Гендерные представления в межличностном взаимодействии

В гендерных представлениях отражены существующие модели и формы взаимодействия гендерных групп и государства. Всю совокупность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений:

– патриархатные (традиционные) гендерные представления;

К гендерным традиционно-патриархатным представлениям относятся представления о том, что существуют некоторые «естественные» основания, являющиеся базисными для всего мироустройства, изменять которые опасно, так как это может привести к разрушению всего общества. Эти основания следующие: функции и роли между мужчинами и женщинами в обществе и семье должны быть разделены. В соответствии с таким разделением за женщиной «самой природой» закрепляются жизненные ценности быть матерью, хозяйкой дома, хранительницей домашнего очага. Мужчине также «природой» предписано быть добытчиком, общественным деятелем, осуществлять связь между малой общностью — семьей и большой — обществом в целом. Таким образом, предполагается, что данные функции являются естественными и объективными, т.е. не зависящими от сознания и воли отдельного человека; и половые различия значительно существеннее индивидуальных личностных различий между людьми;

– эгалитарные гендерные представления.

В системе эгалитарных гендерных представлений социальный статус и содержание ролей мужчин и женщин не должны быть дифференцированы и иерархизированы. Эгалитарное понимание принципа равенства полов исходит их необходимости вести планомерную, активную работу по созданию равных социальных условий развития человека независимо от того, мужчина он или женщина, а не из понимания того, что общество должно стремиться к стиранию всех различий между мужчиной и женщиной. Т.е. предполагается не «усреднение» человека, превращение его в некое одномерное бесполое существо, а снятие всех тех социальных барьеров, которые как раз мешают ему проявить себя как личность.

Таким образом, эгалитарные гендерные представления — это взгляды, предполагающие равные возможности для личностной и профессиональной самореализации мужчин и женщин в разных сферах жизнедеятельности. Взгляды, отражающие ориентацию на процесс раскрытия для мужчин и женщин тех сфер, из которых они оказались вытесненными: высокотехнологичного общественного производства для женщин; и дома, семьи — для мужчин.

В результате эмпирического исследования Н.А. Нечаевой были получены два типа картин мира: патриархатная и феминистская, смысловое содержание которых позволяет их трактовать как системы патриархатных и эгалитарных гендерных представлений. В систему патриархатных гендерных представлений включены блоки: 1) оправдание доминирующего положения мужчины в обществе и жесткого разделения половых ролей; 2) убеждение в том, что главное для женщины — семья, материнство, забота о других; 3) признание ценности роли домашней хозяйки; 4) признание особой важности традиционных ролей мужчины в семье.

Н.А. Нечаева раскрывает содержание каждого из блоков следующим образом.

1) Оправдание доминирующего положения мужчины в обществе и жесткого разделения половых ролей. Носители этой группы представлений убеждены, что в настоящее время не стоит утрачивать традиционного разделения мужских и женских ролей. Оправданно, например, видеть в мужчине в первую очередь главу семьи, добытчика, а в женщине — мать, жену.

Разделение и закрепление ролей, по их мнению, должно существовать не только в семье, но и в обществе. Поэтому, правильно считается, что существуют такие мужские сферы, где участие женщины должно быть ограниченно — в армии, политике, дипломатии. Они полагают, что женщины по своей природе таковы, что для их счастья меньше, чем для счастья мужчин, нужны лидерство, успехи и завоевания на каком-то общественном поприще. Они думают, что традиция более активного выдвижения мужчин на руководящие должности оправданна. Следовательно, не стоит стремиться к тому, чтобы в сфере управления количество мужчин и женщин было одинаковым.

2) Убеждение в том, что главное для женщинысемья, материнство, забота о других. Сторонники этой группы гендерных представлений считают, что для женщины, даже если она работает и имеет широкие интересы, семья является самым важным и дорогим в жизни. При этом они убеждены, что какие бы новые взгляды ни возникли в обществе, женщина — прежде всего мать, важнейшее ее предназначение — рождение и достойное воспитание детей. Эта роль — главная среди всех других ее ролей. Забота о других членах семьи — детях, муже, родителях — настолько важна, что достойна быть главным в ее жизни; это не обедняет, а облагораживает женщину как личность. Эти люди предпочитают семейные отношения, при которых жена в значительной мере подчиняет свои интересы интересам мужа. Они одобряют в первую очередь тех женщин, которые появляющееся у них свободное время посвящают дому, детям, даже если их собственные интересы не будут реализованы в полной мере. Истинный смысл любви для женщины, с их точки зрения, заключается в том, чтобы войти в мир мужчины, стать его другом, раствориться в нем, даже жертвуя многим ради него.

3 ) Признание ценности роли домашней хозяйки. Люди, разделяющие эти гендерные представления, считают неоправданным то, что в нашем обществе мало ценится роль домашней хозяйки. По их мнению, посвятив себя дому и детям, можно найти не меньший простор для самореализации, чем работая по специальности. Роль домашней хозяйки должна быть такой же достойной и престижной, как профессиональная деятельность.

4 ) Признание особой важности традиционных ролей мужчины в семье.

Носители этой группы гендерных представлений убеждены, что семья будет более крепкой, если настоящим ее главой и опорой будет мужчина. Они думают, что утрата мужчиной роли «кормильца» плохо сказывается на семейных отношениях. Необходимо, чтобы именно мужчина зарабатывал достаточно для обеспечения семьи, внося главный вклад в семейный бюджет. Для них более привлекательны семейные отношения, при которых для мужа главным в жизни является его дело, работа, жена относится к этому с пониманием, принимает эти условия, стремится обеспечить мужу надежный «тыл», видя смысл своей жизни в том, чтобы любить и быть любимой.

В систему эгалитарных гендерных представлений включены блоки: 1) отвержение доминирующего положения мужчины в обществе и неприятие жесткого закрепления ролей; 2) отрицание того, что главное в жизни женщины — семья, материнство, забота о других; 3) непризнание особой ценности роли домашней хозяйки; 4) непризнание важности традиционных ролей мужчины в семье.

1) Отвержение доминирующего положения мужчины в обществе и неприятие жесткого закрепления ролей. Носители этой группы гендерных представлений убеждены в том, что в современном обществе не следует сохранять разделение и закрепление ролей по признаку пола. И мужчины и женщины могут жить без строго предписанных ролевых обязанностей. С их точки зрения, женщины по своей природе не в меньшей степени лидеры, чем мужчины; для их счастья в такой же степени важны успехи и достижения на общественном, профессиональном поприще. Однако условия нашей жизни не дают этим качествам женщин развернуться в полной мере. Мужчины не должны доминировать как в обществе в целом, так и во властных структурах.

2) Отрицание того, что главное в жизни женщины — семья, материнство, забота о других. Люди с этими гендерными представлениями считают более приемлемым такой взгляд, согласно которому семья в жизни женщины не ставится во главу угла. Она важна, но главными у женщины могут быть другие потребности и интересы. Они думают, что материнство, конечно, само по себе важно. Но женщина все-таки сама должна решить, является ли роль матери для нее центральной. Такой ролью может быть вовсе не рождение и воспитание детей, а, например, работа, профессия или что-то другое. Они предпочитают семейные отношения, при которых жена абсолютно самостоятельна в своих интересах и не подчиняет их интересам мужа.

3) Непризнание особой ценности роли домашней хозяйки. Носители этой группы представлений убеждены в оправданности того, что роль домашней хозяйки, посвятившей себя дому и детям, считается в обществе незавидной для женщины, непрестижной и малопривлекательной. Такое отношение обусловлено невозможностью домашней хозяйке реализовать себя в такой же мере, как женщине, работающей вне дома по какой-либо специальности

4) Непризнание важности традиционных ролей мужчины в семье. Эти люди убеждены, что семья будет более крепкой, если роль главы семьи либо вообще отсутствует в отношениях, либо не считается обязательно мужской. Утрата мужчиной другой традиционной роли («кормильца») также не оказывает, с их точки зрения, негативного влияния на семейные отношения. Пусть женщина вносит в бюджет равный или даже больший вклад — в этом нет ничего плохого. Для них более привлекательны семейные отношения, при которых и для мужа, и для жены главным в жизни является их работа, а надежный «тыл» по мере возможности обеспечивают оба.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: