Методика «Запомни и расставь точки»

Количественный анализ полученных данных свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте преобладает низкий и очень низкий уровень объема внимания.

Очень высокий уровень наблюдался у 13% детей.

Высокий уровень имеют 6% детей.

Средний уровень наблюдался у 31% детей.

Низкий уровень  наблюдался у 25% детей.

Очень низкий уровень имеют 25% детей.

Полученные результаты наглядно представлены на таблице 3 и в сводном протоколе приложения Б, в таблице Б3.

Таблица 3.

Показатель уровня объема внимания у детей старшего дошкольного возраста «Запомни и расставь точки»

Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий
13% 6% 31% 25% 25%

 

Качественный анализ исследования уровня объема внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о том, что преобладает низкий уровень объема внимания.  Дети с низким уровнем объема внимания смогли безошибочно поставить 3 точки (Ефим К., Василиса Ш., Данил К). А дети с очень низким уровнем объема внимания поставили 1 либо 2 точки правильно (Рита Т., Лиза Ч., Ваня Ч).

Дети со средним уровнем объема внимания, набравшие 6 – 7 баллов, правильно поставили 4 точки. Смогли выполнить задание примерно наполовину (Тася Ч., Рита Ю, Максим Б).

Дети, которые обладают очень высоким уровнем объема внимания, правильно воспринимают задание и правильно их выполняют, благодаря большому объему внимания (Платон А., Арина П., Аня П). Для значительно меньшей части детей характерен высокий уровень объема внимания (Алиса С). Дети безошибочно воспринимают задания, но в меньшем объеме выполняют его в сравнении с теми, чей объем внимания очень высок.

Детям с низким и очень низким уровнем объема внимания было сложно сосредоточиться на задании, часто отвлекались на посторонний шум, не могли в полной мере воспроизвести точки на своем бланке, путали и плохо запоминали их порядок расположения.

 

Таблица 4.

Сравнительный анализ результатов полученных при помощи диагностических методик «Проставь значки», «Корректурная проба», «Запомни и расставь точки» эмпирического исследования

Диагностические методики Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень
«Проставь значки» (устойчивость и распределения внимания) 25% 13% 6% 0% 56%
«Корректурная проба» (переключение и распределение внимания) 0% 6% 25% 0% 69%
«Запомни и расставь точки» (объем внимания) 13% 6% 31% 25% 25%

 

Сравнивая результаты, полученные с помощью трех диагностических заданий «Проставь значки», «Корректурная проба» и «Запомни и расставь точки», можно сделать вывод, что уровень развития свойств внимания очень низкий.

В первой методике «Проставь значки» 25% уровень устойчивости внимания составил очень высокий уровень, как в диагностическом задании «Корректурная проба» не было выявления очень высокого уровня развития переключения и распределения внимания у детей старшего дошкольного возраста. Низкого уровня в двух методиках не было выявлено. Высокий уровень в методиках «Проставь значки» и «Корректурная проба» составил 13% и 6% соответственно. Средний уровень в первой методике составил 6% в то время, как во второй методике показатель составил 25%. Результаты методики «Запомни и расставь точки» показали, что у детей с нарушением речи преобладает низкий и очень низкий уровень объема внимания по 25 % соответственно.

Таким образом, на основе результатов всех диагностических методик у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладает очень низкий уровень развития переключения,  распределения внимания, устойчивость и объема внимания – 50%, низкий уровень – 8%, средний уровень – 21%, высокий уровень – 8%, очень высокий 13%.

Полученный результат можно отчасти объяснить проявлением характерной для детей с нарушением речи общей моторной неловкости. Отсутствие сформированности умений владения карандашом и низкий уровень развития психомоторных навыков делает процесс выполнения трудным, требующим большого волевого усилия.

Особенности внимания у детей с нарушением речи также проявляется в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски у детей с нарушением речи преобладают над другими видами ошибок. Характерной особенностью внимания у детей с нарушениями речи является отвлекаемость.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: