Гендерные исследования, проводимые в рамках теоретического на-правления — психология половых различий от исследований половых различий в области дифференциальной психологии, отличаются, прежде всего, интерпретационными схемами, предлагаемыми для объяснения причин половых различий. Те немногочисленные психологические различия между людьми разного пола, наличие которых научно доказано, с позиций гендерного подхода рассматриваются как детерминированные социокультурными, а не естественно-биологическими факторами.
В западной психологии исследования в психологии половых различий проводятся уже довольно длительное время. В истории развития проблематики половых психологических различий выделяется ряд этапов. И.С. Кон [2000, 2001], ссылаясь на периодизацию Кэрол Джеклин, огив сывает четыре этапа, значимых для исследования этой проблематики в западной психологии.
1) В 1910-20-х годах XX века все немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин подводились под рубрику «психология пола» (psychology of sex), причем пол зачастую ото-
|
|
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 47
ждествлялся с сексуальностью. 2) В 1930-60-е годы «психологию пола» сменила «психология половых различий» (sex differences), которые уже не сводились к сексуальности, но большей частью считались заданными природой. 3) В конце 1970-х годов, по мере того как круг исследуемых психических явлений расширялся, а биологический детерминизм ослабевал, этот термин сменился более мягким — «различия, связанные с полом» (sex related differences). 4) В 1980-х годах их стали называть «гендерными различиями» (gender differences), которые могут вообще не иметь биологической основы.
Данные периоды фиксируют панораму смены научных парадигм, в рамках которой эссенциалистский и сексистский подходы сменились социально-конструктивистским, тендерным подходом (подробнее см.: Клецина И.С., 2001а).
Здесь изучаются такие вопросы, как значимость психологии половых различий и их оценка, причины и устойчивость психологических различий, обусловленных полом, половые различия и полоролевое поведение. На основе огромного эмпирического материала были зафиксированы определенные различия в психологических характеристиках представителей мужского и женского пола; в процессе оценки полученных результатов критиковались те варианты их объяснений, в которых утверждалось мужское психологическое преимущество. Феминистски ориентированные психологи стремились доказать, что основными детерминантами в общем-то немногих, научно обоснованных половых различий и половой дифференциации являются социокультурные факторы. Какие использовались основания для утверждения своей точки зрения?
|
|
Одна система доказательств строилась на анализе общеприня
той процедуры психологического исследования. Сексистские тенденции,
определяемые феноменом социальной желательности, могут проявляться
на всех этапах исследования. Так, например, на этапе постановки
проблемы или формулировки гипотез исследователь может использовать
сексистскую теорию или концепцию для выдвижения предположения
или сформулировать гипотезу на основе предыдущих исследований,
которые сами содержали предубеждение [Попова Л.В., 1999]. На этапе
сбора и интерпретации данных на результаты исследования могут влиять
такие факторы, как соотношение пола экспериментатора и испытуемого.
Так, например, испытуемые-девушки демонстрируют более низкие ре
зультаты при изучении их интеллектуального потенциала, если экспе
риментатор мужчина. В случае когда исследование проводит психолог-
женщина, у этих же девушек результаты оказываются выше [Deaux К..
1985].
Особую роль в процессе проведения эксперимента играют гендерные установки исследователя. Так, психологи-мужчины чаще получают ре-зультаты, подтверждающие мужскую независимость, а исследователи-женщины получают результаты, подтверждающие преимущества жен-
48 Психология гендерных отношений: теория и практика
щин в декодировании невербальных сигналов. Разные результаты могут быть получены в зависимости от типа исследования — лабораторного или полевого. В лаборатории возможно варьирование степени значимости гендера. Это осуществляется через подбор состава испытуемых (один или группа, однополая или разнополая), соотношение пола испытуемого и пола экспериментатора, через варьирование инструкций (например, «Это типично мужское задание» или «С этим заданием лучше справляются девушки»). При проведении исследований в полевых условиях от гендерного фактора избавиться довольно сложно [Deaux К., 1985].
Другая система доказательств опиралась на результаты изучения психологических различий между представителями разного пола в динамике. Стремясь обосновать социокультурную детерминацию половых различий, психологи сравнивали результаты измерений характеристик представителей разного пола, полученных при использовании одних и тех же стандартизированных тестов и методик на протяжении ряда лет. Так, например, Г. Крайг [2000] приводит сведения о том, что анализ результатов измерения специальных способностей при помощи Предварительного теста академических способностей (PSAT) за период с 1960 по 1983 год показал резкое уменьшение различий в психологических характеристиках мальчиков и девочек. Эти данные говорят о том, что в течение двух десятилетий различия между детьми разного пола стали менее выраженными, разрыв между мальчиками и девочками сохраняется только в максимальных достижениях по математике в старших классах.
Наиболее показательными являются результаты сравнительных исследований половых различий по психологическим характеристикам, в которых лидирующее положение занимают лица мужского пола (пространственные и математические способности). Так, сравнительный анализ результатов выполнения тестов на понимание пространственных отношений американскими школьниками старших классов показал, что за последние 20 лет пространственные способности девушек существенно выросли [Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993].
Специальные психологические исследования, направленные на выявление факторов, обусловливающие выявленные половые различия, показывают ведущую роль социокультурных детерминант и в формировании социально-психологических характеристик личности. Такая характеристика личности, как конформность, которая проявляется как податливость влиянию других людей и характеризуется склонностью к зависимости, по данным исследований, в большей мере выражена у женщин. Однако при сравнении исследований изучения половых различий в конформности, проведенных в разные годы, было установлено, что в более поздних исследованиях процент конформных женщин стал заметно меньше. Элис Игли [Eagly A.H., 1987] показала, что среди 22 работ по
|
|
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 49
этой теме, опубликованных до 1970 года, 32% указывали на большую степень зависимости женщин, тогда как из 40 исследований, опубликованных после 1970года, лишь в 8% работ были выявлены данные различия.
Таким образом, гендерные и женские исследования в психологии показали ведущую роль процесса социализации в формировании половых различий [подробнее см.: Клецина И.С., 1998а].
Итогом исследований половых различий в западной психологии явилось осознание факта, что наличие психологических различий между людьми разного пола — это не статичный, а процессуальный феномен. Важным является не факт наличия или отсутствия межполовых психологических различий, а анализ контекста их создания и анализ следствий неравенства, проистекающего из этого факта. Отечественные исследователи также обратились к изучению всего многообразного спектра проблем, порождаемых межполовыми различиями в психологической сфере.
Как уже было отмечено, до 70-х годов в советской психологии проблемы половой дифференциации почти не изучались, а те крайне малочисленные работы, которые были опубликованы, относились к «психологии пола» и отождествлялись с вопросами сексуальных отношений, преимущественно супружеских. В 70-80-е годы стали появляться редкие работы, в которых ставились специальные задачи, связанные с изучением различий между полами. Это направление определялось как «психология половых различий», а основные выявленные различия считались биологически детерминированными. И лишь в 90-е годы в отечественной психологии стали проводиться исследования, ориентированные на изучение гендерных различий, то есть различий между людьми разного пола, обусловленных не анатомо-физиологическими их характеристиками, а условиями полоролевой социализации.
|
|
Работы отечественных исследователей, посвященных проблеме психологии половых различий, можно разделить на две группы.
К первой группе относятся те, в которых представлены результаты исследований западных психологов, посвященных половым различиям в рамках одной из сфер личности или по отдельной психологической характеристике (статьи Т.В.Виноградовой и В.В.Семенова [1993], Т.В. Бендас [2000б], раздел о половых различиях в учебнике А.В. Ли-бина «Дифференциальная психология» [1999], раздел о мужском и женском стилях общения в учебнике В.Н. Куницыной с соавторами «Межличностное общение» [2001]). В указанных работах представлены результаты многочисленных зарубежных исследований, посвященных половой дифференциации в детском и взрослом возрасте. Особое внимание уделяется исследованиям половых различий в интеллектуальной сфере и сфере поведения. Подробно анализируются факторы половой дифференциации.
50 Психология гендерных отношений: теория и практика
Вторая группа работ — это статьи, основанные на результатах собственных эмпирических исследований, посвященных изучению психологических различий между полами (работы Арутюнян М.Ю. [1992] Бендас Т.В. [2000а], Клециной И.С. [1998б. 2001б], Семеновой Л Э. [1999]).
При объяснении выявляемых психологических различий между полами названные авторы принимают во внимание процессы трансформации, происходящие в современном обществе. Социальная ситуация развития детей и взрослых в современных условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские, например, женщины-военные, мужчины-домохозяйки, женский футбол и мужская аэробика. Отечественные авторы статей, так же как и их зарубежные коллеги, склоняются к точке зрения, что, за исключением параметров, обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых психологических различий между полами детерминировано влиянием социального контекста.
Завершая анализ работ первого из выделенных направлений, можно отметить, что в работах отечественных психологов пока еще в незначительной мере представлены наиболее актуальные для тендерной теории проблемы, такие как природа половых различий, динамика гендерных различий, влияние этих различий на индивидуальный жизненный путь человека и возможности личностной самореализации.
Женская психология
Второе направление развития гендерных исследований в психологии можно определить, как исследования женской психологии. Данное направление развивается под влиянием западной феминистской идеологии и отечественной феминологии. Представители этого направления, как правило, разделяют взгляды психологов-феминисток о том, что женский психологический склад, женская психология, отличаясь от мужской психологии, является более совершенной, чем у мужчин. Эти идеи сформировались как реакция на распространенную и существовавшую длительное время среди психологов точку зрения об отличительных психологических особенностях женщин как об отклонении от психологических норм и стандартов, полученных на мужской выборке. Эта мысль была четко сформулирована в работе психолога Кэрол Гиллиган «Другим голосом». Получив данные о половых различиях, психологам было сложно говорить «иной», не говоря «лучший» или «худший». Так как специалисты всегда стремились построить единый масштаб измерения, который, как правило, возводился в эталон на основе интерпретации данных исследования, проводимого мужчинами, и полученных преимУ'
Теоретические предпосылки возникновенья психологии... 51
щественно (или исключительно) на основе изучения мужчин, психологи склонны рассматривать поведение мужчины в качестве «нормы», а женское поведение в качестве чего-то вроде отклонения от этой нормы. Таким образом, когда женщины не соответствуют стандартам психологических ожиданий, обычно делается вывод, что с женщинами что-то не в порядке [Gilligan С., 1982].
Проблема половой дифференциации и иерархичных отношений мужчин и женщин в рамках женской психологии приобрела новый ракурс анализа. Он связан с особой природой, уникальностью женской психологии. Отечественных психологических работ, выполненных в рамках данного направления, пока еще мало. К ним можно отнести работы М.В. Бураковой [2000]. Е.К.Завьяловой [1998], Л.В.Поповой [1996], О.В. Митиной [2000], Г.В. Турецкой [1998], а также обобщающие работы Н.В. Ходыревой [1998] и Е.Ивановой [2001].
В основном это направление развивается в рамках практической психологии, в контексте психологической помощи женщинам, страдающим от внутриличностных конфликтов, психологического и физического насилия, сексуальных домогательств. Представительницы этого направления исходят из убежденности в глобальном угнетении женщин, работают они в основном в кризисных центрах психологической помощи женщинам, однако результаты их деятельности практически не находят отражения в научных публикациях.
Еще одна область, где изучаются психологические особенности женщин, как специфические и отличные от мужских, — это социологические исследования поведения женщин в сфере предпринимательства и бизнеса. В ряде социологических работ, направленных на анализ поведения женщин в сфере профессиональной деятельности, приводятся результаты исследований о более эффективном, чем у мужчин, стиле руководства женщин-менеджеров, об особых социально-психологических качествах женщин-руководителей, о специфике технологий женского менеджмента. Появилось выражение «женский гуманитарный менеджмент» как отражение исключительных, именно женских способностей, в преодолении трудностей, стоящих на пути современных руководителей. Так, например, статья Е.С. Гвоздевой и В.И. Герчикова «Штрихи к портрету женщин-менеджеров» начинается со следующей фразы: «Сегодня специалисты пришли к мнению, что в будущем бизнес должен стать менее иерархичным, более гибким и подвижным. Согласно последним исследованиям, лучший менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников.... И есть группа людей, которые имеют огромные преимущества в реализации нового подхода — это женщины» [Гвоздева Е.С, Герчиков В.И., 2000. С. 36].
В ряду работ, изучающих женские проблемы в сфере управления, психологический аспект наиболее выражен в работах А.Е. Чирико-вой [А.Е. Чирикова, 2000; А.Е. Чирикова, О.Н. Кричевский, 2000]|. Сле-
52 Психология гендерных отношений: теория и практика
дует отметить, что пока не появились научные публикации, обобщающие теоретические или исследовательские наработки, подготовленные в рамках данного направления гендерных исследований в психологии. В качестве одного из объяснений слабого развития данного направления в отечественной психологии можно предложить вариант, связанный с распространенной ситуацией непринятия феминистских идей в нашей стране.
Социальная ситуация в нашей стране в последние годы претерпела существенные изменения: «железного занавеса» между Россией и западными странами уже не существует; в стране нет жестких запретов, не позволявших ученым заниматься интересующими их проблемами; существенно расширились возможности знакомства с зарубежной научной литературой. Однако большинство ученых-психологов, работающих в области психологии пола, по-прежнему строит свои исследовательские программы в русле поиска различий между полами. Несмотря на изменение социальной ситуации и атмосферы в сфере научной деятельности, отечественные ученые все еще продолжают искать психологические различия между полами, рассматривая эту работу как одну из главных задач современной тендерной психологии. Представляется, что в рамках тендерной теории приоритетными должны стать такие направления психологических исследований, как:
— изучение сходства в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин;
— изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в плане преодоления традиционных гендерных стереотипов;
— изучение личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин - семейной;
— изучение реальных отношений мужчин и женщин, а не распространенных гендерных стереотипов.
Как отмечает Г.М. Андреева: «Психология, если она хочет действительно помочь человеку ориентироваться в системе социальных связей, противоречий, должна описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаикой социальных явлений. Выявить, каковы психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или, напротив, неуспешной, — значит оказать ему существенную практическую помощь для ориентации в нестабильном мире, в условиях радикальных социальных преобразований» [1997. С. 4].
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 53