Гендерный конфликт. Типы гендерных конфликтов

Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей соответствовать этим представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. На всех уровнях функционирования социальной реальности гендерные конфликты порождаются дифференциацией гендерных ролей.

В соответствии с выделенными уровнями анализа гендерных ролей можно рассмотреть и три типа конфликтов, которые могут быть вызваны ситуацией рассогласования традиционного полоролевого поведения и потребностями личности в изменении содержания предписанных гендерных ролей.

На макроуровне гендерный конфликт представляет собой социальный конфликт. В основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей. В упрощенном виде гендерный конфликт на макросоциальном уровне можно рассмотреть как конфликт интересов, т.е. борьбу женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе. Во всех современных обществах женщины по сравнению с мужчинами обладают более низким статусом, следовательно, они имеют меньше власти и меньше доступа к принятию решений, важных для общественного развития. «До сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины».[16]

В обществах нет баланса между «публичными» сферами жизни, где доминируют мужчины, и «приватными» сферами, где «правят» женщины. Материнство, как и ранее, используется в качестве основного аргумента для закрепления за женщинами основной ответственности за дом и семью и их отстранения от принятия ключевых решений в экономике и политике. В результате основные мужские цитадели — международная дипломатия, вопросы вооружения, операции на рынке ценных бумаг, распределение государственного бюджета — остаются неприступными. Таким образом, управление государством осуществляется преимущественно мужской частью населения, составляющей в правительствах и парламентах всех стран подавляющее большинство, а это приводит к доминированию тех ценностей, которые связаны в первую очередь с удовлетворением их собственных интересов.[17]

Ситуация становится конфликтной, когда имеет место не только осознание противоречивых позиций двух сторон (когнитивный аспект),но это осознание вызывает у участников конфликта негативные эмоциональные переживания (эмотивный аспект) и побуждает к активным действиям (конативный аспект), направленным на устранения этого противоречия. В ситуации гендерного социального конфликта осознание женщинами их более низкого по сравнению с мужчинами статуса в обществе и несогласие с таким установившимся порядком может проявиться в активизации женских движений за свои права (первая и вторая волна феминизма). В последнее время данный вид конфликта в демократически ориентированных обществах становится институционализированным, т.е. разрешается законодательным путем.

Так, например, Швеция лидирует среди западных стран в области законодательства, гарантирующего соблюдение равенства полов. Доля женщин, имеющих оплачиваемую работу, очень высока: в 1986 году она равнялась 80 % для женщин в возрасте от 16 до 64 лет. Любой гражданин Швеции может получить государственное пособие на ребенка, составляющее около 90 % средней заработной платы; выплаты начинаются за месяц до рождения и заканчиваются, когда ребенку исполнится шесть месяцев. Родители договариваются между собой, кто из них возьмет отпуск по уходу за ребенком, и в зависимости от их решения шестимесячное пособие выплачивается либо матери, либо отцу. В Австрии изменена система отпусков по уходу за ребенком, что дало возможность мужчинам воспользоваться таким отпуском. А в Дании в 1997 году внесены изменения в законодательство, обеспечивающие мужчинам и женщинам равные права на занятость и отпуск по уходу за ребенком. Сейчас в этой стране отец ребенка вправе взять еще две недели отпуска по уходу за ребенком. Парламент Италии в 1999 году также принял закон, согласно которому работающие мужчины и женщины вправе отказаться от работы в ночное время, если ребенку нет 3 лет, а также если один из родителей воспитывает ребенка до 12 лет или оба супруга ухаживают за инвалидом. Равные права на отпуск по уходу за ребенком мужчинам и женщинам гарантирует Кодекс законов о труде и Кодекс социальной защиты семьи в Польше.

На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональной сферах. При изучении гендерных конфликтов на этом уровне важным является определение поведенческих стратегий, способствующих конструктивному разрешению возникших противоречий. Известны три основные стратегии поведения в ситуации межличностного конфликта. Первая стратегия относится к силовым стратегиям поведения, она направлена на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. Она описывается в терминах доминирования, конкуренции, соперничества. Поведение характеризуется напористостью, использованием жестких аргументов, выставлением ультимативных требований, эмоциональным давлением на партнера. Другую стратегию взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания существования конфликта, нежелания решать имеющуюся проблему. Другая форма ухода от конфликта — это уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами и целями. В тех случаях, когда уступчивость ничем не оправдана, она расценивается, как неспособность отстаивать свои интересы, как неконструктивный подход к разрешению конфликта. Третья стратегия — переговорная — расценивается как наиболее эффективный путь к разрешению межличностных конфликтов. Суть переговоров заключается в выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

Поведение в рамках традиционной мужской роли характеризуется напористостью, доминантностыо, ориентацией на контроль и успех. Считается, что поведение мужчин по сравнению с поведением женщин характеризуется большей рациональностью и взвешенностью решений. Женское традиционное ролевое поведение, напротив, должно отличаться уступчивостью, покладистостью, принятием другого и проявлением сочувствия к его проблемам.

Гендерный стереотипы закрепления социальных ролей за определенным полом и установки влияют на возникновение гендерных конфликтов и на интраиндивидуальном уровне. Эти ролевые конфликты называются внутриличностными и представляют собой внутреннее состояние человека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения. Внутриличностные конфликты представляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми (или трудно совместимыми) интересами, потребностями, представлениями, ролями. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Ситуацию внутриличностного конфликта человек воспринимает и переживает как психологическую проблему, требующую своего разрешения. Внутриличностный конфликт порождается амбивалентными стремлениями субъекта, которые ограничивают возможности нормального функционирования личности.

образом, внутриличностные конфликты представляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми (или, по меньшей мере, трудно совместимыми) интересами, потребностями, представлениями, ролями. Ситуацию внутриличностного конфликта человек воспринимает как психологическую проблему, требующую своего разрешения.

И.С. Клецина выделяет следующие типы гендерных внутриличностных конфликтов:

– ролевой конфликт работающей женщины,

– конфликт боязни успеха,

– экзистенциально-гендерный конфликт.[18]

Наиболее ярким проявлением столкновения традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности служит феномен, который в социально-психологической литературе описан как «ролевой конфликт работающей женщины». Под ролевым конфликтом понимается специфический тип конфликта, возникающий в случае переживания индивидом несовместимости требований, связанных с одновременным выполнением им нескольких ролей, противоположных друг другу.[19] Личность выполняет не одну, а несколько ролей, т.е. ее можно рассматривать как систему ролей, которые исполняет человек в социальных группах разной степени общности (гражданин — руководитель предприятия — сын — муж — друг). Каждая из этих ролей имеет свое собственное содержание: образец действий, возможных реакций на поступки других людей, определенные навыки и умения. Безусловно, на сочетаемость этих ролей обществом наложены некоторые ограничения,что и обеспечивает социальный порядок и социальную стабильность, но бывают такие ситуации, когда разные социальные роли одной и той же личности вступают в противоречие. Противоречие между не сочетающимися ролями тем острее, чем более значимыми эти роли являются для личности. Существуют так называемые эталонные роли, наиболее важные для человека, через которые он реализует себя в первую очередь. Чаще всего столкновение эталонных ролей представляет собой наиболее трагичную ситуацию в случае внутриличностного конфликта.[20]

Таким образом, ролевой конфликт выступает специфическим типом внутриличностных и (или) межгрупповых конфликтных взаимодействий.[21] Ролевой конфликт проявляется в форме переживаний, возникающих по поводу невозможности или трудности реализовать одновременно несколько различных ролей, а также с различным пониманием требований, предъявляемых к одной роли самой личностью, и ее окружением.

Этот внутриличностный конфликт возникает вследствие большого количества социальных ролей, которые выполняет женщина, и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей. Конфликт между ролями чаще возникает, если женщина в равной мере ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью. В этом случае предписания различных социальных ролей, выполняемых личностью, препятствуют их успешной реализации. Ролевой конфликт работающей женщины рассматривается как комплекс субъективных негативных переживаний, возникающих у женщины, при отрицательной оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах.[22] К субъективным факторам, порождающим ролевой конфликт, относятся повышенное чувство ответственности; высокий уровень притязаний; патриархатные установки по отношению к семье.

Симптомы, связанные с ролевым конфликтом и ролевой перегрузкой, включают соматические нарушения, депрессию, навязчивые состояния, тревогу, дискомфорт, неудовлетворенность, гнев и враждебность. Перегруженность женщин женской ролью зависит от системы социальной поддержки, стиля адаптации и самооценки и от того значения, которое эти роли играют для женщин (McВride, 1990).

Наиболее выраженный деструктивный показатель ролевого конфликта — это чувство вины, которое рождается из модели восприятия женщиной своих ролей. Часто это связано с синдромом суперженщины: иметь в жизни все (замужество, дети, карьера) и превосходно выполнять свои обязанности.[23] Чувство вины характеризуется высокой устойчивостью и множеством сфер проявления, это — отношение женщины к детям, супругу, работе, самой себе. Поведение, вызванное чувством вины, является компенсаторным, оно побуждается глубокой потребностью оправдания, что сделано что-то неправильно, и это необходимо исправить. Чувство вины побуждается неосознаваемыми мотивами и поэтому не поддается самокоррекции.[24]

В отношении к детям компенсаторное поведение проявляется в таких формах, как покупка ребенку большого количества игрушек, особенно если мать была в командировке или задержалась на работе; выполнение всех желаний ребенка; чрезмерное беспокойство о физическом самочувствии ребенка. Сверхопека и сверхзабота как проявления компенсаторного поведения стимулирует развитие у ребенка тревожности, несамостоятельности, неумению принимать решения. Дети, используя ситуацию, стремятся еще в большей мере вызвать чувство вины у матери, чтобы управлять ее поведением.

В отношениях с мужем чувство вины проявляется в том, что женщина сама берет на себя большую часть домашней работы, стремясь компенсировать несоответствие идеализированному образу «хозяйки дома». Женщины выполняют 70 % работы по дому и воспитанию детей, в то время как мужья — не больше 30 %.[25] Чувство оправдания себя, возникающее, когда женщина выполняет практически всю домашнюю работу, поддерживается все еще широко распространенными традиционно-патриархатными представлениями о семейных обязанностях женщины.

В отношении к работе чувство вины проявляется в отказе от профессиональных достижений и карьеры, женщина не предпринимает действий, которые помогут ей продвигаться по служебной лестнице. Феномен «отказа женщины от карьеры» порождается в значительной мере архаичными представлениями о том, что, делая карьеру, женщины теряют свою женственность. Кроме страха потери женственности женщина может испытывать чувство вины по отношению к мужу из-за того, что в силу занятости по работе она уделяет ему мало внимания, тепла и заботы.

Чувство вины проявляется и в отношении женщины самой к себе. Работающая женщина чувствует себя виноватой перед семьей, когда она тратит время на себя, она убеждена, что личные дела — это дела, которыми следует жертвовать в первую очередь, этот феномен описан в литературе как «синдром самопожертвования». Женщина утверждает, что у нее «не доходят руки до себя», она не может позволить себе заниматься спортом, тратить время на общение с подругами, походы к портнихе или косметологу.[26]

В то же время, исследования влияния работающих матерей на развитие их детей в целом обнаруживают позитивные эффекты. Материнская занятость оказывает позитивное влияние на детей и подростков, в особенности на дочерей; они более уверены в себе, получают в школе более высокие оценки и с большей вероятностью выбирают нетрадиционную карьеру, в отличии от дочерей неработающих матерей (Caruso, 1996).

Вторым типом гендерного внутриличностного конфликта является конфликт боязни успеха. Феномен «страх успеха» был выявлен и описан Мартиной Хорнер. Успех вызывает у женщины тревогу, т.к. ассоциируется с нежелательными последствиями — утратой женственности, потерей значимых отношений и социальным отторжением. Внутренний конфликт порождается ситуацией невозможности выбора между двумя значимыми сферами жизнедеятельности: профессиональной и сферой значимых отношений, которые представляется для женщины взаимоисключающими.

Вслед за М. Хорнер многие зарубежные исследователи считали страх успеха чертой, изначально присущей женской природе, рассматривали его как глубинный психологический барьер, имеющий место в женской психике. Исследования в области гендерной психологи позволяют рассматривать феномен мотивации страха или избегания успеха как специфическое психологическое состояние, сопровождающееся внутренним конфликтом, которое возникает в определенных социальных условиях и жизненных ситуациях и может быть преодолено. Мотивационная гипотеза, т.е. рассмотрение страха успеха как интрапсихической характеристики, уступила место когнитивной гипотезе, в рамках которой утверждается, что состояние избегания успеха формируется под влиянием социокультурной среды и полоролевых стереотипов. Женщины испытывают тревогу не по поводу достижений вообще, а лишь в тех областях, где они нарушают общепринятые полоролевые нормы. Успех в деловой сфере, особенно нетипичной для женщин, ассоциируются с нежелательными для женщины последствиями в личной жизни. Большинство женщин, стремясь разрешить данный внутренний конфликт, ориентированы в сторону выбора, который направлен на отказ от карьеры, профессиональных успехов и достижений.

Исследование страха успеха, проведенное отечественным психологом Г.В. Турецкой (1998), позволило прийти к следующим выводам:

1) центр тяжести этого феномена находится не во внутриличностной сфере, а вовне, в контексте отношений и культуры в целом;

2) страх успеха как социально-психологическое явление присущ нашей культуре;

3) удельный вес характеристик ранней социализации в раскрытии феномена страха успеха очень высок;

4) уровень проявления страха успеха зависит от степени эгалитарности взглядов, полотипичночти выбранной сферы деловой активности и «населенности» этой сферы другими женщинами.[27]

Еще одним примером внутриличностного конфликта, порождаемого гендерным стереотипом закрепления социальных ролей за определенным полом, является экзистенциальная кризисная ситуация. Это ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обретению смысла своего бытия. Экзистенциальный конфликт может быть инициирован событиями или внешними обстоятельствами, которые неожиданно ставят человека лицом к лицу с фундаментальными вопросами его жизни, например принятие важных необратимых решений, разрушение некоторых фундаментальных смыслообразующих моделей поведения или способов взаимодействия с другими. Он затрагивает наиболее важные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.[28]

Так, мужчины, воспринимающие профессиональную деятельность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенциального конфликта в случае потери работы или выхода на пенсию. «Шок отставки», связанный с потерей значимого места в обществе, разрывом связей с референтной группой, утратой значимой социальной роли в сознании таких мужчин отражен как «потеря главного смысла жизни», а на эмоциональном уровне отмечен всеми признаками острого стрессового расстройства. Женщины, реализуя «истинно женское предназначение быть матерью и хранительницей домашнего очага», часто переживают экзистенциальный кризис в период психологического отделения повзрослевших детей от семьи. Если раньше вся жизнь женщин была насыщена эмоциональной и бытовой заботой о детях, то теперь, когда такое привычное течение жизни нарушается, возникает ощущение пустоты, ненужности, бессмысленности жизни. Живя жизнью детей, многие женщины совсем забывают о своей собственной жизни.

Экзистенциальный конфликт, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни и ее наиболее существенных составляющих, своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление конфликта является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств и условий жизни.

Вероятность внутриличностных гендерных конфликтов возрастает, если человек, вопреки своим желаниям и потребностям, следует социокультурным предписаниям (например, «Мужчины так себя не ведут»; «Женщины так не поступают») и подчиняет свои индивидуальные поведенческие проявления традиционным нормативным моделям мужской и женской роли.

Возникает естественный вопрос, почему одни люди переживают гендерные конфликты, а другие нет? Ответить на этот вопрос можно используя концепцию социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тернера. У гендерных стереотипов появляется возможность влиять на поведение в том случае, когда в Я-концепции гендерная идентичность «выходит» на первый план. Личность начинает воспринимать себя и других членов свой половой группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентированию воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к другой группе. Индивид выбирает свою половую группу как наиболее «выпуклую» группу, которая особенно значима для выработки взгляда на мир. Жесткая привязанность к группе, естественно, влияет на восприятие и понимание социального мира как такового.[29]

Чем большее значение в структуре Я-концепции имеет личностная идентичность, тем в меньшей мере человек будет подвержен влиянию гендерных стереотипов и в большей степени способен к адекватному поведению, не предполагающему глубокую вовлеченность в ситуацию внутриличностных конфликтов. Таким образом, можно заключить, что в большей мере подвержены внутренним конфликтам гендерного типа индивиды, у которых гендерная идентичность, как составляющая их социальной идентичности, занимает ведущее положение в структуре их Я-концепции.


[1] Психология. Словарь; под ред. А.И. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1991. С. 346.

[2] Клецина И.С. Психология гендерных отношений. С. 167.

[3] Берн Ш. Гендерная психология. С. 129.

[4] Беларусь: выбор пути. Национальный отчет о человеческом развитии // Гендерные измерения белорусского образа жизни. Мн., 2000. С. 70.

[5] Беларусь: выбор пути. Национальный отчет о человеческом развитии // Гендерные измерения белорусского образа жизни. С. 70.

[6] Берн Ш. Гендерная психология. С. 137.

[7] Там же. С. 144.

[8] Берн Ш. Гендерная психология. С. 148.

[9] Берн Ш. Гендерная психология. С. 167.

[10] Введение в гендерные исследования; под ред. И.А. Жеребкиной. С. 336.

[11] Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 342.

[12] Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т.V. Вып.1-2 (15-16). 2003. С. 120-139.

[13] Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности. М.: РОССРЭН, 2005. С. 178.

[14] Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2003 / Минстат Республики Беларусь. Минск, 2003.

[15] Клинико-эпидемиологическое исследование суицидального поведения среди жителей г. Минска: Методические рекомендации / В.Б. Позняк, А.П. Гелда, Е.В. Ласый и др. Мн.: БГМУ, 2001.

[16] Гидденс Э. Социология. С. 164.

[17] Малышева М.М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: Академия, 2001.

[18] Клецина И.С. Психология гендерных отношений. С. 343.

[19] Бобосов Е.М. Основы конфликтологии. С. 384.

[20] Конфликтология. Ростов-на-Дону, 2000. С. 110.

[21] Бабосов Е.М. Основы конфликтологии. С. 145.

[22] Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. № 4.

[23] Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 84.

[24] Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 65.

[25] Гурко Т., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия; под ред. А.И. Антонова. М., 1995.

[26] Клецина И.С. Гендерный подход и внутриличностные конфликты // Женщина. Образование. Демократия. Мн.: ООО «ЭНВИЛА», 2000. С. 277.

[27] Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. № 1.

[28] Психология: учебник; под ред. А.А.Крылова. Гл.18. М., 1998.

[29] Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: