Транзитные коридоры Евразии

В этой части дана характеристика проектов транспортных коридоров в Евразии.

Рассмотрим основные перспективные и существующие трансевразийские транспортные магистрали.

1) Северный морской путь.

Морской путь проходит в высоких широтах вдоль российского северного берега. Протяженность пути от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет 14000 км.[99]

В настоящий момент проект находится на стадии реализации, по маршруту осуществляется проход судов. Ожидается, что проект окажет стимулирующий эффект на развитие городов и портовой инфраструктуры северных регионов России. Вдоль маршрута пролегания Северного морского пути планируется осуществлять разведку и добычу природных ресурсов.

СМП позволит соединить по кратчайшему пути разные концы Евразии, в связи с чем проект не окажет прямой экономический эффект на внутриевразийские страны и регионы, не будет способствовать открытию и вовлечению в мировые хозяйственные отношения рынков внутриевразийских стран и регионов.

Тем не менее, проект СМП окажет ряд косвенных эффектов на развитие внутриевразийских стран и регионов:

- Перемещение товарных потоков между регионами Евразии будет осуществляться по морю, а значит сухопутные территории: Россия, внутриевразийские регионы, – окажутся на периферии, вне путей движения капитала;

- Возникнет экономический сверхцентр мира: ЕС-КНР, – из регионов Евразии, которых будет отделять всего 14 дней пути.

- Цены на товары и услуги экономического сверхцентра мира ЕС-КНР будут формировать рыночные цены на товары и услуги внутриевразийских регионов;

- Иностранные инвесторы окажутся незаинтересованными во вложении капитала в развитие внутриевразийских регионов и России;

- Внутриевразийские регионы окажутся зависимыми от политики стран-экономических Центров Евразии;

- Начнется экспортная экспансия ЕС-КНР во внутриевразийских регионах;

- Россия потеряет контроль над СМП – любая попытка нарушения морской коммуникации будет подвергнута осуждению мировым сообществом (Также как ИРИ при блокировке Ормузского пролива), особенно со стороны КНР и ЕС;

- Арктика станет международной экономической ареной, а значит геополитическая обстановка в регионе ухудшится ввиду противоречий между интересами экономических центров мира ЕС-КНР и США;

- Евразийские экономические и политические проблемы будут решаться без учета и за счет интересов России, внутриевразийских регионов и стран.

2) Морской путь через Суэцкий канал.

Морской путь проходит через территорию Африки и с юга огибает евразийский континент, связывая между собой самые густонаселенные регионы Евразии, расположенные на юге континента. Протяженность морского пути через Суэцкий канал от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет 24000 км.[100] В настоящий момент проект реализован и находится на стадии модернизации, по маршруту осуществляется проход судов.

Также как и СМП, морской путь через Суэцкий канал не будет оказывать непосредственный эффект на развитие внутриевразийских регионов. Косвенные эффекты от проекта идентичны, косвенным эффектам от СМП.

3) Новый Шелковый путь.

Сухопутный маршрут проекта имеет несколько вариантов расположения. Наиболее перспективными маршрутами Нового Шелкового пути являются Центральный евразийский коридор – из КНР в Казахстан на Россию – и Северный Евразийский коридор – через Транссиб в КНР.[101] Предположительно, протяженность сухопутного маршрута «Нового Шелкового пути» от Санкт-Петербурга до Желтого моря составит 8400 км.[102]

В настоящий момент проект находится на стадии реализации, по маршрутам проекта курсируют товарные поезда.

Новый Шелковый путь будет оказывать непосредственный экономический эффект на внутриевразийские страны и регионы. Этот эффект подробно описан в части работы «влияние транзитных коридоров на экономику внутриевразийских стран и регионов». Стоит отметить, что проект будет способствовать экономической экспансии КНР и ЕС во внутриевразийских регионах и странах, в связи с чем внутриевразийские территории будут являться своеобразным «жизненным пространством» для ЕС (ФРГ) и КНР. Готовы ли национальные производители стран-транзитеров (Польши, Белоруссии, России, Казахстана) к конкуренции на своих рынках с производителями мировых экономических гигантов, таких как Китай или Германия? Оставим этот вопрос на суд истории.

4) Транссиб.

Сухопутный маршрут проекта имеет единственный вариант расположения и составляет 9289 км – от Москвы до Владивостока. В настоящий момент проект полностью реализован, и имеет длительный период эксплуатации. Транссиб проходит по территории России, в связи с чем, влияние Транссиба на зарубежные внутриевразийские регионы незначительно.

В настоящий момент экономический эффект от создания Транссиба для российских регионов хорошо изучен. Отмечу, что Транссиб улучшил проницаемость пространства России и транспортную доступность российских регионов. Благодаря Транссибу в восточных регионах России появилось много городов, регионы России оказались включены в экономическую жизнь страны и мира.

Таким образом, на примере экономических эффектов от создания Транссиба для российских регионов можно изучить потенциальные эффекты от создания Нового Шелкового пути для внутриевразийских регионов.

По оценкам экспертов, сухопутные трансевразийские коридоры могут привлечь до 4% морских товарных потоков между КНР и ЕС за счет контейнерных перевозок высокодоходных товаров.[103]

Таким образом, транспортный потенциал сухопутных трансевразийских коридоров ниже чем морских, однако в отличие от морских путей, сухопутные коридоры оказывают непосредственный экономический эффект на развитие внутриевразийских регионов транзитного пояса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: