Новаторство Лермонтова

Лермонтов привнес что-то новое в трактовку темы одиночества, и этот новый, прежде всего, его абсолютный и глубоко личностный характер, связан с отвержением лермонтовского героя мира, фундаментальных основ мироустройства. Герой Лермонтова постоянно и везде один: он один среди людей, которые преследуют его «жестокостью», «клеветой», «злобой», не в состоянии понять его высокие стремления и поэтому враждебны ему:

Души их певца не постигали,

Не могли души его любить,

Не могли понять его печали,

Не могли восторгов разделить.

Ему нет места среди «холодных», «бесчувственных» «толп», среди «высокомерных» и «бездушных» «светлых». Он также один на своей «родине», «где человек стонет от рабства и цепей» («Жалобы турков»), на «землю рабов, землю господ» («до свидания, немытая Россия»). Наконец, он один во всем мире, который для него всегда «пустыня»: «пустыня мира» («Демон»), пустыня жизни («Благодарность»). Это всеобъемлющее одиночество также встречается в таких глубоких и близких человеческих отношениях, которые по своей природе наиболее предполагают возможность духовной связи между людьми: любовь, дружба, родство.

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока,

- это страшное признание Лермонтова было сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя неизбежную смерть, поэт смотрит на пройденный им путь. По его мнению, глубокая печаль, которая всегда сопровождала Лермонтова, воплощена с новой силой. «Пророк» - это последняя капля в чаше его страданий. И если в последнем стихотворении Пушкина «Я воздвиг себе памятник, сделанный не руками...», заглядывая в будущее, то «Пророк» Лермонтова полон отчаяния, там нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не прошли даром. Насмешливый, презираемый пророк - это продолжение Лермонтова и опровержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина.

Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть...

Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной..

Одним из главных мотивов творчества Лермонтова является противопоставление разносторонней и духовно богатой личности поэта пустоте светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе гонимого пророка.

Лермонтов был одинок, и тема одиночества появляется почти в каждом его произведении. Во многом это связано с личными качествами поэта. По свидетельству современников, он был резким, сдержанным человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова, по-видимому, заключается в том, что он мало встречал в своей жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лирический герой Лермонтова в стихотворении "памяти А. И. Одоевского", когда речь заходит о близком, любимом друге!

Но он погиб далеко от друзей...

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землей чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей!

Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество и тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда воспринимал очень болезненно:

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

Чем о рождении моем...

В стихотворениях "монолог”, “1 января 1841 года” и во многих других Лермонтов посылает проклятия "светским цепям", убивающим душу человека.

Сложный характер Лермонтова только усугублял противоречия, возникавшие между мыслящим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихах слышится негодование по поводу жестокости законов и унизительного положения человека в России во второй четверти XIX века:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! этот край... моя отчизна!

Раннее разочарование в политической обстановке, неспособность использовать свои силы на гражданском поприще в те годы после разгрома Декабристов - все это было настоящей трагедией для Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых дворян, полицейского надзора:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Такое одиночество не снимает высокой личной трагедии, но выступает как естественный неизбежный общий итог бытия. Вот почему Лермонтов так свободно переходит от “я” к “мы” в своей беспощадной характеристике исторически одинокого поколения (“Дума”). ” В зрелом Лермонтове крепнет желание вырваться из круга трагического одиночества, встретиться с людьми ". И в поисках выхода из нее его уже не смущает проза повседневности, ее соизмеримость с ней и с жизнью других людей, “простого человека”.

Однако тяготение к народной жизни, общечеловеческим ценностям не устраняет одиночества “Лермонтовского человека"; отказ от прежних романтических иллюзий лишь усиливает и углубляет трагизм его одиночества, испытанного действительностью; для пророка сохранение связи с миром" целого "возможно только ценой вынужденного разрыва с людьми ("Пророк"). Главный источник одиночества Лермонтова-противостояние героя и мира; разделяющая их дистанция остается неразрывной до конца.

Глава 3. Значение войны 1812 года в формировании мировоззрения поэта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: