М. В. СТРОГАНОВ
ЛОМОНОСОВ: МИФ О ПРИЗВАНИИ КУЛЬТУРЫ
«Ломоносов как ученый и культурный деятель был такой
разнодисциплинарной фигурой, что с точки зрения ни одной отдельно
взятой науки размах его просто не виден. Мы думаем, в какой сфере
деятельности он сделал самое значительное, – но думать так
неправильно. Значение Ломоносова не в том, чтó он сделал в той или
иной сфере знания и культуры, а в том, что он пробудил и
сформировал эти сферы знания для России. Хотя уже в XIX в. ученые
следовали в оценке Ломоносова за А.С. Пушкиным, который назвал
Ломоносова «первым нашим университетом» [Пушкин, 1937, с. 249]
(см. особенно: [Пыпин, 1895а]; [Пыпин, 1895б]), мысль эта еще не
стала фактом общественного сознания. И поэтому сейчас самое время
напомнить о том, что именно в лице Ломоносова русская культура
была призвана на европейскую арену.
Однако меня в данном случае интересует не научно-категориальное
оформление этого представления, а формирование его
в виде мифа как формы общественно-бытовой
практики.
Сам Ломоносов постоянно и настойчиво мифологизировал
многие эпизоды своей жизни. Это мера была во многом вынужденной,
поскольку его низкое социальное происхождение в условиях
сословной России XVIII в. создавало препятствия, для преодоления
которых требовалось подключение выдумки1. Я имею в виду
недоговорки и обобщения, в которых так или иначе отражались
некоторые реалии его жизни.
Например, в письме к И.И. Шувалову от 10 мая 1753 г.
Ломоносов писал: «…отец, никогда детей кроме меня не имея,
говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил всё довольство (по
тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и
которое после его смерти чужие расхитят» [Ломоносов, 1959, с. 478].
Эти слова «не совсем точны»: Ломоносов был единственным ребенком
от первого брака его отца. Но от второго и третьего браков у его отца
были и другие дети, причем в момент ухода Ломоносова из
родительского дома у его отца был уже второй сын [Модзалевский,
1911, с. 335]. Кроме того, Василий Ломоносов никогда не имел
возможности попрекнуть своего первенца уходом из семьи, поскольку
тот никогда после своего бегства не возвращался на родину, и не
переписывался с родными до своего возвращения в Россию в 1741 г.,
когда отец его уже умер. В другом письме к тому же И.И. Шувалову от 31 мая 1753 г. Ломоносов писал: «Я, напротив того (позвольте, милостивый государь, не ради тщеславия, но ради моего оправдания объявить истину), имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попустому за книгами. Для того многократно я
принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных
и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские
школы» [Ломоносов, 1959, с. 481482]. Ломоносов называет здесь
мачехой третью жену своего отца, вдову Ирину Семеновну
[Ломоносов, 1959, с. 334]. Была ли она на самом деле «зла и
завистлива», мы не знаем, но гнев ее на пасынка нам вполне понятен.
Бедная женщина никак могла взять в толк, зачем парню в возрасте от
13 лет (она вышла замуж за отца Ломоносова в 1724 г.) до 19 лет
(Ломоносов ушел в Москву) нужны какие-то книжки, когда он должен
заниматься крестьянской работой и бегать за девками. Эти биографические признания Ломоносова не имели той
практической цели, какую он имел, когда выдавал себя за дворянского
сына, поскольку к 1753 г. его сословное происхождение было уже всем
хорошо известно, а сложности, связанные с ним, были успешно
преодолены, социальный статус стал достаточно устойчивым. Однако
подобного рода построения должны были сформировать в
общественном сознании миф о человеке, оставившем во имя науки и
знания все материальные блага и отказавшегося от простых
человеческих радостей.» (ЛОМОНОСОВ: МИФ О ПРИЗВАНИИ КУЛЬТУРЫ Строганов М.В.
Культура и текст. 2019. № 1 (36). С. 85-114. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37014059)
Краткая характеристика: характерными особенностями данного текста являются образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека. Цель автора – привлечь внимание читателей к исторической личности. Ведущей стилевой чертой является обращение ко всем. Используются языковые средства: совмещение книжной и разговорной лексики