Тема войны 1812г в поэзии М.Ю. Лермонтова

Говоря об отношении Лермонтова ко Второй мировой войне, мы всегда будем отдавать предпочтение Бородину перед другими произведениями, потому что не найдем другого, в котором с такой большой силой и простотой была бы так широко выражена любовь к 1812 году, к России. к победе. Сколько бы вы ни читали Бородино, каждый раз вы находите в нем все новые достоинства, которых раньше не видели. И вы видите, как время, о котором рассказывается, и напряженный интерес к этой великой эпохе были выражены в ней.

Для Лермонтовского поколения, оставившего после войны детские пеленки, Бородинская битва, пожар Москвы, Березин, взятие Парижа были "колыбельной, детской сказкой"."Люди этого поколения были воспитаны в 1812 году - он определил их понятия, привил веру в нравственные силы народа.

- Нет! Поколение Лермонтова не видело войны. Но Отечественная война 1812 года казалась более реальной, чем реальная в рассказах старцев. Представляя себе события Великой войны, молодые люди заново переживали ее. В поэме Лермонтова все исторически точно и достоверно решается!

О Бородинском сражении Лермонтов писал не в первый раз. Он, как известно, перенес лучшие, наиболее удачные строки в “Бородино “из другого своего стихотворения - ” поле Бородина", которое он написал еще в 1830 году. “Бородинское поле " было написано 16-летним Лермонтовым. В возрасте 7-9 лет он играл в войну с крестьянскими мальчиками, и он всегда был командиром, а во взрослой жизни судьба распорядилась так, что он должен был носить военную форму. "Бородинское поле" - это все еще очень подражательное стихотворение, но интересно, что оно было написано не в высокопарном духе, а в новой традиции, основателем которой был Денис Давыдов. Лермонтов знал военные песни Давыдова и мог быть даже знаком с поэтом - воином.

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый

Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,

И шум оружия, и сечи, и борьбу!

О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,

Вождь гомерический, Багратион великий!

Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!

Ермолов! я лечу — веди меня, я твой.

Бородино " - это вершина стилистической целостности и, следовательно, тонкого совершенства. Зрелый талант Лермонтова, вероятно, сказался и здесь, но главное, пожалуй, было еще в другом - в тех безграничных художественных возможностях, которые открылись поэзии с победой реализма. Пушкинский реализм. Это был принципиально иной уровень художественного освоения действительности, принципиально иной тип поэтического мышления, гарантирующий неизмеримо большую полноту художественного отражения, неизмеримо большее разнообразие изобразительных средств. Этот новый уровень, достигнутый и утвержденный в творчестве Пушкина и Лермонтова, станет отправной точкой, с которой начнется триумфальное шествие русского реализма во второй половине XIX века.

"Бородинское поле", как и все ранние стихи, Лермонтов не печатал. Лермонтов вернулся к теме Отечественной войны, к битве под Москвой в 1836 году, написав поэму "Бородино". Это было программно новое произведение, ставшее вехой в дальнейшем развитии творчества поэта. За прошедшие с тех пор годы сформировалась личность поэта, сформировалось его мировоззрение, сложился его собственный поэтический язык, возник его неповторимый стиль. В отличие от более раннего произведения, "Бородино" звучит более реалистично, лишено излишней "красивости", имеет четкую структуру и написано более живым языком. Важно отметить, что М. Ю. Лермонтов в то время был уже профессиональным военным и знал армейскую жизнь не понаслышке. Одаренный необыкновенной силой воображения, Лермонтов сам как бы становится очевидцем событий, поэтому, вооружившись обширными сведениями о трехлетней военной службе, в 1837 году, превратив свой юношеский очерк “поле Бородина” в замечательное стихотворение “Бородино”, Лермонтов создает произведение, ставшее лучшим во всей русской литературе произведением об этой великой битве.

Белинский писал: "это стихотворение простое, бесхитростное, в каждом слове слышится солдат, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Поэму "Бородино" Михаил Юрьевич Лермонтов, по-видимому, написал в конце 1836 или в самом начале 1837 года и вынес ее для публикации в литературном журнале "Современник", который издавал сам Александр Сергеевич Пушкин. Это было первое произведение, лично поставленное Лермонтовым на суд взыскательной публики.

Личности великих полководцев –Наполеона, Барклая-де-Толли -привлекли внимание молодого Лермонтова. Лермонтов, конечно, знал баллады Вальтера Скотта и Байрона о битвах народов с наполеоновской армией за их освобождение. Скотт написал стихотворение "поле Ватерлоо" после посещения места битвы при Ватерлоо 18 июня 1815 года, после великой битвы, которая бушевала здесь. Скотт попытался дать исторически осмысленную картину происходящего и, стоя в раздумье над полем боя, обвиняет Наполеона, погубившего себя и страну силой: “и, не привыкнув сдаваться, снова вздымается и снова поднимается кровавый вал атак..”

Он все кричал: "Марш! Марш! Быстрей!

На пламя ярых батарей!

На вражеский заслон!

Пусть каждый латник в бой идет!

Уланы с пиками, вперед!

Гвардейцы, Франция зовет

И я, Наполеон!"

В ответ восторга клич звучал,

Он смерти лучших обрекал,

Но с ними горестный удел

Сам разделить не захотел…

Особенно важны строфы, посвященные английским солдатам, истинным героям битвы, неуклонно умирающим вплоть до того момента, когда наступление армии Блюхера драматически решило исход сражения. Понятие " МЫ " В этом стихотворении Скотта обозначает его идею единства нации, выраженную в тот день в ее железной воле к победе.

Три сотни пушек, озверев,

Извергли из горящих чрев

Потоки чугуна.

И за завесою огня

Пришпорил кирасир коня,

Уланы, пиками звеня,

Пошли, и, войско осеня,

Взметнулись знамена…

 

Но страшный натиск вражьих сил

Сердец британских не смутил;

…Они смыкались вновь стеной,

И снова высились, тверды,

Их непреклонные ряды….

А эскадроны англичан,

Тесня врагов смятенный стан,

Их с флангов обошли.

И вспыхнул рукопашный бой…

Лучшие строфы "полей Ватерлоо" по интонации ближе к Лермонтовскому "Бородину". Это ощущение очевидной близости делает поле Ватерлоо особенно интересным для русского читателя. И при таком сравнении превосходство Бородина, этого великого произведения, Национального по содержанию, становится особенно очевидным.

«Забил заряд я в пушку туго», «Прилег вздремнуть я у лафета», «Построили редут» – из этих строк становится ясно, что артиллерист рассказывает о сражении в Лермонтове. Знаменитые слова: "ребята! Разве Москва не позади нас? Умри под Москвой! - не придумано Лермонтовым. Эти слова были обращены к армии генералом Д. С. Дохтуровым, когда после ранения Багратиона он получил приказ от Кутузова принять командование левым флангом. - Москва за нами, - воскликнул Дохтуров, - умереть за всех, но ни шагу назад-ведь все равно умереть под Москвой!” 3

Читая описания Бородинского сражения, мы понимаем, что Лермонтов изобразил в своем стихотворении важнейшее место сражения - центральную батарею, или, как ее еще называли, “Редут Раевского”, - укрепление, которое французы пытались овладеть в течение целого дня (“сквозь дым летучие французы двигались, как облака, и все наши редуты "). Противник, вспоминал очевидец, когда у нас не хватало снарядов, ворвался в Редут с бригадой генерала Бонами. Ермолов и Кутайсов, догнав центральную батарею, с ужасом увидели штурм и взятие батареи. Они остановили две роты конной артиллерии и, став во главе батальона Уфимского полка, начали атаку прямо на батарею, занятую французами“, между тем Паскевич с одной стороны, а Васильчиков с другой ударили с неприязнью. Враг был везде опрокинут и даже преследован, центральная батарея снова перешла в наши руки уже с французским генералом Бонами, который взял ее в плен... Французы дорого заплатили за временное владение этой батареей; здесь были убиты их лучшие генералы... Их 30-й полк был полностью похоронен здесь, и вся дивизия Морана была почти уничтожена... ”

Стихотворение всей своей структурой направлено против официальной истории Отечественной войны. В "Бородине "нет ни одного собственного имени - ни царя, ни генералов, только безымянный "полковник-хват"."Лермонтов утверждает, что истинный герой 1812 года-солдат. Пушкин в своих произведениях передал чувства национальной гордости, когда писал о русских победах: "время незабываемое! Время славы и восторга! Как сильно билось сердце при слове Отечество... "А в стихах-о том, как эти победы были одержаны.

Лермонтоведы неоднократно обращали внимание на то, что стихотворение “два великана” отчетливо и намеренно ориентировано на народную поэтическую традицию. Вот сказочные или песенные формулы:” над горами, над долинами“,”далекое море". И разговорная лексика:" схватил"," тряхнул", "ахнул". А сам образ "русского витязя “” в шапке из литого золота" - это эпический образ героя, торжествующего над силами зла. Конечно, антитеза” наглого " пришельца и старого” русского великана“мудрого годами является продолжением противостояния Наполеона и Кутузова, возникшего много и по-разному в разных стихах ("ты седой, а я, дружище, седой..."), но образ Лермонтова шире, собирательнее. Русский великан - это не только Кутузов, это русский народ, это сердце России-Кремль, который Лермонтов изобразил ему позже в стихотворении " Сашка":

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и — обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!

Победа России над Наполеоном была безоговорочной и блестящей, вызвала потрясение умов всего мира, радость европейских народов, порабощенных Наполеоном. Русский народ и армия в 1812 году нанесли смертельное поражение тогдашней мощнейшей наполеоновской агрессивной армии. Победа России-это не простое чудо, а выражение несгибаемой воли и безграничной решимости всех народов России, поднявшихся в 1812 году на отечественную войну в защиту национальной независимости своей Родины.

Национально-освободительный характер войны 1812 года привел также к специфическим формам участия народных масс в защите своей родины, и в частности к созданию народного ополчения. Патриотизм крестьянства в национально-освободительной борьбе сочетался с укреплением его классовой самобытности. Призванные в ополчение крепостные крестьяне связывали свою военную службу с надеждой на освобождение от кабалы.

1812 год стал не только важнейшей страницей в истории России, но и знаковой вехой в истории русской литературы и поэзии. Никогда еще слово искусства не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это случилось после нашествия Наполеона. Какое может быть сравнение дежурных ОД, написанных в XVIII веке, чтобы взять очередную крепость или потопить вражеские корабли, с волной страстей, гнева, обиды, вдохновения, которая вызвала к жизни поэзию тех драматических месяцев и величие!

Исторический масштаб событий, имевших место в 1812 году, настолько грандиозен, их отголоски так отдавались эхом в последующие десятилетия, что даже трудно представить, насколько сравнительно коротки по сравнению с длительностью последствия Второй мировой войны, насколько стремительно развивались картины этой исторической драмы.

Те, кого жизнь сделала свидетелями этих событий, сохранили память о них до конца своих дней. Тот, кто не видел их сам, вырос в атмосфере, сотрясаемой их гулким эхом. "Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моей колыбельной, детскими сказками, моей Илиадой и Одиссеей”, - писал Герцен.

Поэтическая летопись Второй мировой войны настолько богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 году, вкладывал в них все лучшее, что было в нем как в художнике. Другие обращались к этой теме в одном или двух произведениях, но из этих произведений восстанавливается самое существенное, что было в художественном мировоззрении их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в литературе. Вот он, мудрый, всегда близкий Крылов, неумолимый, бескомпромиссный, несгибаемый Глинка, страстный и торжествующий, злой, неутомимый Восток и провидец Державин.

Вот Лермонтов. В количественном отношении он немного писал о 1812 году, но место, которое занимают эти стихи в его творчестве и в литературе о Отечественной войне, трудно переоценить. Если Державин первым почувствовал роль, которую сыграл русский народ в годы Великой Отечественной войны, то Лермонтов сумел взглянуть на эти события глазами народа, глазами простого человека. Одного этого было достаточно, чтобы сделать эти стихи уникальным явлением для своего времени и особенно близким к нашему.

Бородино было написано накануне 25-летия Великой Отечественной Войны. за четверть века, отделяющие день великой битвы от лучших ее поэтических воплощений, русская литература прошла долгий путь, богатый поисками и приобретениями. И все это время не угасала память о подвиге, совершенном нашим народом в грозное время 1812 года, не угасали творческие силы поэтов, которые вновь и вновь обращались к рассказам современников и потомков.

Не случайно Бородино вошло в историю русской литературы как самое значительное стихотворение, связанное с темой 1812 года. Неслучайно ни одно стихотворение, написанное в XIX веке, не звучало с такой силой и не было так актуально в годы Второй мировой войны, как "Бородино". Публицистика военных лет была полна цитат из этого произведения. Она постоянно звучала по радио и исполнялась читателями, и ставилась на музыку. Фронтовая газета " уничтожь врага!"вышел зимой 1941 года с аншлагом:" ребята, Москва не для нас!"С репликами от Бородина политрук Клочков обратился к 28 героям-панфиловцам накануне легендарной битвы у станции Дубосеково. 27 июля 1941 года, в день, когда страна узнала о подвиге капитана Гастелло, "Правда" писала: "Бородино-величайшая ценность русской литературы. "Нет такого русского человека, который любил бы свою Родину, который не знал бы этого стихотворения, который не был бы обязан Лермонтову за его патриотическое воспитание."

Заключение

Лермонтов со своими стихами, в его творчестве не важна поэзия, это музыка или живопись, он старался донести нас до глубины своих чувств. Именно этот комплекс романтических элементов поэзии. Огромную роль и значение в творчестве Лермонтова сыграло стихотворение «Я выхожу один на дорогу». это стихотворение в своем значении несет завет, манифест как стихотворение. И в этом стихотворении мы встречаем все те же мотивы, найденные в поэзии только романтическими.

Это попытка заглянуть в мир, где его больше нет, задать себе вопрос, что останется после меня. Лиртоновский герой Лермонтова при жизни пытается удержать в уме весь мир, чтобы пересечь грань между жизнью и смертью. Учитывая раннюю и позднюю лирику поэта, мы наблюдаем эволюцию мотива одиночества, эволюцию лирического героя. В лирике поэта романтический герой противостоит всему миру. Это видео означало протест против общества.

Лермонтов численно написал немного о 1812 году, но место, связанное с этими стихами в его творчестве и литературе о Отечественной войне, трудно переоценить. Он мог смотреть на эти события глазами людей, глазами простого человека. Одного этого было достаточно, чтобы сделать эти стихи уникальным явлением для своего времени и особенно близким нашему. Не случайно «Бородино» вошло в историю русской литературы как значимое стихотворение, связанное с темой Отечественной войны 1812 года. Не случайно ни одно стихотворение, написанное в XIX веке, не звучало с такой силой и так остро во время Великой Отечественной войны, как "Бородино". Лермонтов обсуждает вечную тему о том, как добро и зло сосуществуют - во Вселенной и в человеческом разуме.

Поэзия Лермонтова - это постоянный поиск смысла жизни, поиск счастья и правды. Его лирические произведения стали классикой русской и мировой литературы и оказали огромное влияние на творчество поэтов следующих поколений. Лермонтов напрямую связывает свою судьбу с судьбой России и отмечает странную любовь «к Родине». Он был обеспокоен судьбой Отечества, что нашло отражение в стихотворениях на историческую тему.

Стихи Лермонтова заставляют читателя захотеть лучше понять этого поэта, узнать о нем больше. Работу классиков нельзя воспринимать без восхищения - ведь поэт через слово, вероятно, как никто другой, смог передать боль и страдания, радость и горе, мысли и чувства эпохи, в которой он жил.

 

                 

Список литер атуры

1. Виноградов Г. Произведения Лермонтова в народно-поэтическом обиходе // Лит.наследство. - 1941. - Т. 43 - 44. - С. 353 - 388.

2. Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. - М.: Книга, 1989. - 454 с.

3. Вырыпаев П.А. Лермонтов. Новые материалы к биографии. - Воронеж, 1972. - 160 с.

4. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Худ. литература, 1986. - 350 с.

5. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. - Л.: Гослитиздат, 1940. - 224 с.

6. Дурылин С.Н. Россия и Лермонтов (к изучению религиозных истоков русской поэзии) // Христианская мысль. - 1916. - № 2. - С. 137 - 150.

7. Ефимов И. Жемчужина страданья: Лермонтов глазами русских философов // Звезда. - 1991. - № 7. - С. 189 - 196.

8. Золотцев Ст. Сын русской вечности: (о поэзии М.Ю. Лермонтова) // Литература в школе. - 1991. - № 5. - С. 7 - 18.

9. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов // Литература в школе. - 1994. - № 3. - С. 3 - 10.

10. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература. - СПб.: Изд. "Призма - 15", 1994. - 208 с.

11. Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. - Л.: Наука. Лен. отделение, 1979. - 431 с.

12. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. - М.: Современник, 1985. - 288 с.

13. М.Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - 1080 с.

14. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. - Л: Сов. писатель, 1987. - 398 с.

15. Максимов Д.Е. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова // Русская литература. - 1964. - № 3. - С. 1 - 12.

16. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - М.-Л.: Наука, 1964. - 266 с.

17. Мурьянов М. Поэты предпочли быть непонятными: [Текстологический анализ имени-символа в лирической поэзии М.Ю. Лермонтова и Дж. Байрона] // Вопросы литературы. - 1991. - № 7. - С. 104 - 113.

18. Наровчатов С.С. Лирика Лермонтова. Заметки поэта. - М.: Худ. лит-ра, 1970. - 103 с.

19. Никитин М. Идеи о боге и судьбе в поэзии Лермонтова. - Н. Новгород: В.Н. Райский и И.И. Карнеев, 1915. - 48 с.

20. Певец бунтующего свободомыслия: [М.Ю. Лермонтов] // Наука и религия. - 1983. - № 10. - С. 46 - 48.

21. Семченко А.Д., Фролов П.А. Мгновение и вечность: К истокам творчества М.Ю. Лермонтова. - Саратов; Пенза: Приволж. кн. изд-во, 1982. - 183 с.

22. Степанов М. Религия М.Ю. Лермонтова // Филологические записки. - 1915. - Вып. 2. - С. 153 - 186.

23. Таборисская Е.М., Штейнгольд А.М. Тема сна и смерти в лирике Лермонтова и Тютчева. К проблеме творческой индивидуальности // Жанр и творческая индивидуальность: Межвуз. сб. научн. трудов. - Вологда, 1990. - С. 75 - 87.

24. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж, 1973. - 702 с.

25. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР [Лен. отд-ние], 1961. - 372 с.

26. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 5-ти томах / Под ред. Б.М. Эйхенбаума. - М.-Л.: Academia, 1935 - 1938.

27. Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания. - Л.: Советский писатель, 1948. - 166 с.

28. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. - 1941. - Т. 43 - 44. - С. 83 - 128.

29. Афанасьев В.В. М.Ю. Лермонтов. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 558 с. - (ЖЗЛ).

30. Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981. - 159 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: