Объявление темы и целей занятия педагогом

План-конспект

интегрированного занятия для подростков

«Общение. Средства и виды»

Тип занятия: интегрированное занятие.

Цели занятия:

- Рассказать о вербальных и невербальных (мимика, жесты, позы, пантомимика) видах и средствах общения.

- Развивать с помощью игровых упражнений навыки невербального и вербального общения.

Задачи:

- познакомить ребят с понятием «вербальное общение», «невербальное общение»;

- учить виды общения;

- провести самоанализ своих коммуникативных навыков;

- совершенствовать коммуникативные навыки и умения;

- развитие общительности, эмпатии и преодоление барьеров коммуникации в коллективе;

- продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми;

- прививать культуру общения;

- обогащать словарный запас ребят;

- развивать навыки вербального и невербального общения;

- развитие социальной компетенции;

- выявлять организаторские способности подростков;

- прививать умение координировать совместные действия;

- познакомить с основами правильной дистанции в общении;

- формировать сплоченность в коллективе;

- формировать навыки управления эмоционально – волевой сферы;

- формировать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: карандаши цветные, ручки, листочки для обратной связи, музыкальное сопровождение (спокойная музыка, классика), карандаши цветные, ручки, бумага А-4, А-3, музыкальное сопровождение (спокойная музыка, классика), карточки для игры «Пантомима», фломастеры, карандаши, мелки для рисования, тетради, ручки шариковые, цветные листочки, флеш-накопитель, наглядность (Приложение № 2), доска магнитная.

Методы: арт-терапии (коллаж), беседа с продуктивными вопросами, по материалам беседы дети могут сделать рисунок; пословицы, релаксация (вначале или в конце занятия), окончание занятия должно происходить на веселой яркой ноте (сюрпризный момент), игровые упражнения, чтение рассказов, притч с проблемными, открытыми вопросами; психогимнастика, художественное слово, сценки, подвижные игры, изо-деятельность, продуктивная деятельность (творческие работы), упражнения на развитие познавательных процессов и расширение кругозора (внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие, логика), моделирование ситуаций и проигрывание их, наглядность, музыко-терапия.

Количество детей: 13-15 человек.

Время проведения: 45 минут.

Целевая аудитория: подростки 12-15 лет.

Примерная структура занятия (в программе):

1. Организационный этап. Ритуал приветствия.

2. Повторение, связь с предыдущими темами (выявление правильности, полноты знаний и умений, причины пробелов (непонимания), их ликвидация).

3. Актуализация опорных знаний (подготовка к активному и осознанному восприятию нового материала).

4. Объявление темы, цели занятия.

5. Изучение нового материала.

6. Осмысление новых знаний.

7. Творческая работа (групповая или индивидуальная).

8. Закрепление, обобщение.

9. Подведение итогов занятия.

10. Рефлексия (мобилизация воспитанников на самооценку психоэмоционального состояния и мотивации своего взаимодействия с педагогом и детьми, на усвоение способов саморегуляции и сотрудничества).

11. Сюрпризный момент.

12. Ритуал прощания.

Ход

Организационный этап. Ритуал приветствия. Упражнение «Встреча взглядами»

Цель: развитие невербального общения.

Ход. Под спокойную красивую мелодию (звуки природы, пение птиц, шум листвы). Становимся в круг, каждый участник должен со всеми встретиться взглядами по одному разу.

Эмоциональная игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход: Воспитатель тихим, таинственным голосом говорит: «А сейчас, пожалуйста, возьмитесь за руки. И, давайте, представим, что мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Диагностика настроения

Ход: Садимся в круг за стол. Воспитатель просит детей закрыть глаза и представить, на что похоже сейчас настроение каждого и нарисовать своё настроение в тетрадях.

4. Повторение, связь с предыдущими темами. Выявление правильности, полноты знаний и умений, а также причины пробелов, непонимания, их ликвидация.

Воспитатель: «Ребята, как вы поняли из прошлого занятия, для того, чтобы лучше знать другу друга и уметь находить общий язык со своими товарищами и взрослыми важно уметь правильно и культурно общаться. И сегодня мы поговорим с вами о разных видах и средствах общения, закрепим знания с помощью игровых упражнений. Кто может назвать мне, какие приёмы общения вы используете в повседневной жизни друг с другом?» Ответы детей.

Воспитатель: «Мы с вами говорили о разных видах общения. Кто может назвать мне их? Привести примеры?» Ответы детей.

Актуализация опорных знаний (подготовка к активному и осознанному восприятию нового материала)

Воспитатель: «Правильно ребята общение бывает разным. И сегодня мы с вами обсудим, какие существуют виды общения, подробнее поговорим о «невербальном», «вербальном» общении, и то насколько оно важно в нашей жизни, обсудим, какие существуют виды общения, и поиграем в игры, которые помогают развивать различные виды общения».

Объявление темы и целей занятия педагогом

Воспитатель: «Ребята, как вы поняли из всего вышесказанного, что для того, чтобы лучше знать другу друга и уметь находить общий язык со своими товарищами и взрослыми важно уметь правильно и культурно общаться, уметь использовать разные виды и средства общения при построении диалога.

Тема сегодняшнего нашего занятия: «Общение. Средства и виды».

7. Изучение нового материала. Ключевые слова: «вербальное общение», «невербальное общение» в приложении. Записываем в тетрадях. Обсуждаем с примерами. На доске наглядность «вербальное общение», «невербальное общение». Средства вербального общения: речь, письмена, интернет, телефонный разговор. Средства невербального общения: жесты, мимика, пантомимика, позы, паузы, покашливания. Обсуждаем развёрнутое понятие.

Ход. Воспитатель пишет на доске в центре ромашки «невербальное общение-это…», и в центре второго цветка «вербальные средства общения-это…»

Ребята пишут на лепестках ответы, приклеиваем собирательное понятие. Обсуждение.

Беседа

Воспитатель: «Речь представляет собой визитную карточку человека. От того насколько грамотно мы выражаем свои мысли, чувства, зависит наш успех не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности. Например, невербальное общение всегда эмоционально».

Воспитатель: «От чего зависит хорошая коммуникация? Я хочу рассказать вам о том, что дистанция во время общения очень важна.

Межличностное пространство – важнейший фактор невербального общения. В повседневной речи мы зачастую используем такие выражения как «держаться подальше» от того, кто нам не по душе, или «держаться поближе» к тому, в ком мы заинтересованы.

Существуют определенные нормы и правила, которые следует учитывать при взаимодействии с собеседником. У каждого человека есть свое поле, своя зона комфорта и личное пространство, нарушать которые в конкретных ситуациях - значит повредить ему, и вашему контакту, общему делу.

Выделяют четыре пространственные зоны, дистанции общения:

- Доверительная, Интимная зона (15 - 50 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону допускаются лишь дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове.

- Личная или персональная зона (0,5 - 1,2 м) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Вспомните, на каком расстоянии вы располагаетесь, когда приходите в гости к своим соседям. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

- Социальная зона (1,2 - 3,7 м) обычно соблюдается во время социальных, деловых встреч в кабинетах, холлах и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают. Каждого из нас не раз вызывали в школе к доске. Как далеко от учителя вы останавливались? Так же мы встречаем водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе. Верхний предел соответствует формальным отношениям.

- Публичная зона (свыше 3,7 м) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге. При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга.

Вспомните устройство арены в цирке, сцены в театре - в каждом случае учитывается необходимость общения с большой аудиторией. Нарушение этой дистанции может вызвать разные последствия.

Чрезмерно близкое или удаленное расстояние может отрицательно сказаться на общение!

Чем ближе собеседники находятся друг к другу, тем труднее сохранять визуальный контакт и тем меньше они должны смотреть друг на друга в знак взаимного уважения. На удалении легче продолжительнее смотреть друг на друга, можно использовать жесты для сохранения внимания.

Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола, культуры. Так, дети и старики стараются быть ближе к собеседнику. Подростки, молодые люди, люди среднего возраста держат определенную дистанцию. Женщины стараются быть ближе, чем мужчины.

Давайте, запишем в тетрадях основные виды дистанции:

- Интимная или доверительная зона -0-45 см.

- Личная или персональная – 45-120.

- Социальная-120-400.

- Публичная-4м-7,5м».

Воспитатель: «Ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая поможет нам с вами понять, насколько важна правильно выбранная дистанции в общении».

9. Упражнения на понимание личных границ, личного пространство (на выбор, смотрим по времени, настроению детей):

- «Мои границы»

Цель: почувствовать разницу, при общении на разных расстояниях.

Воспитатель: «Для плодотворного общения важна ваша мимика, жесты и расположение тела в пространстве. Давайте попробуем провести эксперимент. Один из вас встает возле окна, остальные по - очереди будут подходит к нему. Задача испытуемого сказать стоп, там, где должны остановиться другие участники. Несколько участников».

Короткое обсуждение что чувствовали. На каком расстоянии чувствовался дискомфорт?

Цель: Узнать о дистанциях общения, научиться определять личную границу у собеседников.

Воспитатель: «Каждый человек имеет свою собственную личную территорию. Правильнее сказать, что это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения людей в местах их проживания. И хотя нас никто не учит тому, насколько можно приближаться к другому человеку, мы подсознательно знаем, на каком расстоянии удобнее говорить с близким другом, а на каком - с подозрительным незнакомцем. Нормами пространственной и временной организации общения сейчас занимается наука проксемика. Это понятие ввел американский антрополог Эдвард Холл в начале 60-х годов. Слово «проксимик» (от английского слова «proximity») означает близость».

- Упражнение «Круг доверия» – 5 мин.

Цель: определение собственных границ.

На листе бумаги. Начертите круг доверия, отметьте на нем в центре себя, а вокруг своих близких, на том расстоянии, на котором считаете комфортным, своих близких.

Замечательно, теперь ваши отношения с близкими можно рассмотреть, подумать, почему все стоят именно так, и нужно ли что то изменить. А мы с вами переходим к следующему упражнению.
- Упражнение «Границы»

Цель: Помочь участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.

Инструкция:

«Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажется, нам бесцеремонным или тяготит нас.

Немало конфликтов возникает из-за того, что в повседневной жизни мы недостаточно четко обозначаем границы вокруг своей личной территории и сами оказываемся невосприимчивыми к знакам, указывающим на приближение к чужим границам».

Воспитатель: «Это упражнение поможет вам стать более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-то причине трудно общаться. Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам, кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам «стоп!» или «подойди поближе»?

Попробуйте, молча поэкспериментировать друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь своими ладонями ладоней партнера, так чтобы ваши руки были мягко прижаты друг к другу. Смотрите, друг другу в глаза и делайте соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что-либо новое о своем партнере.

Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?

Теперь найдите ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближая руки к партнеру с разных сторон, на разной высоте от ступней до макушки, выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон, а также к отступлениям назад. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?

Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поговорите о том, что вы заметили, о том, какую «политику границ» использует каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем легче ладить друг с другом».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: