Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник

БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ, аморальный, внеморальный, порочный, развращённый, распущенный, растленный; имморальный (книж.)/ о человеке: испорченный, испорченный (или развращённый) до мозга костей // в знач.сказ.: по ту сторону добра и зла.

Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И.Молоткова. – М., 1968.

БРАТЬ ГОЛЫМИ РУКАМИ кого, что. ВЗЯТЬ [забрать] ГОЛЫМИ РУКАМИ кого, что. Овладевать, захватывать без особого труда, без особых усилий. Разыграйся бой всего на одну неделю позже, - и по льду уж нельзя было бы перейти, и всю нашу армию японцы взяли бы голыми руками. Вересаев, На японской войне. – Без артиллерии казаки нас голыми руками заберут, да к тому же разобьют по частям – отдельно Кожуха, отдельно нас. Серафимович, Железный поток. [ Родион ] вихрем сорвался с места, перелетел через тонкую веревочку и, только услышав плеск ладош, понял, что перепрыгнул. Григорий заговорщицки подмигнул ему: наших, мол, голыми руками не возьмешь. Е. Мальцев, От всего сердца. Можно было подойти и взять их [ сивучей] голыми руками, сонных, обсохших на ветру. С. Диковский, Осечка. – И набирается в эти малинники медведей видимо-невидимо: сладкое любят. Нажрутся они малины и дрыхнут вповалку. А спящих медведей, ребята, можно голыми руками брать. А. Яшин, Вологодская свадьба.

Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. – М., 2007. 

БУМАГА. Бумага - бумаги, ж. [греч. bambakion с перс.]. 1. только ед. Специальный материал для письма, печати, рисования и др., изготовляемый из тряпичной и древесной массы. Первосортная бумага. Тряпичная бумага. Древесная бумага. Писчая бумага. Почтовая. фильтровальная, пропускная, папиросная, оберточная, веленевая, слоновом, газетная бумага. 2. Всякий письменный документ официального характера (канц.). Из центра пришла бумага. 3. То же, что ценная бумага, чаще во мн. ч. и преимущ. в знач. процентной бумаги. У него деньги в бумагах. Бумаги падают (на бирже). 4. только мн. Личные документы (разг.). У него бумаги не в порядке. || Всякие листы с рукописным текстом. Рыться в бумагах. Портфель с деловыми бумагами. І Только на бумаге - выражение о законе, правиле, написанном, но не исполненном. На бумаге одно - на деле другое.

 

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 1986-1987.

БИБЛИОТЕКА, со времени Петра I. Раньше, а также еще в XVIII в. употреблялось вивлио θ ика. Первое заимств. через польск. biblioteka из лат. bibliotheca, второе – из греч. βιβλιοθήκη.

Русские пословицы и поговорки: учебный словарь / авт. В.И.Зимин, С.Д.Ашурова и др. – М.. 1994.

Без стыда лицо не износишь. «Человеку хоть когда-либо да бывает стыдно».

 

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1986.

БУРА’К   I – II * II

Бурак I обл. [ Укр. буряк]. Свекла. Англ. beetroot, фр. betterave, нем. Runkelrube.

Бурак II обл. [ От швед. burk – банка, коробка]. Цилиндрический сосуд из бересты с деревянным дном и крышкой. Англ. vessel of birch bark, фр. recipient d’ecorce, vaisseau d’ecorce, нем. GefaB aus Birkenrinde, runder Behalter aus Birkenrinde.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.

БЛАГОРОДНЫЙ — НИЗКИЙ
Благородно — низко
благородство — низость
Благородные люди — низкие люди. Благородный поступок — низкий поступок. Благородные побуждения — низкие побуждения. Ο Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них была проза, то для него была поэзия. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. — Помни, что подлая душа всегда предполагает самые низкие побуждения в самых благородных поступках. Стаднюк. Война.
БЛАГОРОДНЫЙ — НЕБЛАГОРОДНЫЙ
Благородно — неблагородно
благородство — неблагородство
Благородный человек — неблагородный человек. Благородный поступок — неблагородный поступок. Ο [Платон:] Да ведь это неблагородно, это довольно даже низко, Амос Панфилыч, чужие письма читать. [Барабошев:] Что для меня благородно, что низко, я сам знаю. А. Островский. Правда хорошо, а счастье лучше. Медицина не делает различия между болезнями красивыми и отвратительными, психология — между благородными и неблагородными аффектами. Брюсов. Ремесло поэта.
БЛАГОРОДНЫЙ — НИЗМЕННЫЙ
Благородно — низменно
Благородные побуждения — низменные побуждения. Ο Она никогда никому не верила, и как бы благородны ни были намерения, она всегда подозревала в них... низменные побуждения и эгоистические цели. Чехов. Супруга. Волынский... в своих жизненных расчетах полагался лишь на низменные свойства человеческой натуры: страх, корысть, зависть, мстительность — и никогда на благородные. Нагибин. Квасник и Буженинова.
БЛАГОРОДНЫЙ — ПОДЛЫЙ
Благородно — подло
благородство — подлость
Благородный человек — подлый человек. Благородный поступок — подлый поступок. Ο — О человеческих поступках речь... А они бывают благородными, а бывают и подлыми! Ан. Иванов. Вечный зов. Перед нами жизнь человека, совершившего много славных дел, но допускавшего и ошибки, попадавшего в поле зрения и власти людей благородных — И подлых. В. Карпов. Полководец.
Ср. Высокий — низкий. Возвышенный — низменный

 
















Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 2000.

бла’говест, -а, мн. –ы, -ов | «И в комнату шум ворвался, И бла’говест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса.» А.Майков, Весна! Выставляется первая рама…

! неправ. благове’ст

 

Задание 7

Черногрудова Е.П. О влиянии электронного журнала на речь современных школьников. Русский язык в школе. 2019;80(4):45-48.

Аннотация

Статья посвящена проблемам коммуникации субъектов образовательного процесса. Ее цель – обратить внимание специалистов и общественности на негативное влияние интернет-ресурсов на речевую ситуацию в современной школе. Анализ особенностей коммуникации позволил сделать вывод о том, что цифровые образовательные платформы часто создают лишь иллюзию «продвинутости» образовательного учреждения, так как провоцируют учителя, работающего с их сервисами, на речевые ошибки и недочеты, снижая, в конечном счете, результативность обучения.

 

Конспектирование

Сегодня в школе активно используются новые технологии. Организация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ООО требует новой информационно-образовательной среды, основным компонентом которой являются электронные образовательные ресурсы.

В январе 2002 г. постановлением правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Одним из направлений ее реализации стало введение цифровых образовательных платформ. Они позволяют оптимизировать учебный процесс, наладить связь между учителем, учеником и родителями.

Однако, на наш взгляд, процесс внедрения в образование информационных технологий требует более детального анализа, позволяющего реально оценить «плюсы» и «минусы» такого явления, как тотальная информатизация и компьютеризация школы.

<Далее автор рассказывает о достоинствах сервиса https://dnevnik.ru/...>

Однако все названные положительные стороны рассматриваемого электронного приложения носят чисто технический характер. <…> В частности, <…>, следует более внимательно проанализировать влияние сервисов цифровых образовательных платформ на развитие речи обучающихся и формирование у них языковой и речевой грамотности.

<Далее автор рассказывает о интернет-странице электронного журнала «Стена класса»: какие рубрики содержит этот ресурс, какие функции выполняет… >. <…>

Несмотря на то, что общение посредством «Стены класса» представляет собой частный случай виртуальной коммуникации и ему свойственны все названные характеристики, оно обладает и чертами, на наш взгляд, негативными. По нашим наблюдениям, данный сервис провоцирует учителя на небрежность в общении с учащимися. <Далее автор приводит примеры, показывающие грубое нарушение языковых норм при общении с учениками и родителями>.

Возможно, кому-то это может показаться незначительным <…>. Однако нельзя забывать, что речь учителя должна быть образцовой во всех ситуациях её использования. Вдвойне это справедливо для письменной речи, поскольку она воспринимается зрительным анализатором, который в десятки раз мощнее слухового.

Полагаем, что «Стена класса» создает ложное ощущение непосредственной устной коммуникации, а поскольку это общение происходит во внеурочное время, то зачастую приобретает бытовую окраску. <Далее автор приводит примеры общения с родителями, показывающие использование нелитературных слов в ходе беседы, построение предложений близких по характеру функционирования к устной бытовой речи…>. <Автор делает вывод о том, что в приведенных примерах письменные тексты выполняют те же функции, что и устная речь…>.

Учитывая, что интернет-общение имеет форму письменной речи, заметим: далеко не все, что можно сказать, можно написать. Такая вольная подача «усугубляется» авторитетом учителя, из речи которого учащиеся усваивают образцы словоупотребления и формообразования, построения высказывания и возможности его эмоциональной окраски. Поэтому представляется недопустимым проявление подобного пренебрежения русского литературного языка и стилистическими нормами.

Назовем языковые (речевые) особенности цифровой среды <…>:

1) стирание границ текста;

2) трансформация категории авторства;

3) поликодовость коммуникации <…>;

4) динамичность. Отдельные ученые добавляют к перечисленным <…>: глобальность <…>, интерактивность <…>, виртуальность <…>, открытость системы <…>, креативность и мозаичность <…>.

<Далее автор рассказывает о дисплейных текстах… Автор дает положительную и отрицательную оценку использованию дисплейных текстов…>.

Таким образом, мы полагаем, что подобного рода использование компьютера и новых технологий в современной школе создает лишь иллюзию мобильности, интерактивности и «продвинутости» школьной реальности. В действительности же, в языковом плане, например, это возвращение в эпоху, когда грамматика, лексика и стилистика русского языка переживали свое становление <…>.

Современные цифровые технологии, без сомнения, давно стали нашей реальностью, и необходимо активно их осваивать. Это способствует повышению и квалификации педагогов, <…>. Однако нельзя допускать, чтобы эти технологии провоцировали учителей, обязанных демонстрировать эталонную речь, транслировать в общении с обучающимися далеко не образцовое словоупотребление, сниженную лексику, недопустимые в деловом общении конструкции и словоформы.

 

Задание 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: