Представляю личный опыт по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов. С 2018 году я осуществляю свою профессиональную деятельность в качестве учителя начальных классов в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 34» города Каменск-Уральский. Девиз нашей школы: «Любить, учить, воспитывать достойного гражданина России».
Для того чтобы воспитать достойного гражданина страны, коллективом организована большая и системная воспитательная работы. В рамках данной работы есть и мой вклад. Являясь классным руководителем 1 и 2 классов, большое внимание уделяю воспитательной работе. Несколько лет реализую в городе патриотический проект «Пока они живут среди живых!», который вносит большой вклад в сохранение памяти о Великой Отечественной войне.
Для детей, да и многих из нас сейчас Великая Отечественная война остается сводками в интернете и несколькими страницами учебника. А ведь история - это люди, за каждым словом учебника стоит чья-то конкретная судьба. Так у меня зародилась идея нашего проекта. Сама фраза «Пока они живут среди живых!» заставляет задуматься над этим вопросом. Заставляет подумать и о том, какие испытания были в судьбе этих людей и о том, как они несмотря ни на что эти испытания преодолели и сохранили свое жизнелюбие [6, с.12].
В первую очередь проект направлен на работу с двумя группами людей: ветеранами и молодежью, активными участниками мероприятий являются также и все жители нашего города.
Данный проект имеет очень разностороннее значение.
Во-первых, мы говорим о тех людях, которые рядом с нами. Мы хотим обратить внимание общества на них.
Во-вторых, в сложившейся политической ситуации, напряженной обстановке в стране, потери и снижении ценностей в обществе в целом, мне кажется важным, сказать о настоящих героях, о тех, кто сражался за тот мир, которым мы сейчас так мало дорожим. О тех, кто отдал жизни, молодость, силы, терял близких, но сражался за нашу с вами Родину.
В-третьих, этим проектом мы осуществляем социальную адаптацию ветеранов, которая им сейчас так необходима. Дети же получают возможность социализации, у них формируются и развиваются лидерские и творческие навыки.
В рамках школы мной создана рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пока они живут среди живых!» (см. Приложение 1). В рамках реализации данной программы мной организован волонтерский отряд, который состоит из обучающихся начальной школы. В конце 2019-2020 учебного года он насчитывает 36 неравнодушных ребят. Именно они помогают реализовывать этот важный для нашего города проект, именно они и являются его движущей силой. Ребята под моим контролем организуют различные мероприятия и акции для ветеранов и жителей города. Доброй традицией стали встречи с ветеранами в честь памятных дат: День героев Отечества, День защитника Отечества, Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, День Победы. Традиционно ветераны приходят в нашу школу, чтобы отметить вместе с нашими ребятами праздники: День пожилого человека, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы. Не забываем мы и о тех, кто уже не может посетить праздник, организуя посещение ветеранов на дому. Ветераны очень ценят нашу школу и всегда с радостью приходят к нам в гости. Слезы радости, слова благодарности и положительные эмоции можно увидеть на каждой такой встрече.
За 4 года работы собрано более четырех десятков историй ветеранов. Проведено более 200 успешных патриотических мероприятий. Налажено сотрудничество с ветеранскими и общественными организациями города, а также с учреждениями образования. Налажено сотрудничество с городскими СМИ, в рамках которого идет освещение проводимых в рамках проекта мероприятий, а также публикация материала о героях, совместная подготовка праздничных программ. Также у проекта есть группа в социальных сетях, где постоянно идет публикация новостей о проекте. К 75-ю Великой Победы в рамках проекта вышла книга «Пока они живут среди живых: Посвящается 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», которая объединила в себе истории 30 каменцев, которые пережили войну.
В рамках проекта организовано активное участие детей в конкурсах, акциях и проектно-исследовательской деятельности. Так, например, в 2018 году мои ученики приняли участие в 5 Областной научно-практической конференции «К истокам педагогического образования в Свердловской области», где представили работу, посвященную работникам образования, которые пережили Великую Отечественную войну. В 2019 году подготовили и презентовали проект о ветеране войны Лямине В.М. в рамках городского краткосрочного проекта «Подвиг вчера и сегодня». В 2020 году приняли участие во множестве акций и мероприятий, которые были посвящены 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Так одна из моих учениц приняла участие во Всероссийском патриотическом проекте «Маленькие герои большой войны».
Регулярно делюсь накопленным опытом в профессиональной среде. В 2019 году выступил в тематической секции на Международной научно-практической конференции «Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости как фактора социализации личности», а также представил свой доклад в рамках научно-теоретической конференции «Виды воспитания в образовании». В 2019 году стал участником Регионального этапа Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы».
Активно участвую в конкурсах разного уровня. Дважды представил проект в рамках конкурса «Доброволец России» в 2018 и 2019 годах, где он прошел в полуфинал. В 2019 году принял участие в Окружном форуме «Добро за Уралом» в городе Новосибирске и Международном форуме добровольцев с торжественной церемонией вручения премии «Доброволец России» городе Сочи. Среди значимых наград можно выделить следующие: Благодарственное письмо за участие в городской патриотической выставке «Связь времен. Связь поколений» (2019), Диплом финалиста Фотоконкурса Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы - 2019» (2019), Диплом участника Городского конкурса участников и организаторов молодежного самоуправления «Лидер года» (2018, 2019).
Также с 2016 году являюсь постоянным членом Каменск-Уральской местной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров. За активную патриотическую работу и активное взаимодействие с ветеранскими организациями города награжден общественной медалью «За активную гражданскую позицию и патриотизм», Благодарственным письмом Городского Совета ветеранов за многолетний добросовестный труд (2020), Благодарственным письмом управления образования города Каменска-Уральского (2019), Благодарственным письмом Главы города Каменска-Уральского за активную патриотическую деятельность в городе (2020), Грамотой Общественной палаты города Каменск-Уральский за добросовестный труд, значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов (2019), имею множество Благодарственных писем директора школы (2018, 2019, 2019, 2019, 2019, 2020).
Подводя итог проделанной работы, можно сказать об успешности проводимой работы в данном направлении, о чём свидетельствуют результаты диагностических исследований роста личности школьников – положительная динамика отношений к нравственным ценностям, рост качества участия обучающихся в мероприятиях патриотической направленности, положительная оценка деятельности всех ее субъектов.
Благодаря общению с ветеранами дети могут взглянуть на историю Великой Отечественной войны с новой стороны. Это особая история с человеческим лицом. Среди нас еще много героев, просто о ком-то знают больше, а о ком-то, к сожалению, нет. И как сказал один из наших героев «У каждого в этой жизни своя судьба…». Именно нам с вами выбирать, с чем нам жить дальше, что знать и что помнить, а мы свой выбор уже сделали.
Заключение
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию обучающихся, не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования.
Образование, являясь одним из социальных институтов, играет большую роль в современном обществе. Система образования формировалась на протяжении всей истории человечества и к настоящему времени приобрела несколько основных признаков, характеризующих ее как совокупность учреждений, государственных органов, норм, в комплексе достигающих единые цели – обучение, воспитание и профессиональное становление человека, способного свободно ориентироваться в социальном пространстве, продвигать свои идеи, обеспечивать себя и свою семью материальными благами.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу в верх. Но он уже начинает терять детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него становится значимым видом деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки, а также создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности на этом не исчерпывается, то её результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять любые задания приводит к становлению чувства компетентности.
В этот период у обучающихся развиваются как познавательные интересы, так и теоретические формы мышления, закладывается способность к управлению своим поведением, формируется чувство ответственности и другие новообразования умственных и нервно-эмоциональных характеристик обучающегося. Главной целью деятельности младшего школьника является целенаправленное постижение окружающего мира, его восприятие. Младший школьник через познание окружающего мира становится более социализированным и адаптированным к быстро меняющимся жизненным условиям. Процесс обучения в начальной школе задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет его зону ближайшего развития.
Изменения, которые происходят в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования в целом и организации учебно-воспитательного процесса школы, важнейшей задачей которого является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, своему городу, семье, окружающей природе – это одно из базовых направлений деятельности школы.
Работа учителя должна быть многопланова, сложна по направленности, нежели чисто научное исследование. Учитель должен постоянно иметь в виду три аспекта изучения материала – общенаучный, краеведческий и учебно-воспитательный. Главная задача учителя - заинтересовать обучающихся процессом изучения своей малой и большой Родины, вызвать у них чувства гордости и уважения к своей стране и людям которые в ней живут и работают, а так же понять свою роль в жизни страны. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.
На основе представленного в курсовой работе опыта по патриотическому воспитанию обучающихся начальной школы можно увидеть востребованность и актуальность проводимой работы в данном направлении. Об успешности проведенной работы свидетельствуют результаты диагностических исследований роста личности школьников – положительная динамика отношений к нравственным ценностям, рост качества участия обучающихся в мероприятиях патриотической направленности, положительная оценка деятельности всех ее субъектов.
Содержание данной курсовой работы будет представлять интерес для учителей начальных классов и учителей дополнительного образования, осуществляющих или желающих осуществлять в своей профессиональной деятельности работу, по патриотическому воспитанию младших школьников. Также содержание работы может быть использовано в качестве теоретического и практического руководства при организации патриотического воспитания в начальной школе.






