Глава 2. Тема Одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова

Я думал: "Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем ?"

Одной из главных тем Лермонтовской лирики была тема одиночества. Одиночество приобретает много разных черт: это и тюремное заключение, и Одиночество любви, проявляющееся во многих любовных стихах, и одиночество человека в мире:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье - все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Слова с корнем "один “встречаются чаще других при создании поэтических образов:” Парус Белеет один“,” одна звезда горит на вершине“,” я выхожу один на дорогу" и др. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучит этот мотив его творчества: чувство избранности, обрекающее поэта на непостижимость других и одиночество. В самом начале творчества Лермонтова эта тема открылась ему в традициях романтизма.

Лирический герой Лермонтова тоже несчастлив в любви, его преследуют измена и предательство. Любовь не приносит ему радости, не дает счастья. В стихотворении " Я не смирюсь пред Тобою... поэт поражен предательством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и всеми презираемого.

В одноименном стихотворении лирический герой, жаждущий ответной любви, сравнивает себя с бедняком, просящим милостыню, чтобы не умереть с голоду. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку вложил камень в его протянутую руку. Итак, лучшие чувства героя поэмы были обмануты. Любовь, о которой он молился, была недоступна ему, и он сам был отвергнут своей возлюбленной.

Одиночество героя лирических стихотворений Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь, он одинок в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни убеждения и жизненные принципы. В стихотворении " как часто бывает окружена пестрая толпа..."явившись на бал-маскарад, он чувствует себя чужаком среди веселой равнодушной толпы. Ему тяжело, потому что он окружен "образами бездушных людей, прилично затянутых масками", неспособных проявить человеческое тепло, сочувствие, сострадание. Чтобы найти утешение в этой ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где для него сосредоточено все самое дорогое.

Полет в памяти, во сне-любимый романтический мотив Лермонтова. Он вспоминает себя ребенком, воскрешает в своем воображении картины детства, которые ему приятны. Не в силах влюбиться ни в одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной любовницы. Этот вымышленный образ полностью захватывает его сердце. Но мечта - не реальность, вспоминая себя, лирический герой распознает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу "железный стих, пропитанный горечью и гневом"."

Поэт не только одинок в толпе на балу-маскараде, он чувствует себя одиноким среди своего поколения. Сознавая себя на голову выше окружающего его общества, он сознает, что пороки его поколения свойственны и ему самому. Однако он считает себя вправе судить своих современников. В стихотворении "Дума", противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей.

Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется у него в стихотворении " На севере стоит дикий одинокий человек...- это вольный перевод стихотворения Гейне. Предполагая значительный отход от смысла оригинала, Лермонтов изображает двух существ одного вида, а не мужчину и женщину, как Гейне. В результате стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая стремление к человеческому единству.

Иногда одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, как демон, с презрением взирающий на всю сотворенную Богом вселенную. В стихотворении " пусть я кого-то люблю...герой уподобляет себя одинокому Властелину небес, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве, которое никто не может разделить с ним.

Тема одиночества сопровождается мотивом изгнания. В стихотворении " нет, я не Байрон, я другой..."лирический герой осознает, что он избран стать поэтом, но в то же время обречен быть скитальцем, гонимым миром. Используя символические образы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении "дубовый лист". Оторванный от родной ветви, увядший без тени и беспокойный, дубовый лист не может найти убежища ни в родной земле, ни в прохладной тени среди листьев платана. В стихотворении "облака" лирический герой тоже изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным облакам, не испытывающим боли от разлуки с Родиной, с "милым Севером".

Преодолеть свою замкнутость, обрести желанную гармонию, чувство единства с внешним миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении " Я пойду один по дороге..."внутреннее состояние лирического героя, отмеченное духовным разладом, противопоставляется миру и добру, царящим во вселенной, наполненной общением и гармонией. Размышляя, он пытается понять свое место в жизни Вселенной, найти утешение, “свободу и покой” от желаний и стремлений, которые опустошают его. Однако моменты гармонии и покоя крайне редки, лишь на короткое мгновение ему удается достичь спокойствия, преодолеть внутреннюю боль, обрести желаемое единство с самим собой и с окружающим миром. Такое редкое душевное состояние описано в стихотворении "когда желтеет кукурузное поле"...небесное и земное объединяет один и тот же прекрасный возлюбленный, его родовое сердце. и жизнь бессознательной жизни, подвижности и отсутствия жизни. в сознании героя он счастлив, переживая присутствие Бога на земле.

Однако романтическое сознание поэта Лермонтова не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит тишину и отсутствие жизни. Поэтому поиск счастья в его поэзии часто ассоциируется с бегством от него. В своем раннем стихотворении "Парус", написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит идею единства противоположных начал. Буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденными здесь сочетаются.

Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое восприятие мира отличает поэта от обычного обывателя толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно она стала источником конфликта поэта с обществом, конфликта, который Лермонтов мучительно переживал на протяжении всей своей жизни и привел его к безвременной трагической кончине.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: