей на контрольном этапе исследования

 



Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что психология внимания – одна из классических областей психологии. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и многие другие. В отечественной психологии П.Я. Гальпериным разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления. Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности. В частности, её планомерное формирование позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например, рассеянность. По мнению П.Я. Гальперина: «Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Некоторые психологи утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов. Другие психологи считали, что внимание - это отдельный психический процесс, т. к. он имеет свои закономерности и свойства. Первые работы, рассматривающие внимание, - это работы В. Вундта (конец 19 в.): с его точки зрения, внимание - это фиксационная точка сознания или поле ясного видения. Его последователи считали, что внимание - это свойство ощущения; внимание - результат эмоций; внимание - уровень бодрствования.

Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.

Н.Ф. Добрынин так определяет внимание: «Сущность внимания состоит в избирательном характере психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас воздействует, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то. Причины внимания и невнимания лежат в жизни личности. Психическая деятельность личности направляется на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость. Внимание и представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности».

Без повседневной, систематической работы по развитию свойств внимания не может быть успешной деятельности, невозможно полноценное усвоение учебного материала; психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты успешной работы школьника. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на развитие и сохранение устойчивого внимания. Одной из причин этих трудностей является недостаток теоретических знаний, на которых основывается обычно используемые приемы развития внимания. Внимание представляется наименее содержательным, а поэтому и наиболее трудно изучаемым и управляемым психологическим явлением. Поэтому изучение особенностей развития внимания являются актуальными в наше время.

Актуальность этой проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Квест – технология как средство развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования квест - технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Объект исследования: внимание как направленность сознания на деятельность.

Предмет исследования: использование квест - технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что квест - технология будет являться эффективным средством развития свойств внимания у детей дошкольного возрастас общим недоразвитием речи III уровня, если:

- педагог использует разнообразные виды квестов (линейные, штурмовые, кольцевые);

- в процессе игрового сюжета дети будут выполнять задания связанные устойчивостью, переключением, концентрацией, распределением внимания на той или иной информации, необходимой для продвижения к намеченной цели;

- в процессе последовательного разгадывания загадок будет постепенное усложнение умственных действий и проявление активности каждого участника команды.

Задачи исследования:

1. проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. раскрыть особенности развития внимания детей дошкольного возраста.

3. охарактеризовать особенности познавательного развития детей с общим недоразвитием речи III уровня.

4.  раскрыть возможности использования квест-технологии в развитии детей дошкольного возраста.

5. эмпирическим путем определить уровень развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

6. апробировать возможности квест - технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Теоретико – методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, в частности его положение о закономерностях возрастного развитии внимания; научные взгляды П.Я. Гальперина о том, что внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность любой психической деятельности на своем объекте; учение о доминанте А.А.Ухтомского в частности его положение о том, что механизм доминанты определяет направленность внимания на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность; психологические исследования А.В. Запорожца, С.Г. Якобсона, А.А. Люблинской по проблеме развития внимания в дошкольном возрасте; исследования Андреевой М.В., Быховского Я. С., Николаевой Н.В. по использованию квест – технологии с детьми дошкольного возраста.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические методы: «Корректурные пробы» (Л.Н. Катаева), «Проставь значки», «Запомни и расставь точки» (В.Богомолов), педагогический эксперимент.

Интерпретационно – описательные методы: качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость: з аключается в том, что составленный нами алгоритм использования квест – технологии в развитии свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня может быть использован в образовательной деятельности дошкольной организации.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Капитошка» город Абакан Республика Хакасия.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.



Глава 1. Теоретические основы внимания как направленности сознания на деятельность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: