Трансевразийские коридоры призваны связать между собой удаленные регионы Евразии, открыть внутриевразийские рынки для иностранных товаров и инвестиций. В свою очередь, на пути трансевразийских коридоров расположены тразитные пояса регионов и стран, имеющих свою специфику и уровень развития национального производства.
После создания трансевразийских коридоров внутриевразийские регионы начнут испытывать экономические эффекты от проектов. Так, или иначе, странам транзитного пояса и экономическим Центрам Евразии придется договариваться о правилах, системе тарифов и пошлин, действующих на пространстве транзитного пояса. Это означает, что внутриевразийским странам и регионам придется принять правила того, или иного, интеграционного или экономического сообщества (пояса).
Так, на настоящий момент на территории Евразии имеется несколько действующих и перспективных интеграционно-экономических зон:
- Союзное государство и Евразийский экономический союз
- Один пояс - один путь и ШОС
- Европейский союз
В этих сообществах действуют различные пошлины, системы тарификации и системы стандартизирования, функционируют различные таможенные зоны и режимы.
Однако сложившееся многообразие интеграционных группировок Евразии в перспективе затруднит процесс объединения стран транзитных зон трансевразийских коридоров в единое экономическое пространство. Вследствие чего страны-транзитеры, состоящие в различных интеграционных группировках, смогут смягчать негативные экономические эффекты от создания трансевразийских коридоров при помощи протекционистских мер. При этом экономические центры Евразии, такие как ЕС и КНР, будут оказывать определяющее значение на предложение рынка, уровень рыночных цен и макроэкономические условия всего континента.
Таким образом, наличие в Евразии региональных интеграционных группировок, в которых действуют различные пошлины и тарифы, в перспективе усложнит трансевразийские экономические контакты между странами и регионами Евразии.
Помимо крупных интеграционных объединений Евразии на континенте есть множество транспортно-инфраструктурных проектов регионального значения, например, Арктический коридор и Балтийский мост.
Эти региональные проекты направлены на улучшение транспортной доступности регионов Европы, проведение модернизации региональной транспортной инфраструктуры, объединение транспортно-логистических возможностей стран региона с целью совместного продвижения интересов на евразийском рынке.
Оба этих проекта предполагают создание или модернизацию транспортной инфраструктуры Восточной Балтики с целью направить евроазиатские грузопотоки в обход территории России – в Прибалтику и в Финляндию.
Интересно, что Финляндия приняла участие в обоих проектах, а в проекте Арктический коридор этой стране отведена ключевая роль.
Проект Арктический коридор предполагает создание арктической железнодорожной дороги в обход России, которая должна связать Норвегию и порты Финляндии. Арктическая железная дорога будет обслуживать грузопотоки участка СМП от норвежского Киркинеса до АТР, доставляя грузы из Норвегии до Балтийского моря через Финляндию, а дальше – морем – в Европу. Арктическая железная дорога позволит судам с Востока, не заходя в порты России, доставлять грузы в Европу.
Кроме того, проект Арктический коридор призван
- увеличить проницаемость регионального пространства Скандинавского полуострова,
- открыть странам Скандинавского полуострова новые возможности по осуществлению внешней торговли со странами АТР.
Ожидается, что в результате реализации проекта Арктический коридор увеличатся региональные объемы транспортировки полезных ископаемых, рыбы, леса и других видов сырья. ПРИЛОЖЕНИЕ – 35. В настоящий момент проект находится на стадии реализации.
Проект Балтийский мост преследовал цель привлечь грузовые и транспортные потоки порта Санкт-Петербург и портов Ленинградской области в порты Прибалтики, что, согласно замыслу, должно было привести к снижению экономической активности в СЗФО России.
Балтийский мост должен был объединить усилия перевозчиков, портов Прибалтики и Финляндии в целях
- сохранения транспортных потоков, проходивших через порты региона,
- увеличения объемов грузооборота,
- создания новой транспортной инфраструктуры в регионе.
В настоящий момент проект закрыт, и дальнейшая его реализация не планируется. Строительство транспортных магистралей и крупного портового кластера в Прибалтике и Финляндии в рамках проекта Балтийский мост оказалось нецелесообразным в силу неблагоприятного географического положения стран региона