Подготовка эксперимента в психологическом исследовании включает: подготовку исполнителей работ; подготовку инструментария;
разработку инструкции для обследуемых; мотивирование испытуемых;
инструктирование испытуемых.
В свою очередь подготовка исполнителей различных работ подразделяется на три этапа:
1) Инструктивно-ознакомительный этап:
— ознакомление с целями, задачами исследования, назначением предстоящих работ; характеристика объекта;
— изложение общих и специальных условий и требований участия в предстоящих работах;
— общая характеристика методики исследования, инструментария используемых технических средств.
2) Этап пробных работ:
— разбор единиц и категорий анализа их теоретического и эмпирического содержания, форм операционального выражения в инструментарии исследования;
— разбор основных процедур; демонстрация возможных действий по заполнению методических документов; комментарии о требованиях, о приемах повышения надежности и достоверности данных; разбор типичных ошибок в выполнении процедур; рекомендации по самоконтролю;
|
|
— репетиция процедур с методическими документами в лабораторных или естественных условиях с участием инструктора;
— отработка навыков, коррекция действий;
— разбор итогов репетиции.
3) Этап «наряда-задания»:
— выдача заданий, инструкций, методических учетных документов, технических средств; комплектование групп, бригад; распределение обязанностей;
— информация о формах связи с организаторами работ, о формах контроля, о порядке сдачи методических документов.
Важным моментом является выбор числа исполнителей, участвующих в исследовании. Расчет числа исполнителей проводится по следующей формуле:
где И — оптимальное число исполнителей, В — объем выборочной совокупности, Р — норма испытуемых в день (устанавливается опытным путем), Д — сроки (число дней), за которые предполагается провести исследование.
Важное требование к исполнителям: техническая грамотность в использовании приборов, устройств.
Не менее важным моментом в организации исследования является подготовка инструментария. Инструментарий — набор специально разработанных исследователем методических документов, которые служат средством выполнения отдельных задач. Инструменты создаются в соответствии с требованиями применяемого метода. Наряду с методическим инструментарием используются различные организационные и технические средства. Можно выделить следующие виды инструментария:
— предназначенный для обследуемого: тесты, опросники, анкеты -задания испытуемому; бланки, карточки — набор позиций для регистрации признаков;
|
|
— предназначенный для работы подготовленных сотрудников: протокол (дневник) — регистрирует последовательность событий; вопросник -предназначен для беседы с опрашиваемым; карточки, бланки;
— средства инструктирования: инструкция — предписание определенных действий, их разъяснение; памятка — руководство по участию в работах; классификатор — ориентир в смысловом содержании документа;
— технические средства исследования: различные приборы и аппаратура для измерения психологических и психофизиологических параметров испытуемых;
— средства первичной обработки данных: кодировочный лист — для записи кода (шифра) признака; суммирующие таблицы — для сведения данных в форму; дискеты;
— средства машинной обработки данных: калькулятор; компьютеры;
— средства иллюстрации результатов количественного анализа: график (полигон, гистограмма, диаграмма) — геометрическое представление распределения признаков; таблица — форма для группировки данных по ряду признаков;
— средства регистрации событий, фактов: магнитофон, фотокамера, телекамера.
При разработке инструкции испытуемым необходимо помнить, что в инструкции не должно быть лишних предложений (в одном предложении не более 11 слов). Если инструкция получается длинной, то необходимо выделять в ней смысловые блоки. Перед тем как применять инструкцию в исследовании, необходимо провести ее предварительную апробацию на группе в 5 — 15 человек, тем самым убедиться в ее понятности.
Хорошо, когда в психологическом исследовании испытуемые имеют личный интерес к достижению объективности 'информации исследования. В этом случае не так остро встает вопрос о мотивировании испытуемых. Мотивирующим фактором выступает обещание экспериментатора рассказать о результатах исследования и дать им краткий комментарий. Не следует давать результаты исследования испытуемым в письменном виде (непонятное таит в себе опасность).
При инструктировании обследуемых следует помнить, что:
— для всех испытуемых должна быть одна и та же инструкция;
— нельзя «объяснять» смысл задания после того, как зачитана инструкция (лучше повторить инструкцию);
— человек может пропустить часть информации (новизна обстановки);
— люди различаются по скорости вхождения в роль испытуемого, по склонности задавать вопросы (стремление показать свою неординарность).
Непосредственно после инструктирования испытуемых начинается процедура эксперимента, при проведении которой психологу также необходимо соблюсти ряд требований:
— эксперимент должен проводиться в одном месте для всех испытуемых;
— если шагов эксперимента много, то необходимо иметь их запись;
— перед началом эксперимента необходимо получить информацию о самочувствии всех без исключения испытуемых. Больные в эксперименте участия не принимают (за исключением случаев, когда эксперимент проводится именно с больными).
Необходимо вести протокол эксперимента. Примерная форма протокола эксперимента представлена на «рисунке 6.