Количественный анализ полученных данных свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте преобладает низкий и очень низкий уровень объема внимания.
Очень высокий уровень наблюдался у 13% детей.
Высокий уровень имеют 6% детей.
Средний уровень наблюдался у 31% детей.
Низкий уровень наблюдался у 25% детей.
Очень низкий уровень имеют 25% детей.
Полученные результаты наглядно представлены на таблице 3 и в сводном протоколе приложения Б, в таблице Б3.
Таблица 3.
Показатель уровня объема внимания у детей старшего дошкольного возраста «Запомни и расставь точки»
Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий |
13% | 6% | 31% | 25% | 25% |
Качественный анализ исследования уровня объема внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о том, что преобладает низкий уровень объема внимания. Дети с низким уровнем объема внимания смогли безошибочно поставить 3 точки (Ефим К., Василиса Ш., Данил К). А дети с очень низким уровнем объема внимания поставили 1 либо 2 точки правильно (Рита Т., Лиза Ч., Ваня Ч).
|
|
Дети со средним уровнем объема внимания, набравшие 6 – 7 баллов, правильно поставили 4 точки. Смогли выполнить задание примерно наполовину (Тася Ч., Рита Ю, Максим Б).
Дети, которые обладают очень высоким уровнем объема внимания, правильно воспринимают задание и правильно их выполняют, благодаря большому объему внимания (Платон А., Арина П., Аня П). Для значительно меньшей части детей характерен высокий уровень объема внимания (Алиса С). Дети безошибочно воспринимают задания, но в меньшем объеме выполняют его в сравнении с теми, чей объем внимания очень высок.
Детям с низким и очень низким уровнем объема внимания было сложно сосредоточиться на задании, часто отвлекались на посторонний шум, не могли в полной мере воспроизвести точки на своем бланке, путали и плохо запоминали их порядок расположения.
Таблица 4.
Сравнительный анализ результатов полученных при помощи диагностических методик «Проставь значки», «Корректурная проба», «Запомни и расставь точки» эмпирического исследования
Диагностические методики | Очень высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Очень низкий уровень |
«Проставь значки» (устойчивость и распределения внимания) | 25% | 13% | 6% | 0% | 56% |
«Корректурная проба» (переключение и распределение внимания) | 0% | 6% | 25% | 0% | 69% |
«Запомни и расставь точки» (объем внимания) | 13% | 6% | 31% | 25% | 25% |
Сравнивая результаты, полученные с помощью трех диагностических заданий «Проставь значки», «Корректурная проба» и «Запомни и расставь точки», можно сделать вывод, что уровень развития свойств внимания очень низкий.
|
|
В первой методике «Проставь значки» 25% уровень устойчивости внимания составил очень высокий уровень, как в диагностическом задании «Корректурная проба» не было выявления очень высокого уровня развития переключения и распределения внимания у детей старшего дошкольного возраста. Низкого уровня в двух методиках не было выявлено. Высокий уровень в методиках «Проставь значки» и «Корректурная проба» составил 13% и 6% соответственно. Средний уровень в первой методике составил 6% в то время, как во второй методике показатель составил 25%. Результаты методики «Запомни и расставь точки» показали, что у детей с нарушением речи преобладает низкий и очень низкий уровень объема внимания по 25 % соответственно.
Таким образом, на основе результатов всех диагностических методик у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладает очень низкий уровень развития переключения, распределения внимания, устойчивость и объема внимания – 50%, низкий уровень – 8%, средний уровень – 21%, высокий уровень – 8%, очень высокий 13%.
Полученный результат можно отчасти объяснить проявлением характерной для детей с нарушением речи общей моторной неловкости. Отсутствие сформированности умений владения карандашом и низкий уровень развития психомоторных навыков делает процесс выполнения трудным, требующим большого волевого усилия.
Особенности внимания у детей с нарушением речи также проявляется в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски у детей с нарушением речи преобладают над другими видами ошибок. Характерной особенностью внимания у детей с нарушениями речи является отвлекаемость.