Система «мэр — совет»

       Особенностью англосаксонской системы является четкое определение компетенции органов местного самоуправления. Полномочия местных органов определяются по принципу позитивного правового регулирования, в соответствии с которым они вправе совершать только действия, непосредственно предписанные законом. В противном случае действия местных властей могут быть признаны противозаконными.

       В США этот принцип нашел отражение в правиле Диллона, согласно которому любое справедливое, разумное, существенное сомнение в наличии того или иного полномочия трактуется судами против муниципальных корпораций и спорные положения отрицаются1. Учитывая данный принцип, города, разрабатывающие свои хартии самоуправления, стремятся как можно подробнее зафиксировать в них свои полномочия. Так, в сравнении с модельной хартией самоуправления, состоящей их 10 статей, в которых содержится 66 пунктов, хартия г. Филадельфии имеет более 320 статей, а хартия г. Нью-Йорка — 52 главы и 4454 параграфа.

Система «совет — управляющий».

В Великобритании местные органы также имеют лишь те полномочия, которые непосредственно предоставляются им парламентскими статутами. Если у местных органов возникает необходимость в получении дополнительного полномочия, то они вправе обратиться в парламент с просьбой об издании «частного» билля. Существует и более легкий способ получения дополнительного полномочия: обращение к государственному секретарю соответствующего департамента с просьбой об издании указа, предоставляющего местному органу необходимое полномочие. Такой указ впоследствии подлежит утверждению парламентом.

Отсутствие представителей государственной власти на местах свидетельствует о том, что в странах с англосаксонской системой местного управления контроль деятельности местных органов осуществляется преимущественно косвенным путем: через центральные министерства, а также судебные органы. Так, в Великобритании общим государственным контролем занимается образованное в 1970 г. Министерство охраны окружающей среды (точнее, его функциональное подразделение, объединяющее отделы планирования и местного развития)1. Позднее в этом Министерстве был учрежден специальный пост государственного министра по делам местных властей.

В США контроль деятельности органов местного самоуправления осуществляется соответствующими правительственными департаментами штатов. В большинстве штатов (Калифорния, Нью-Джерси, Нью-Йорк и др.) функционируют также специализированные департаменты, занимающиеся вопросами местного самоуправления. К числу их важнейших функций относится контроль местных финансов, сбор необходимой статистической информации, консультирование муниципальных органов по тем или иным вопросам и др.[1] [2]

В странах англосаксонского права широкое распространение получил судебный контроль в сфере местного самоуправления. В большинстве случаев он направлен на реализацию доктрин inter и ultra vires: если местный орган не выполняет должным образом предписаний парламента, равно как если превышает свои полномочия, его деятельность признается незаконной.

Таким образом, англосаксонская система местного самоуправления отнюдь не предполагает слабости контроля деятельности органов местного самоуправления. Наоборот, применительно к Великобритании П. Бромхед утверждал: «Нет сомнения в том, что суверенные полномочия Короны по отношению к местному самоуправлению безграничны.




double arrow
Сейчас читают про: