Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с задержкой психического развития

Опубликовано: LogoPortal.ru | 0 комментариев

Краткая аннотация:

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений. Статья содержит теоретический материал по использованию занятий коррекционной ритмикой и может быть полезна педагогам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми с ЗПР.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, влияет на ритм дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, неврастении с чувством нервного перенапряжения. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, ненависти, снимает раздражение и нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада: эмоционально-волевая и личностная незрелость, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата. У них ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Эти недостатки тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.

Для эффективного развития высших психических функций и двигательной сферы необходимо сначала сформировать их психологическую базу, которая включает в себя:

  • обеспечение полноценного психического развития ребенка;
  • коррекция недостатков в двигательной сфере;
  • развитие общей и ручной моторики;
  • формирование чувства ритма;
  • создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы на занятиях коррекционной ритмикой.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка.

Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Жаком-Далькрозом.

Он был убежден, что обучать ритмическим движениям необходимо всех детей, и развивать в них «глубокое чувствование, проникновение в музыку, творческое воображение, формировать умение выражать себя в движениях». При этом, дети приобретают навыки художественного видения мира, простые и привычные действия преображаются в танцевальные и воплощаются в том или ином образе. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают совсем другую поведенческую окраску.

Выполняемые детьми задания, усложняясь по мере надобности, становятся для них не только методом обучения, но и источником вдохновения и эстетического удовольствия.

Еще в древности медики полагали, что музыка способна исцелять человеческие недуги. В настоящее время воздействие музыки на личностные детские впечатления трудно переоценить. Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка, призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта – неуверенность, страх, боязнь. В данном случае – это музыкальный аутотренинг и психогимнастика сможет посильно скорректировать различные сферы психики детей.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Они являются основной формой деятельности дошкольников. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует познавательные качества ребенка, вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, социализирует его в детском коллективе

Чтобы быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия.

Таким образом, предъявление на занятии коррекционной ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия при работе с детьми с задержкой психического развития.

Коррекционная ритмика является одной из форм активной терапии, направленной на преодоление недостатков развития детей с ЗПР средствами музыкально-ритмических упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

Под логопедической ритмикой понимается одна из форм занятий, направленной на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Комплексное воздействие логоритмических упражнений. Решение задач: укрепить костно-мышечный аппарат, изменить общую реактивность организма, разрушить патологические динамические стереотипы, способствовать формированию двигательных кинестезий, пространственно-временных представлений и развивать способность произвольно передвигаться в пространстве. Опосредованно данная система работы имеет большое значение для развития темпа и ритма речевого дыхания, развития орального праксиса, укрепления мимической мускулатуры, формирования фонематической системы, развития темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, умения сочетать движения и речь, т.е. подчинять их единому ритму.

Пять основных разделов ритмики: упражнения на ориентировку в пространстве, ритмико-гимнастические упражнения, упражнения с детскими музыкальными инструментами, игры под музыку, танцевальные упражнения. На каждый раздел работы может отводиться разное количество времени, однако, в начале и конце занятия должны присутствовать упражнения на снятие напряжения, расслабление и успокоение детей.

Упражнения на ориентировку в пространстве являются составным элементом каждого занятия, его организующим началом. Упражнения данного раздела направлены на то, чтобы научить детей организованности во время проведения занятий, например: строиться в шеренгу, колонну, цепочку, быстро находить свое место в строю, сразу проверять интервалы, сохранять правильную дистанцию, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага и т.д.

Ритмико-гимнастические упражнения способствуют развития мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, согласованию движений рук с движениями ног, туловища, головы, выработке координации движений и необходимых музыкально-ритмических навыков.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами включают в себя организацию оркестра, когда дети подыгрывают педагогу, играющему на фортепиано или баяне, ориентируясь на музыкальный ритм. Специально разучивать музыкальные произведения с оркестром не рекомендуется.

Игры под музыку направлены на то, чтобы научить детей изменять движения одновременно со сменой музыки, в соответствии с музыкально-ритмическим образом.

Обучение детей танцам и пляскам включает привитие навыков четкого и выразительного исполнения основных движений и элементов танца, умений находить в движениях характерные особенности национальных танцев.

Творческие задания позволяют каждому ребенку реализовать свои индивидуальные двигательные, ритмические, театральные и другие способности, делают занятия эмоционально богаче, способствуют у детей выработке уверенности в себе и повышению самооценки.

Нетрадиционный подход к проведению занятий ритмикой предполагает несколько другие критерии приоритетности заданий. При этом все зависит от того, на каком уровне организации пространственно-временных аспектов психической деятельности находятся воспитанники.

В качестве таких этапов в данный момент выделяют следующие:

Этап активации, энергосбережения и статокинетического баланса психических процессов.

Этап операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром.

Этап произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов.

Методика сенсомоторной коррекции психических процессов на первом и втором этапе их становления. Сложности заключаются в обеспечении наиболее эффективных условий для перехода со второго на третий этап пространственно-временной организации психической деятельности ребенка. Средством решения этих проблем в детском саду может стать ритмика. На первой стадии работы по включению ритмики в нейропсихологическую коррекцию детей обучают навыкам произвольной регуляции мышечного тонуса и правильному дыханию.

При этом работа над ритмом дыхания (углублением вдоха и увеличением длительности выдоха) происходит сначала благодаря использованию приема наращивания слогов, слов, затем – благодаря совмещению ритма дыхания с общими движениями и проговариванием звуков, слогов, слов и словосочетаний. Например, после обучения правильному речевому выдоху, ребенка учат фонационному дыханию.

Приобретенные умения отрабатываются на материале слогов, потом – предложений и текста.

На второй стадии работы с помощью ритмики совмещается решение задач ориентировки в схеме тела и развития чувства ритма у детей.

Из ритмических движений используются такие, как отхлопывание, притопывание, прыжки, отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по предмету. Сначала используются ритмы без выраженного ударения. Затем вводятся ритмы с выраженным ударением.

При работе над ритмизованными текстами и стихотворениями последовательность работы может быть такой:

  • Прослушивание ритма стихотворения;
  • Отхлопывание его ладонями;
  • Прослушивание текста в сопровождении проговаривания;
  • Воспроизведение текста стихотворения с движениями;
  • Воспроизведение стихотворения без движений.

В процессе работы над стихотворными текстами особое внимание уделяется формированию ориентации детей в схеме собственного тела и в окружающем пространстве.

Для этого на третьей стадии многие выученные движения и стихотворные тексты воспроизводятся с закрытыми глазами, чтобы обратить внимание детей на слуховые, тактильные и двигательные ощущения.

После того, как дети усвоили ориентировку в координатах пространства, приступают к формированию понятий «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «правее», «левее» и т.д.

Наряду с формированием представлений о частях тела, о правом и левом, верхнем и нижнем, у детей благодаря ритмике происходит дифференциация ощущений от работы речедвигательного аппарата в верхнем, нижнем и среднем регистре.

Затем можно перейти к четвертой стадии – формированию динамической организации двигательного акта, одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий.

Использование приемов ритмики в процессе нейропсихологической коррекции дошкольников облегчает переход от одного этапа коррекции к другому, но и от одной стадии к другой благодаря организующему влиянию ритма и подключению речи к формированию произвольных основ повеления и движений. Это свидетельствует о перспективности применения подобных технологий в процессе воспитания, обучения и разлития детей в ДОУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: