Диагностика детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

 

Выполнил: студент группы 4 БПО-ДШИ Башмакова Дарья Сергеевна

 

Возраст Направления диагностики Диагностический инструментарий Требования к проведению диагностики
  Ранний возраст Исследование эмоционально-личностной сферы. Ведущим специалистом, использующим методики данного блока, является педагог-психолог. Исследование игровой деятельности – как ведущей деятельности дошкольного возраста проводит педагог-психолог и воспитатели. Анализируются структурные компоненты и основные характеристики игровой деятельности, определяется уровень ее развития. Предметные действия Исследование базовых психических функций. В блок входят задания на определение зрелости базовых психических функций: восприятия, памяти, внимания, их качественных характеристик. Восприятие. - Зрительно-предметное восприятие. - Акустическое восприятие. - Кожно-кинестетическое восприятие (стереогноз). Процессы восприятия различной модальности особое значение имеют в раннем и младшем дошкольном возрасте. Этот период создает первичную базу для развития речи и интеллекта. Память. - Слухо-речевая память. - Зрительно-предметная память. Внимание. - Способность к зрительному и слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению. - Способность к распределению, переключению, концентрации внимания. - Устойчивость внимания. Состояние внимания обеспечивает общую и избирательную активность и непосредственно связано с намерениями и мотивацией деятельности. Исследование психомоторного развития. В блок входят задания на выявление особенностей сформированности движений ребенка.   Ранняя диагностика умственного развития Стреблевой Е.А. Лови шарик Задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет. Оборудование. Желобок, шарик. Проведение обследования. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!". Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: "Кати!". Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза. Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать. Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату. Спрячь шарики. Задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий. Оборудование. 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине. Проведение обследования. Перед ребенком 2 коробочки, разные по величине и крышки к ним, на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький шарик в маленькую коробку и просит ребенка спрятать шарики, т. е. накрыть коробки крышками. При этом ребенку не объясняется, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы он самостоятельно закрыл каждую коробку соответствующей крышкой. Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: "Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой - маленькую". Таким образом, в процессе диагностического обследования педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое ребенок должен ориентироваться при выполнении задания. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату. Разбор и складывание матрешки (двухсоставной) Задание направлено на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление наличия у него соотносящих действий. Оборудование. Двухсоставная матрешка. Проведение обследования. Педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит раскрыть ее. Если ребенок не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый. Затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, то проводится обучение. Обучение. Педагог берет еще одну матрешку и раскрывает ее, обращая внимание ребенка на маленькую матрешку, просит сделать так же со своей матрешкой: "Раскрой матрешку". Далее взрослый просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую, используя при этом указательный жест и инструкцию: "Делай как я". Затем ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату. Разбор и складывание пирамидки Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук. Оборудование. Пирамидка из 3 колец одинакового цвета, но разных по величине. Проведение обследования. Педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку ее собрать. Обучение. Если ребенок и после этого не начинает действовать, педагог начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз, указывая жестом, что кольца нужно одевать на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно. Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, складывает ли ребенок пирамидку самостоятельно с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действий рук, результат и отношение к нему. Парные картинки Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста. Оборудование. Парные предметные картинки. Проведение обследования. Перед ребенком кладут две картинки (затем четыре). Точно такие же картинки находятся в руках педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же. Обучение. Если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как надо соотносить парные картинки. Затем предлагает соотнести четыре предметные картинки. Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, отношение к результату, результат. Цветные кубики (восприятие цвета) Задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия цвета. Оборудование. Цветные кубики (8 штук) основных цветов - 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих. Проведение обследования. Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: "Возьми кубик такой, как у меня". Затем педагог просит показать: "Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий". Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: "Назови, какого цвета этот кубик?" и т.д. Обучение. Если ребенок не сличает цвета, то педагог обучает сличать сначала 2 цвета. В тех случаях, когда ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое 2-3 раза. Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, уровень восприятия цвета - сличает ли ребенок цвета, выделяет ли по слову название цвета, называет ли основные цвета, отношение к результату, результат. Разрезные картинки Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. Оборудование. 2 предметные картинки, одна из которых разрезана на две части. Проведение обследования. Педагог показывает ребенку две части картинки и просит: "Сделай целую картинку". Обучение. В тех случаях, когда ребенок не может это сделать, взрослый показывает целую картинку и просит из частей собрать такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит добавить другую часть. После обучения ребенок должен выполнить задание самостоятельно. Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату и результат. Конструирование из палочек (треугольник, молоточек) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу. Оборудование. Плоские палочки одного цвета (6 штук). Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру ("молоточек") и просят его сделать такую же. Обучение. Если ребенок по образцу не может построить молоточек, его просят выполнить задание по подражанию. В тех случаях, когда ребенок справляется с заданием, ему предлагают построить треугольник. Вначале по образцу, потом по показу, а если он не выполняет по показу, то предлагают построить по подражанию. Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, действия по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему. Достань тележку! Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, в частности, ребенок должен найти способ использования вспомогательного средства (тесемки). Оборудование. Тележка с кольцом, через которое продета тесьма. Проведение обследования. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, достать рукой он ее не может. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесьмы, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесьмы, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесьмы и подтянуть тележку. Обучение. Проводится на уровне практических проб самого ребенка: когда он тянет за один конец тесьмы, то надо дать ему возможность попробовать еще раз. Педагог за экраном снова продевает тесьму через кольцо тележки и предлагает ее достать. Показатели оценки действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца тесьмы сразу (или двумя руками за оба конца, или соединяет концы), это рассматривается как высокий уровень выполнения задания. В тех случаях, когда ребенок тянет вначале за одну тесьму и справляется с заданием после повторной пробы, отмечается положительное использование практических проб. Если же ребенок не догадывается использовать тесьму (или пытается дотянуться рукой, или же пытается подняться со стула и подойти к тележке), это оценивается как невыполнение задания. Отмечается также отношение к результату. Порисуй! Задание выявляет уровень развития предметного рисунка, а также какая рука является ведущей и наличия согласованности действий рук. Проведение обследования. Ребенку даются листок бумаги и карандаши, просят нарисовать "дорожку". (Обучение не проводится). Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, отношение к задаче и результату деятельности, соответствие рисунка инструкции. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, соответствие рисунка инструкции. 1. Диагностическая работа должна проводиться хорошо знакомым ребенку человеком, а значит, в период адаптации к детскому саду эта процедура нежелательна, во избежание недостоверных сведений о знаниях, умениях, навыках ребенка. 2. Приглашая ребенка на обследование нельзя насильно отвлекать его от интересующего дела и уводить куда-то против его воли, доброжелательный контакт и взаимопонимание с ребенком – одно из условий получения достоверных результатов. 3. Диагностика воспринимается ребенком как игра (и проводится в форме дидактической игры) поэтому комфортнее ребенку будет в своем, знакомом, групповом помещении. Очень подвижных, тревожных, детей с трудной фиксацией внимания или с низкой активностью можно пригласить в спальное помещение и прикрыть немного дверь (остальные дети заняты спокойным делом с помощником воспитателя). Сидит ребенок на удобном стульчике, за столиком. Взрослый находится с ним на одном уровне (не за своим столом). Здесь удобно проводить методики по диагностике сенсорного развития, требующие наибольшей концентрации внимания ребенка и индивидуального подхода к нему. 4. Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в стимуляции и организующей помощи педагога вследствие утомляемости, недостатка внимания, неуверенности в себе. Задания им следует предлагать дозированно и оказывать необходимую помощь. Очень важно, чтобы предлагаемые виды работы выполнялись детьми с интересом и эмоциональным подъемом. Этому способствует использование красочного наглядно-дидактического материала и игровых моментов. 5. Педагогу рекомендуется разговаривать с ребенком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за самые небольшие успехи. 6. Каждый вид задания начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения; 7. Необходимо чередовать задания вербального и невербального характера. 8. Оборудование и материалы располагаются вне поля зрения ребенка. Также дверь и окно не должны быть отвлекающими факторами. 9. Индивидуальное обследование проводится не дольше 10 минут, включая исследование двигательных навыков. 10. Данные о речевом развитии детей нужно уточнять у родителей, фразовая речь возможна в домашних условиях более развернута, чем в детском саду. Выводы о ее наличии также можно делать и по наблюдению общения родителей и детей в приемной, на прогулке.  
    Дошкольный возраст Уточнение структуры и степени выраженности нарушений у каждого ребенка, выявление психологических особенностей воспитанников. Это направление диагностики позволяет определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в течение года. Педагогическое обследование направлено на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также на выявление некоторых умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях детского сада. Важно выявить качественные особенности познавательной деятельности. Эти данные позволят подобрать для каждого ребенка эффективные методы и приемы педагогического воздействия. Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-дефектолога в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Поэтому, целесообразно именно учителю-дефектологу исследовать уровень развития познавательных процессов(внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи), выявлять уровень сформированности компонентов деятельности (в том числе учебной). Музыкальный руководитель и воспитатель по физическому воспитанию проводят обследование по своим разделам. Задачи обследования речи совместно решают учитель-дефектолог и логопед. Логопед исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание он уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами. Учитель-дефектолог совместно с логопедом исследует состояние связной речи, так как при построении связных высказываний можно выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.   Методика «Разборка и складывание пирамидки» Автор: С. Д. Забрамная Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину. Возраст: для детей с 3 лет. Стимульный материал: пирамидка из 6 колец для детей с 4 лет (для детей 3 лет – 4 кольцовая), кольца разного размера, разного цвета. Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно. Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату. 1 балл– не понимает цель, действует неадекватно. 2 балла– понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец. 3 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания. 4 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец. Методика «Работа с матрёшками» Автор: С. Д. Забрамная Цель: проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины. Возраст: для детей с 4 лет. Стимульный материал: матрёшка пятисоставная, или мисочки, или кубики, или колечки. Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно. Инструкция обработки: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности. 1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения. 2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет. 3 балла - понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами. 4 балла - понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами. Методика «Доски Сегена» Автор: Э Сеген Цель: выявить восприятие формы, координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики пальцев рук. Стимульный материал: доски с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры. Доска № 1. Возраст: для детей с 3 – 7 лет. Инструкция: Ребенку говорят: «Рассмотри внимательно эти фигурки, вырезанные на рисунке. Выбери из этого набора такие же и наложи их сверху каждой сходной прорези фигуры на рисунке так, чтобы они полностью совпали, чтобы отверстия были полностью заняты фигурой». Анализ результатов: Умственно отсталые дети дошкольного возраста с трудом понимают цель задания и начинают просто манипулировать с фигурками-вкладками. Только показ экспериментатором способа действия помогает некоторым детям понять задание. Большинство умственно отсталых нуждается в многократном совместном с экспериментатором выполнении этого задания. Глубоко умственно отсталые дети задание не понимают. В качестве аналогичного облегченного задания можно предложить вкладывание фигурок знакомых животных в прорези соответствующей конфигурации. Практика показывает, что и это задание оказывается трудным для умственно отсталых в степени дебильности и не выполняется детьми-имбецилами. Качественный анализ результатов: · Для детей 3,5—4-х лет: испытуемые выполняют задания, используя метод примерки: подносят фигурки к прорезям и сравнивают их, ищут сходство, прилаживают их друг к другу и в итоге совмещают правильно. · Для детей 5 лет: дети используют только способы зрительной оценки сходства фигур, быстро их совмещают. · Для детей 6— 7лет существует временной норматив при безошибочном выполнении всех 5-ти заданий. Это 5 минут 12 секунд — суммарное время выполнения всех заданий. Дети указанного возраста не должны выполнять задание методом проб и ошибок. Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату. 1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения. 2 балла - понимает цель, при опускании фигур в углубления действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий. 3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения. 4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб. Методики, предложенные Г.В. Фадиной. Для диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут быть использованы следующие тесты: устойчивость, распределение и переключение внимания — методика С. Лиепинь; схематическое мышление — тест Когана; логичность мышления — «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация», «Сравнение»; произвольность — тест «Запрещенные слова»; речевое развитие — методика Эббингауза, ассоциативный эксперимент. Методика С. Лиепинь Цель — изучение устойчивости, распределения и переключения внимания. Ход. Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду. Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи. Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи — синим. Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации. Тест Когана Цель — исследование схематического мышления. Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов. Тест проводится в два этапа. Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме. Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку. Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Дети с ЗПР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов). Тест «Запрещенные слова» Цель — оценить сформированность произвольности, уровень развития речи. Инструкция: предлагаю тебе поиграть в игру: я буду задавать вопросы, а ты отвечать на них, но при этом нельзя произносить слова «да» и «нет» и нельзя называть цвета. Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню произвольности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР слабо проявляются элементы произвольности, что выражается в недостаточном словарном запасе, неумении соотносить свои действия с правилами. Для диагностики эмоционального развития могут быть использованы методики «Эмоциональная цветопись» А.Н. Лутошкина, «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста», «Определение уровня развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста», «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций», «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния». Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» Цель: определение эмоций. Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций. Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления, с вопросом: «Какое это лицо?». Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню способности различать эмоции, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния» Цель: изучение понимания собственных эмоций. Стимульный материал: цветные карандаши, альбом. Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость. Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях. Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.     1. Перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком; 2. Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в стимуляции и организующей помощи педагога вследствие утомляемости, недостатка внимания, неуверенности в себе. Задания им следует предлагать дозированно и оказывать необходимую помощь. Очень важно, чтобы предлагаемые виды работы выполнялись детьми с интересом и эмоциональным подъемом. Этому способствует использование красочного наглядно-дидактического материала и игровых моментов. 3. Педагогу рекомендуется разговаривать с ребенком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за самые небольшие успехи. 4. Каждый вид задания начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения; 5. Предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития; 6. Продолжительность тестирования не превышает 20 минут, при первых признаках утомления перехожу на другой вид работы; 7. При предъявлении многозвеньевых инструкций использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания. 8. Необходимо чередовать задания вербального и невербального характера 9. Для ребенка с умственной отсталостью стимулирующая и направляющая помощь редко оказываются достаточными. Чаще всего для полного или частичного выполнения задания ему требуется обучающая помощь, причем может возникать необходимость в достаточно длительном обучении – несколько показов способа действия пошагово с пояснительными комментариями. 10. Детей не следует понуждать делать что-то или заставлять играть. Если они проявят заинтересованность, им можно разрешить использовать любые предметы в комнате. Если они играют спонтанно, им можно задавать время от времени вопросы, чтобы прояснить их действия и мысли. Если у них в процессе обследования усугубляется тревога, их следует вывести погулять или предложить поиграть. 11. Психологическое обследование детей эффективнее проводить в процессе разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, речевой и продуктивной) и по результатам наблюдения детей на занятиях, и в свободной деятельности  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: