Степенная функция
Перейдем к подобному рассмотрению различных случаев в зависимости от показателя степени p:
Показатель p=2n -четное натуральное число
В этом случае степенная функция y=x2n, где n - натуральное число, обладает следующими свойствами:
· область определения - все действительные числа, т. е. множество R;
· множество значений - неотрицательные числа, т. е. y > или = 0;
· функция y=x2n четная, так как x2n=(-x)2n;
· функция является убывающей на промежутке x < 0 и возрастающей на промежутке x>0.
· Графики степенной функции при натуральном показателе n называются параболами порядка n.
График функции y=x2n имеет такой же вид, как например график функции y=x4.
Показатель p=2n-1- нечетное натуральное число
В этом случае степенная функция y=x2n-1, где натуральное число, обладает следующими свойствами:
· область определения - множество R;
· множество значений - множество R;
· функция y=x2n-1 нечетная, так как (-x)2n-1=x2n-1;
· функция является возрастающей на всей действительной оси.
|
|
График функции y=x2n-1 имеет такой же вид, как, например, график функции y=x3.
Показатель p=-2n, где n - натуральное число
В этом случае степенная функция y=x-2n=1/x2n обладает следующими свойствами:
· область определения - множество R, кроме x=0;
· множество значений - положительные числа y>0;
· функция y=1/x2n четная, так как 1/(-x)2n=1/x2n;
· функция является возрастающей на промежутке x < 0 и убывающей на промежутке x>0.
· Графики функций вида y=x-n, где n — натуральное число, называются
· гиперболами порядка n.
График функции y=1/x2n имеет такой же вид, как, например, график функции y=1/x2.
Показатель p=-(2n-1), где n - натуральное число
В этом случае степенная функция y=x-(2n-1) обладает следующими свойствами:
· область определения - множество R, кроме x=0;
· множество значений - множество R, кроме y=0;
· функция y=x-(2n-1) нечетная, так как (-x)-(2n-1) = -x-(2n-1);
· функция является убывающей на промежутках x<0 и x>0.
График функции y=x-(2n-1) имеет такой же вид, как, например, график функции y=1/x3.
Примеры из учебника по алгебре 10-11класс Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, Н.Е. Федорова,
М.И. Шабунин
119. Изобразить схематически график функции и указать её область определения и множество значений:
120. (Устно.) Является ли функция y=xp возрастающей (убывающей) при x>0, если:
1) P=7, y=x7- возрастающая при x>0;
2) P=16, y=x16- возрастающая при x>0;
3) P= -3, y=x-3- убывающая при x>0;
4) P= -7, y=x-7- убывающая при x>0;
5) P= -4, y=x-4- убывающая при x>0;
6) P= -10, y=x-10- убывающая при x>0.
121. Найти наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке:
|
|
122. Пользуясь свойствами степенной функции, сравните с
единицей:
2) 0,23: 1= 0,20>0,23, т.к. 0,2<1;
3) 0,79: 1=0,70>0,79, т.к. 0,7<1;
123. Построить график функции, указать её область
определения и множество значений. Выяснить, является ли функция возрастающей (убывающей), является ли функция ограниченной, принимает ли она наибольшее (наименьшее) значение:
124. Сравните значения выражений:
125. В одной системе координат построить графики функций, находя сначала их области определения и множества значений:
126. Найти промежутки, на которых график функции:
127. Изобразить схематически график функции и найти её область определения и множество значений; выяснить, является ли функция возрастающей (убывающей), ограниченной сверху (снизу):
128. Пользуясь рисунком 13 (с. 45), найти промежутки, на
которых график функции:
129. Построить график функции и указать её область определения, множество значений и промежутки возрастания и убывания:
130. Найти координаты точки пересечения графиков функций: