Глава 3. Проблемы развития

Согласно данной для анализа статье, каждый вправе не только единолично исповедовать ту или иную религию, но и исповедовать её совместно с другими, образуя своего рода религиозные организации. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997, как было указано ранее, раскрывает понятие свободы совести и даёт характеристику религиозных объединений, порядок их формирования и т.д.

Законом закреплено две формы объединения людей на основе религии: религиозные группы и религиозные организации. Отличие религиозных организаций от религиозных групп состоит в том, что последние не являются юридическим лицом.

Современный демократический правопорядок исходит из того, что религиозные организации (любого типа) существуют в определенном правовом поле и обязаны подчиняться действующим законам. Члены «желательных» и «нежелательных» церковных или сектантских религиозных организаций являются, прежде всего, гражданами своего государства. Все они обладают равными гражданскими и политическими правами и обязаны соблюдать общепризнанные нормы права и морали. Не нуждается в доказательстве правомерность таких легальных ограничений свободы вероисповедания, которые нужны для поддержания общественной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения, нравственности, прав и свобод граждан. Они объективно необходимы для нормального функционирования государства и общества, это не является нарушением конституционных прав граждан. Однако, если религиозное объединение вовлекает в свои ряды верующих обманным путем, навязывает им абсолютно несвободный образ жизни, причиняя вред социальному, психическому или физическому здоровью, либо проповедует идеи, идущие вразрез с национальным законодательством, государство имеет право ограничить его деятельность.

В современной России с проблемой ограничений в деятельности чаще всего сталкиваются неорелигиозные объединения, так как самоутвердиться в обществе легальными методами способны далеко не все религиозные новообразования — в их деятельности могут иметь место нарушения норм морали, а порой и права. Свобода совести не является абсолютной и имеет правомерные ограничения. Очевидно, что террористические организации религиозного характера не вправе обосновывать совершенные ими террористические акты тем, что таковые составляют элемент их религиозной деятельности. Дополнительными ограничениями свободы совести являются конституционно-правовые и уголовно-правовые запреты экстремистской деятельности, возбуждения ненависти и вражды, мошенничества, иных действий, совершаемых иногда под маской религиозной деятельности, но образующих составы преступлений по уголовному законодательству Российской Федерации.

Поэтому часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Основной конституционный и общечеловеческий принцип, правомерно ограничивающий свободу совести, отражен и закреплен в части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Религиозные группы, несущие угрозу сложившемуся общественному и государственному строю России не могут быть зарегистрированы и получают запрет на деятельность. Отличающиеся тем же религиозные организации подлежат ликвидации. Основаниями для решения суда о ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя; создание вооруженных формирований; пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничество; посягательство на личность, права и свободы граждан; принуждение к разрушению семьи; склонение к самоубийству; побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, к совершению иных противоправных действий и другие обстоятельства.

Впрочем, ликвидированные религиозные организации зачастую пользуются возможностями, предоставляемыми законодательством РФ и образуют юридические лица, не являющиеся религиозными организациями, продолжая свою деятельность в другом формате.

Следует отметить, что религиозные организации, подлежащие ликвидации и запрету деятельности на территории государства по указанным выше основаниям особого юридического термина не имеют. В Постановлении КС РФ от 23.11.1999 N 16-П используется термин «секта», в юридической литературе часто используется понятие «деструктивных религиозных объединений», однако в законах такие объединения никак не выделяются.

Ещё одна проблема заключается в том, что немало жалоб поступает от религиозных организаций на несправедливое применение Федерального закона от 01.01.2001 г. № 000 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Закон содержит, по мнению авторитетных юристов и правозащитников, размытое и нечеткое определение понятий «экстремизм» и «экстремистская деятельность»; понятие «религиозный экстремизм» и его определение вообще отсутствуют в данном законе. Тем не менее, имеются случаи, когда судами или органами прокуратуры усматривались проявления «религиозного экстремизма» в деятельности религиозных организаций. Судам часто приходится решать вопрос принадлежности тех или иных религиозных организаций к экстремистским, что следует из богатой судебной практики по данному вопросу.






double arrow
Сейчас читают про: