Либеральная концепция феминизма

Феминистская теория формируется в русле феминистского движе­ния. В странах Запада признание проблематики прав женщин в качестве неотъемлемой составной части прав человека происходит в несколько


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     55

этапов. Впервые о своих претензиях на роль полноценных гражданок женщины заявили в ходе буржуазных революций, которые можно на­звать еще и революциями «права» или «правосознания». Затем в ходе промышленных революций женщины в массовом порядке оказываются включенными в общественное производство, что вынуждает их доби­ваться равноправия уже в сфере социально-экономических отношений. Позднее наступает время культурных революций, изменяющих подход к репродуктивным функциям женщин, взгляды на любовь, рождение детей, семейную жизнь. Более двух столетий женщины отвоевывали для себя, условно говоря, три группы прав — политические (граждан­ские), социально-экономические, репродуктивные, реализация которых могла бы позволить им рассчитывать на социальный статус, сопостави­мый по основным параметрам с мужским социальным статусом (подроб­нее о феминистском движении и политической теории феминизма см.: Темкина А.А.. 1997; Брайсон В., 2001; Осипович Т.Н., 2000).

В 70-е годы XX столетия на Западе интенсивно развивалось феми­нистское движение либеральной ориентации. Либеральный феминизм провозглашает равенство полов, которого можно достигнуть по­средством реформ. Законодательные акты и политические решения должны (с либеральной точки зрения) учитывать аспект тендерной нейтральности, отражать идею сходства полов.

Либеральный феминизм зиждется на следующих убеждениях: 1) все люди обладают определенными неотъемлемыми свойствами — способ­ностью к разумной, духовной деятельности и самореализации; 2) осу­ществление этих способностей может охраняться благодаря законода­тельному признанию всеобщих прав; 3) приписываемое половой при­надлежности неравенство между мужчинами и женщинами на самом деле — социальная конструкция, не укорененная в «природе»; 4) соци­альные изменения, направленные на устранение неравенства, могут осуществиться благодаря организованному призыву к интеллектуальной части общественности и с использованием возможностей государства [Ритцер Дж., 2002].

Классиком либерального феминистского направления признана жур­налистка Бетти Фридан, которая изложила свои взгляды в книге «За­гадка женственности», взорвавшей атмосферу «потребительского рая» образованных американок из среднего класса. Многочисленные женские журналы, реклама, телевидение убеждали, что именно в конце 1950-х годов представительницы среднего класса смогли добиться «женской амери­канской мечты»: преуспевающий и заботливый муж, здоровые дети, дом в пригороде, автомобиль, красивая одежда, которую можно демонстри­ровать на вечеринках и благотворительных собраниях. Их благополуч­ную жизнь омрачало лишь внутреннее неудовлетворение, причины ко­торого они не могли сформулировать ни психоаналитикам, ни мужу, ни самим себе [Попкова Л., 2001].


56                          Психология гендерных отношений: теория и практика

Бетти Фридан сумела определить причины разочарований и недо­вольства американских женщин, осознала проблему, не имевшую на­звания. Стремясь исполнить предписываемое обществом «истинное», «природное предназначение» матери, жены и хозяйки дома, американ­ские женщины отказывались от карьеры и участия в социальной, по­литической жизни общества. Ориентируясь на мистические образы «настоящей женственности», они становились инфантильными, зависи­мыми, лишенными представлений о своих возможностях. Неназванная проблема оказывалась драмой женской идентичности, подавления про­фессиональных и социальных интересов. Образ счастливой домохозяйки был подвергнут критике как несуществующий миф [Попкова Л., 2001; Темкина А.А., 1997].

После выхода в свет книги Б. Фридан многие американки развернули активную борьбу, направленную на принятие законов, ликвидирующих барьеры к полноправному участию женщин в общественной жизни. Многочисленные законодательные оговорки и неформальные практики фактически лишали женщин возможностей продвинуться в публичной сфере. Получение кредитов в банке, разрешения на строительство и аренду жилья, открытие собственного бизнеса, доступ в престижные университетские, профессиональные школы и факультеты — все это требовало реформирования. Как в большинстве стран, замужней аме­риканке требовалось, например, письменное разрешение от мужа на открытие собственного счета в банке. В высших медицинских школах, школах бизнеса и права женщины в конце 1960-х годов составляли от 5 до 8% студентов. В Гарварде в 1970 году среди 483 преподавателей гуманитарных и естественных факультетов не было ни одной женщины [Попкова Л., 2001]. Активная деятельность либеральных феминисток, основанная на тактике судебной борьбы и лоббировании законов о равноправии, привела к формированию нормативной базы для радикаль­ного изменения социально-политического статуса американок к началу 1980-х годов.

Как и иные теоретические феминистские направления, либеральный феминизм оформился не только в процессе критического осмысления феномена женского движения второй волны (60-е годы XX века), но и под влиянием доминирующих в научной мысли этого периода социальных теорий.

В 60 - 70-е годы в социальных науках наибольшее распространение имел структурный функционализм. В рамках теории структурного функ­ционализма Т.Парсонсом была предложена теория половых ролей [Parsons Т., Bales R., 1955]. Рассматривая изменения, которые произошли с американской семьей к середине прошлого столетия, Т. Парсонс счи­тает базисными функциями семьи:

• социализацию детей,

• стабилизацию личности взрослых членов семьи.


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     57

Механизмом, обеспечивающим равновесие и стабильность любой социальной системы и семьи в том числе, является, по его мнению, функциональное разделение сфер деятельности, или дифференциация ролей. Поскольку для существования любой социальной системы необ­ходимо выполнение инструментальной и экспрессивной функций, то и в семье эти функции тоже должны быть реализованы. Инструментальная функция обеспечивает отношения системы — в данном случае семьи — с внешним миром, дает возможность получить средства к существова­нию. Экспрессивная функция — это поддержание интеграции членов системы, установление моделей отношений и регулирование уровня напряженности членов союза. Т. Парсонс утверждает, что один и тот же человек не может выполнять одновременно и инструментальные (требующие властности и жесткости), и экспрессивные (предполагаю­щие мягкость и умение погасить конфликт) функции, поэтому женщина выполняет экспрессивную роль в семье, а мужчина — инструменталь­ную. Разделение этих ролей глубоко функционально и существует во всех системах социального взаимодействия.

Концепция Т. Парсонса проясняет и подтверждает повседневные практики внутри- и межполовых отношений и положения женщин в западном обществе накануне возникновения женского движения второй волны. Т. Парсонс старался описать лежащие в основе разных социаль­ных ролей мужчин и женщин типичные образцы поведения, он также стремился установить связь между личностными и общественными структурами на основе концепта половых ролей [Parsons Т.. Bales R., 1995].

В концепции Т. Парсонса акцентирован вопрос о соотношении част­ной и публичных сфер жизни. Высокий уровень демаркации частного и публичного имеет место уже многие десятилетия. Именно публичная сфера, в которой безраздельно доминируют мужчины, включающая в себя мир политики, юридические права и обязанности, рыночные ин­ституты, признается сферой «реальной» власти, престижа и могущества. Приватная, частная сфера жизни, где «правят» женщины, является вторичной, дополнительной, не престижной и мало значимой с позиций общественного сознания. «Конвенции гендерного договора, предписыва­ющего женщине роль домохозяйки, закрепляют такие параметры ее положения, как отсутствие экономической независимости и самостоя­тельного источника существования, выполнение материнской и супру­жеской роли в семье» [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 1999. С. 178].

Либеральные феминистки, осмысливая положение женщин в рамках парсонианства, сформулировали тезис об угнетении женщин и мужчин предписанными им традиционными ролями. Такая когнитивная ус­тановка выдвинула перед движением политическую задачу изменения ролей, в частности выхода женщин за пределы роли домохозяйки, Либеральный путь решения проблемы заключался в повышении уровня


58                                    Психология гендерных отношений: теория и практика

образования женщин, вовлечении их в общественную сферу, создании условий для совмещения женщинами семейных и профессиональных ролей. Необходимо было сломать стереотипы общественного сознания связывающие женщин исключительно с воспитанием, заботой, обслу­живанием, а мужчин — с управлением. Осуществить это представлялось возможным через обширную программу социальных преобразований в системе образования, производственной, политической и законодатель­ной сферах. Все эти реформы должны были быть направлены на обес­печение равных прав и возможностей женщин в обществе, достижения ими равного с мужчинами статуса.

Роль феминистской либеральной концепции в качестве теоретиче­ской предпосылки развития гендерного направления в психологии оп­ределяется новым взглядом на проблему социальных и социально-психологических различий между полами. Либерально-феминистский постулат равенства мужчин и женщин в общественной жизни побудил психологов под новым углом зрения обратиться к проблеме психологи­ческих различий между полами. Среди психологов активизировались исследования в области психологии половых различий, особый акцент в процессе исследований был сделан на анализе детерминант выявля­емых психологических различий. Тщательно проведенный анализ ре­зультатов многочисленных исследований, посвященных изучению раз­личий в психологических характеристиках мужчин и женщин и особен­ностях их поведения, показал, что различий между представителями мужского и женского пола не так много, как кажется [Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1975; Bee H. L. & Mitchel S.K., 1984; Либин А.В., 1999]. У мужчин более развиты пространственные и математические способ­ности, а у женщин — вербальные способности. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины — дружелюбность и контактность. Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин — профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи, а в мужской самоидентификации центральную роль играет профессиональный статус. Согласно более поздним иссле­дованиям [Крайг Г., 2000], даже к общепризнанным различиям между мужчинами и женщинами по уровню агрессивности, математическим и вербальным способностям нужно подходить с большой осторожностью. Исследовав не одну сотню людей, Дж. Хайд пришла к заключению, что различия, выявляемые между средним мужчиной и средней женщиной, обнаруживаются далеко не всегда [Hyde J.S., 1984].

Психологи при анализе детерминант немногих, научно обоснованных половых различий акцентировали свое внимание уже не на биологиче­ских, а на социокультурных факторах.


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     59

Таким образом, в рамках либеральной концепции феминизма было дано обоснование возможности выполнения мужчинами и женщинами одинаковых, а не различных социальных ролей. Исследования психоло­гов также способствовали утверждению данного положения. Тем самым половая дифференциация как универсальный принцип организации ген­дерных отношений был подвергнут пересмотру.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: