Подготовка и проведение психологического исследования

Подготовка эксперимента в психологическом исследовании включает: подготовку исполнителей работ; подготовку инструментария;

разработку инструкции для обследуемых; мотивирование испытуемых;

инструктирование испытуемых.

В свою очередь подготовка исполнителей различных работ подразделяется на три этапа:

1) Инструктивно-ознакомительный этап:

— ознакомление с целями, задачами исследования, назначением предстоящих работ; характеристика объекта;

— изложение общих и специальных условий и требований участия в предстоящих работах;

— общая характеристика методики исследования, инструментария используемых технических средств.

2) Этап пробных работ:

— разбор единиц и категорий анализа их теоретического и эмпирического содержания, форм операционального выражения в инструментарии исследования;

— разбор основных процедур; демонстрация возможных действий по заполнению методических документов; комментарии о требованиях, о приемах повышения надежности и достоверности данных; разбор типичных ошибок в выполнении процедур; рекомендации по самоконтролю;

— репетиция процедур с методическими документами в лабораторных или естественных условиях с участием инструктора;

— отработка навыков, коррекция действий;

— разбор итогов репетиции.

3) Этап «наряда-задания»:

— выдача заданий, инструкций, методических учетных документов, технических средств; комплектование групп, бригад; распределение обязанностей;

— информация о формах связи с организаторами работ, о формах контроля, о порядке сдачи методических документов.

Важным моментом является выбор числа исполнителей, участвующих в исследовании. Расчет числа исполнителей проводится по следующей формуле:

где И — оптимальное число исполнителей, В — объем выборочной совокупности, Р — норма испытуемых в день (устанавливается опытным путем), Д — сроки (число дней), за которые предполагается провести исследование.

Важное требование к исполнителям: техническая грамотность в использовании приборов, устройств.

Не менее важным моментом в организации исследования является подготовка инструментария. Инструментарий — набор специально разработанных исследователем методических документов, которые служат средством выполнения отдельных задач. Инструменты создаются в соответствии с требованиями применяемого метода. Наряду с методическим инструментарием используются различные организационные и технические средства. Можно выделить следующие виды инструментария:

предназначенный для обследуемого: тесты, опросники, анкеты -задания испытуемому; бланки, карточки — набор позиций для регистрации признаков;

предназначенный для работы подготовленных сотрудников: протокол (дневник) — регистрирует последовательность событий; вопросник -предназначен для беседы с опрашиваемым; карточки, бланки;

средства инструктирования: инструкция — предписание определенных действий, их разъяснение; памятка — руководство по участию в работах; классификатор — ориентир в смысловом содержании документа;

технические средства исследования: различные приборы и аппаратура для измерения психологических и психофизиологических параметров испытуемых;

средства первичной обработки данных: кодировочный лист — для записи кода (шифра) признака; суммирующие таблицы — для сведения данных в форму; дискеты;

средства машинной обработки данных: калькулятор; компьютеры;

средства иллюстрации результатов количественного анализа: график (полигон, гистограмма, диаграмма) — геометрическое представление распределения признаков; таблица — форма для группировки данных по ряду признаков;

средства регистрации событий, фактов: магнитофон, фотокамера, телекамера.

При разработке инструкции испытуемым необходимо помнить, что в инструкции не должно быть лишних предложений (в одном предложении не более 11 слов). Если инструкция получается длинной, то необходимо выделять в ней смысловые блоки. Перед тем как применять инструкцию в исследовании, необходимо провести ее предварительную апробацию на группе в 5 — 15 человек, тем самым убедиться в ее понятности.

Хорошо, когда в психологическом исследовании испытуемые имеют личный интерес к достижению объективности 'информации исследования. В этом случае не так остро встает вопрос о мотивировании испытуемых. Мотивирующим фактором выступает обещание экспериментатора рассказать о результатах исследования и дать им краткий комментарий. Не следует давать результаты исследования испытуемым в письменном виде (непонятное таит в себе опасность).

При инструктировании обследуемых следует помнить, что:

— для всех испытуемых должна быть одна и та же инструкция;

— нельзя «объяснять» смысл задания после того, как зачитана инструкция (лучше повторить инструкцию);

— человек может пропустить часть информации (новизна обстановки);

— люди различаются по скорости вхождения в роль испытуемого, по склонности задавать вопросы (стремление показать свою неординарность).

Непосредственно после инструктирования испытуемых начинается процедура эксперимента, при проведении которой психологу также необходимо соблюсти ряд требований:

— эксперимент должен проводиться в одном месте для всех испытуемых;

— если шагов эксперимента много, то необходимо иметь их запись;

— перед началом эксперимента необходимо получить информацию о самочувствии всех без исключения испытуемых. Больные в эксперименте участия не принимают (за исключением случаев, когда эксперимент проводится именно с больными).

Необходимо вести протокол эксперимента. Примерная форма протокола эксперимента представлена на «рисунке 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: