С целью оценки потенциала и перспектив осуществления финской внешнеэкономической деятельности в Евразии

Кроме того, в этой части работы

- дана оценка реэкспорта как показателя неофициального присутствия европейских производителей на российском рынке.

- дана оценка экономических эффектов от финского реэкспорта европейских товаров

В эпоху глобализации десятки стран стали осуществлять реэкспорт – импорт товаров для последующего экспорта. В 2002 году около 5-15% мирового экспорта приходилось на реэкспорт. Среди мировых лидеров реэкспорта в 2002 году отмечали:

- Гонконг. С долей реэкспорта в экспорте более чем 90%. [110] ПРИЛОЖЕНИЕ 42

- Нидерланды.С долей реэкспорта в экспорте 10%. ПРИЛОЖЕНИЕ 43

- Офшорные зоны (Кипр и Багамские острова). Значительная часть экспорта – реэкспорт.

- ФРГ. В 00-е годы, по мнению немецкого экономиста Синна, немецкая экономика была «базарной».[111] ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Еще в прошлом веке Финляндия активно реэкспортировала европейские товары в СССР. Исторически реэкспорт из Финляндии в СССР осуществлялся по нескольким причинам в связи с

- ограничениями, которые были наложены на внешнеторговые контакты СССР со странами Западной Европы,

- неразвитостью транспортной инфраструктуры Прибалтики и Санкт-Петербурга в сравнении с финскими портами.

Эпоха глобализации открыла для Финляндии новые возможности по осуществлению реэкспорта на единый российский рынок. Финские и европейские предприниматели принялись захватывать российский рынок, однако не напрямую, увеличивая объемы экспорта в Россию, а посредством реэкспорта через Финляндию. В связи с этим в 00-е годы приблизительно ¼ доли экспорта Финляндии в Россию приходилась на реэкспорт европейских высокотехнологичных товаров. ПРИЛОЖЕНИЕ 45.

По оценкам ряда экспертов реэкспорт составил 22% объемов экспорта из Финляндии в Россию в 1996 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 46

Подсчитать точные объемы реэкспорта не представляется возможным, так как ЕС представляет собой единую таможенную территорию. Можно лишь приблизительно оценить значения реэкспорта, исходя из объема экспорта, который превышает финское национальное производство. ПРИЛОЖЕНИЕ 47.

В 2018 году объемы финского реэкспорта в Россию продолжали оставаться высокими, о чем свидетельствовали объемы автоперевозок между Россией и Финляндией, которые составили 30% от международных автоперевозок России.

Помимо этого, стоит обратить внимание на диспропорцию между темпами роста стоимости финского экспорта и темпами роста стоимости финского реэкспорта товаров в Россию.

Так, в начале 00-ых стоимость экспорта из Финляндии в Россию выросла в три раза, показывая ежегодно рост стоимости в 19%. В свою очередь, ежегодный рост стоимости реэкспорта финских товаров составлял в среднем на 53% в год, что свидетельствует об увеличении доли неофициального присутствия европейских экспортеров на российском рынке.

Кроме того, в 00-е годы ежегодно наблюдался 20% рост финского импорта в Россию, который соответствовал ежегодному росту российского экспорта. В свою очередь годовой рост всего финского экспорта в среднем был равен 5%. Из этого следует, что рост финского импорта в Россию не был обусловлен увеличением активности финских компаний в России и не был спровоцирован макроэкономическими факторами, т.к. спрос в Европе не вырос. Рост финского импорта в Россию 00-ых годов был спровоцирован активной экспансией европейских компаний на российском рынке.[112]

Большая доля и высокие темпы роста непрямых импортных поставок – реэкспорта – свидетельствуют о высоком интересе финского и европейского бизнеса к российскому рынку, сопровождающимся нежеланием официально присутствовать на российском рынке, нести ответственность за товар перед российским покупателями, сотрудничать с Россией в сфере торговли в ущерб политическим и иным интересам.

Так, основными причинами осуществления реэкспорта являются

- Асимметричная информация. Перекупщик лучше представлен на рынке происхождения или рынке сбыта товаров.

- Обход импортных тарифов. Реэкспорт позволяет легально  минимизировать тарифные платежи.

- Обход квот отдельных стран. Реэкспорт позволяет больше ввозить товаров через промежуточные страны, используя их квоты или режим благоприятствования.

- Оптимизация или уклонение от налогов многонациональных компаний.

- Внутрифирменный реэкспорт – для вывода капитала в подразделение страны с более низкими налогами.

- Оптимизация логистики поставок – реэкспортируемый товар может доставляться в любой конечный пункт назначения, в отличие от транзита

ПРИЛОЖЕНИЕ 48.

Таким образом, неофициальное присутствие финских компаний на российском рынке оказало неблагоприятное влияния на российскую экономику: из-за высокой доли (финского реэкспорта) неофициального присутствия европейских компаний на российском рынке переговорный потенциал России по установлению торгово-инвестиционного и технического сотрудничества со странами и компаниями Европы не был реализован.

В настоящий момент реэкспорт из Финляндии осуществляется по нескольким причинам:

1. Финляндия по-прежнему является удобным транспортно-логистическим центром Балтийского региона. ПРИЛОЖЕНИЕ 49

2. Финские предприниматели обладают асимметричной информацией – лучше всего разбирается в российском рынке.

3. Финские предприниматели реэкспортируют товары для потребительского рынка России.

4. Финский реэкспорт направлен на репатриацию доходов из филиалов в третьих стран.

5. Финские предприниматели уклоняются от уплаты российских таможенных пошлин.

Тем не менее, в связи с тем, что реэкспорт зависит от благоприятной политической и экономической конъектуры на международной арене, в условиях перманентного европейско-российского геополитического конфликта рост или сохранение существующих объемов финского реэкспорта в Россию маловероятен.




double arrow
Сейчас читают про: