Элементы танца и «КР»

Поза. Поза — это статическое положение тела (корпуса, ног, рук, головы). В зависимости от типа танца (игровой, хореографический) поза выполняет разные функции. В игровом типе танца поза может служить источником информации о психическом, физическом, социальном состоянии занимающегося. В хореографическом типе танца разработаны определенные системы поз, положений, позиций, которые входят в хореографическую лексику бального, классического, джазового и других школ танца.

Наиболее основательно позы разработаны в европейском балете. Основными позами школы классического танца являются: croisee, effacee, ecartee, четыре arabesques, attitudes и др. В зависимости от положения ног и рук в системе классического танца формируется единое для всех артистов правильное исполнение каждого pas, достигается многообразие чувственного воздействия на зрителя. С эстетической точки зрения позы являются основой, определяющей изящество и выразительность танца. С позиции музыки близким термином является пауза, как остановка или перерыв в звучании голоса или оркестра. Поза, в отличие от музыкальной паузы, имеет собственную выразительность, определяющую дихотомическую природу танца.

Ритм. Ритм — один из основополагающих элементов музыки и танца, обуславливающий закономерность в распределении звуков и движений во времени. Представление о танцевальном ритме часто связано с музыкой, обращенной к визуализации. Ритм — основной элемент танца, на основе которого происходит его организация. В разных типах танца (игровом, зрелищном) используются разные ритмические формы: от простых — до сложных (ритм - метр).

Для ритма игрового танца, часто связанного с народной пляской, характерным свойством является его ярко выраженная пульсация, четко разделенная на соизмеримые отрезки. Чувство ритма — это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, воспроизведение, созидание ритмической стороны в танцевальной деятельности. В психофизическом развитии ребенка ритм играет огромную роль. Проблема ритмического развития в настоящее время вызывает беспокойство у широкого круга специалистов, обеспокоенных возрастающим количеством детей с аритмией. Аритмия приводит к ухудшению психофизического состояния, что отражается на социальном статусе ребенка. В детском возрасте причинами неритмичности может стать несформировавшаяся уравновешенность процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе, неразвитость координации, наличие мышечных зажимов, которые препятствуют протеканию ритмических импульсов по нервным волокнам. Поэтому мы подчеркиваем возможность и необходимость формирования ритмических способностей в игровом танце именно в дошкольный период детства, когда у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, повышается острота зрения, улучшается слуховая чувствительность.

Жест. (Па). Жест — простейший динамический элемент структуры танца,который представляет слитный переход из одной позы в другую: то есть это сам путь, его процесс. Па — Pas как «шаг» по-французски, также равен жесту. Учитывая сложность природы жеста и его распространенность в научных исследованиях по культуре человека, мы вводим следующие дополнительные определения. Кинеза как непрерывное человеческое движение от позы до позы в семиотической знаковой системе. Кинема как механическая геометрия пути от одной позы до другой позы. В музыке аналогичное понятие — “интонация”

Имитация — как способ творческой разработки жеста (кинезы), направлен на его развитие, обогащение и интерпретацию от детали до танцевального текста за счет варьирования позы и ритма, организующих жест. При танцевальной имитации вышеназванные компоненты варьируют мотив, тему, обогащая их, а в групповом танце передавая их от одних исполнителей к другим. Имитация танцевального текста (образа) может проявляться в разнообразных вариантах с учетом музыкальных форм. Высшим методом развития имитации является хореографический симфонизм как способ театрального мышления, органически связанный с музыкально-хореографической драматургией.

Единица языка танца — кинеза.

В таблице "Элементы танца и язык танца" (табл. 5. См. Т. 1.) требует разъяснения альтернативно-тождественное понятие "Язык танца". Эта часть фрагмента освещает научно обоснованный инструментарий танца по мере его усложнения — от элементарных единиц до завершенных форм. Моделирование, описание и расшифровка движений человека необходимы специалистам культуры и искусства, образования и воспитания, здравоохранения, физической культуры и спорта, этнологии и других областей. Отсутствие единых норм и критериев в терминологическом и понятийном аппарате, который бы был прост, разработан на принципах объективной фиксации движений и всеобщей доступности, приводили к размытости содержания ряда практических методик и теоретических исследований танца как особой структурно-временной социальной модели. Чтобы избежать неточностей понятийного аппарата, ранее предложенного разными авторами, мы предлагаем следующие единицы языка танца, полученные на основе системно-классификационного метода.

"Поза" и "кинеза" являются компонентами танца, отражающими бинарную природу танца.

"Танцевальный мотив" — это ограниченная совокупность нескольких последовательных кинез, объединенных ритмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: