Функции и формы физической культуры

Физическая культура оказывает влияние на самые важные стороны жизни людей. Причем это влияние ощущают на себе не только люди, занимающиеся физическими упражнениями, но и те, которые не вовлечены в сферу ее воздействия (к примеру, жизнь страны или города, проводящего Олимпийские игры, заметно меняется). Приобретая массовый характер, физическая культура становится серьезным общественным явлением. Чтобы понимать роль физической культуры, необходимо изучить ее основные функции и формы в обществе.

2. Функции физической культуры

Слайд 9. Под функцией физической культуры можно понимать объективно присущие ей свойства воздействовать как на человека, так и на другие сферы общественной жизни. Принято различать общекультурные и специфические функции физической культуры.

К общекультурным относятся следующие функции:

-   духовного воспитания;

-   экономическая;

-   досуга;

-   познавательная.

Функция духовного воспитания. Поскольку человек един во всех своих проявлениях, то его физкультурно-спортивная деятельность затрагивает не только сердечно-сосудистую, нервно-мышечную системы, но и всю духовную сферу: мышление, восприятие, память, внимание, поведение, мораль и др.

Для того, чтобы научиться выполнять какое-либо физическое упражнение, развить физические качества, овладеть секретами мастерства в избранном виде спорта, нужно проявить трудолюбие, целеустремленность и волю, иногда и смелость, нужно сконцентрировать внимание, активизировать мышление, воображение, память и т.д. Поэтому можно смело сказать, что грамотно организованные, систематические занятия физическими упражнениями способствуют развитию психологических и личностных качеств человека.

Эстетические взгляды и потребности у активно занимающихся физическими упражнениями применительно к двигательной деятельности, несомненно, более совершенны, чем у незанимающихся. При этом сама двигательная деятельность первых более экономична, красива и результативна.

Если говорить о влиянии физической культуры на поведение человека и его мораль, то следует иметь в виду, что реальные воспитательные возможности физической культуры зависят не столько от ее специфических функций, сколько от принятых в обществе моральных установок. Так, с помощьюфизической культуры можно воспитать прямо противоположные свойства личности: эгоизм и коллективизм, чувство сострадания и жестокость, порядочность и бессовестность.

Экономическая функция. С одной стороны физическая культура как отрасль народного хозяйства, требует для своего развития финансовых затрат, с другой выступает как одна из довольно выгодных сфер капиталовложений.

Экономическая ценность физической культуры видна на следующих примерах:

- производительность труда у людей систематически занимающихся физическими упражнениями выше на 3-5%;

- потери рабочего времени по причине простудных заболеваний, бытового и производственного травматизма у них снижены в 2-3 раза;

- занятость работников на предприятиях выпускающих продукцию для нужд физической культуры и спорта положительно отражается на экономике и производстве;

- оказание платных услуг: предоставление в аренду спортивных сооружений и инвентаря; продажа населению абонементов и разовых билетов на посещение катков, кортов, бассейнов, тренажерных залов и т.п.;

- продажа билетов на зрелищные физкультурно-спортивные мероприятия;

- трансляция матчей, соревнований и др.;

- размещение рекламы.

Функция досуга. Как известно, досуг- это свободное от основной работы время, используемое человеком для своего духовного и физического развития, для самообразования, общественной деятельности и т.д.

В настоящее время в сфере досуга физическая культура используется в двух направлениях:

- активные занятия физкультурой и спортом, позволяющие удовлетворять разнообразные индивидуальные интересы и потребности людей. Например, развивать физические качества, компенсировать дефицит физических нагрузок, поддержать уровень физического состояния, развлечься, пообщаться и т.д.

- опосредованное «потребление» физической культуры через различные средства массовой информации, а именно чтение спортивной прессы, прослушивание спортивных репортажей, просмотр спортивных передач, посещение стадионов в качестве зрителя. Конечно, такие формы досуга не идут по своей реальной пользе ни в какое сравнение с активными занятиями физическими упражнениями, но их нельзя считать бесполезной тратой времени.

Познавательная функция. В процессе активной двигательной деятельности человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные возможности. Кроме того, физкультурная и особенно спортивная практика раскрывает обществу человеческие возможности ранее ему неизвестные. Об этом можно судить по динамике мировых рекордов. Спорт высших достижений является своеобразной моделью для познания воздействия максимальных физических и психических нагрузок на организм человека.

К специфическим функциям физической культуры относятся:

-   функция физического воспитания;

-   оздоровительная функция;

-   соревновательная функция.

Функция физического воспитания. Общество посредством физического воспитания стремится приобщить людей к ценностям физической культуры. Материальные и духовные ценности не значимы сами по себе, а только тогда, когда человек, приобщенный к физической культуре, данные ценности осваивает, с пользой применяет и по возможности развивает. От этого выигрывают и общество и сам человек.

Оздоровительная функция. Физическая активность - одно из важных условий жизни и развития организма. Человек рождается с потребностью двигаться. Двигательная активность необходима ему, так же как потребность в пище, кислороде,воде. Научно доказано, что импульсы, идущие от работающих мышц, оказывают выраженное влияние на внутренние органы человека. Поэтому, грамотное систематическое выполнение физических упражнений, не только способствует развитию физических качеств и овладению движениями, но и совершенствует деятельность всех систем организма.

Решение оздоровительных задач с помощью физической физкультуры достигается не только с помощью физических упражнений, но и широким применением оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. Закаливание, сбалансированное питание, соблюдение режима сна, личной гигиены в сочетании с разумными физическими нагрузками значительно укрепляет здоровье, повышает работоспособность и обеспечивает творческое долголетие.

Соревновательная функция. Подавляющее большинство современных видов спорта основано на активной двигательной деятельности. Следовательно, такой спорт является неотъемлемой составной частью физической культуры. Особенность спортивной деятельности основана на обязательном наличии в ней элемента состязания, стремления к постоянному превышению достигнутого, к максимальному результату. Занятия физическими упражнениями без такого стремления превращаются в обычную игру или физическое воспитание, где целью выполняемых движений может быть развитие физических качеств, укрепление здоровья, получение удовольствия, снятие утомления, но не максимальное развитие своих способностей.

3.Формы физической культуры

Для удовлетворения многообразных потребностей человека в процессе трудовой деятельности и в быту сформировались «отрасли» физической культуры, которые можно назвать ее формами.

 

Слайд 10. Основные формы физической культуры в обществе:

1. Физическое воспитание. Оно представлено в сфере обучения и воспитания.

2. Профессионально-прикладная физическая культура, представленная в сфере обучения и воспитания и в трудовой деятельности.

3. Производственная физическая культура, существующая в сфере трудовой деятельности.

4. Оздоровительная физическая культура, используемая в сфере досуга, быта и медицины.

5. Спорт (досуг и профессиональная спортивная деятельность).

Физическое воспитание. Физическое воспитание является одной из самых значимых форм физической культуры. Физическое воспитание включено в систему всех уровней образования и воспитания в качестве обязательного предмета. Основное назначение физического воспитания в обществе состоит в обеспечении общей физической подготовки и общего физического образования учащейся молодежи. Иными словами, оно предназначено для создания базы физической подготовленности (отсюда термин «базовая физическая культура»).

Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении.

В высшем учебном заведении «Физическая культура» представлена как обязательная учебная дисциплина гуманитарного образовательного цикла и важнейшая составляющая целостного развития личности, направленная на достижение психофизической готовности специалиста, завершившего образование, к профессиональной деятельности. Результатом обучения в области физической культуры должно быть достижение оптимального уровня физической подготовленности, создание мотивации к здоровому образу жизни, приобретение знаний и умений осуществлять свою собственную физкультурно-спортивную деятельность.

Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» осуществляет в целенаправленном процессе физического воспитания. Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» и др.).

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия составляют основу физического воспитания студентов и проводятся в форме:

- теоретических, практических и контрольных. Теоретический раздел программы реализуется на курсовых лекциях и семинарских занятиях, практический - наметодико-практических и учебно-тренировочных занятиях, контрольный раздел - на контрольных и зачетных занятиях;

- методико-практических и учебно-тренировочных занятий по выбору студентов;

- индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

- самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Слайд 12. Содержание теоретической части учебного модуля «Физическая культура» имеет следующие темы: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Биологические основы физической культуры», «Физическая подготовка в системе физического воспитания», «Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Профессионально-прикладная физическая подготовка».

 

Внеучебные занятия организуются в форме:

- физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

- занятий в спортивных секциях;

- самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

- массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники и др.).

 

Слайд 13. Профессионально-прикладная физическая культура.

Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Основная причина появления ППФК обусловлена тем, что каждая профессия имеет свою специфику, предъявляет свои требования к специалисту, в том числе к его психическим и физическим качествам.

Общей физической подготовки, осуществляемой в учебных заведениях, часто недостаточно для формирования нужного уровня психофизической готовности к профессии. Поэтому необходима специальная подготовка, направленная на развитие физических и психических качеств, на формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в соответствии с требованиями и особенностями профессии.

Например, учебный труд и труд историков (согласно направлению подготовки), относится к категории умственного и характеризуется, как правило, небольшой двигательной активностью сочетающейся со значительной статической нагрузкой на мышцы шеи, плечевого пояса, позвоночник из-за типичного положения сидя, и часто высоким нервно-эмоциональным напряжением.

Такие особенности труда вместе с неблагоприятными внешними условиями (чаще всего это работа в душном помещении с большим числом компьютеров) приводят к головным болям, понижению мышечного тонуса, слабости мышц брюшного пресса, спины, ног, ухудшению осанки и ослаблению функций дыхания, кровообращения, пищеварения и др.

Для эффективной умственной деятельности и профилактики заболеваний людям, занимающимся преимущественно умственным трудом, рекомендуется включать в свою профессионально-прикладную физическую подготовку занятия циклическими упражнениями на открытом воздухе, спортивными и подвижными играми, комплексы упражнений для тренировки сосудов головного мозга, гибкости позвоночника и развития силы отдельных мышечных групп, испытывающих наибольшую статическую нагрузку.

Производственная физическая культура. Основное назначение производственной физической культуры заключается в содействии повышению производительности труда. Применение средств физической культуры, в данном случае направлено на повышение профессиональной работоспособности за счет снижения утомляемости и ускорения восстановительных процессов. Кратковременные физические нагрузки, чередующиеся с умственным трудом, повышают общий эмоциональный тонус, создают устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против утомления.

 

Слайд 14. Формами занятий производственной физической культурой являются вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурные занятия в обеденный перерыв и в послерабочее время.

1. Вводная гимнастика - ее цель достижение быстрейшего врабатывания организма в предстоящий трудовой процесс. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Выполняемый в течение 5-7 минут комплекс из 5-6 легких ОРУ активизирует деятельность органов и систем, которые играют ведущую роль в трудовом процессе. Если предстоит выполнение интенсивной умственной работы, то рекомендуется включить в комплекс различные упражнения для кисти и пальцев.

2. Физкультурная минутка используется для расслабления и кратковременного отдыха. Физкультурная минутка проводится на рабочем месте в течение 1-5 минут.

С ее помощью можно устранить чрезмерное нервно-психическое напряжение, нормализовать мозговое и периферическое кровообращение, улучшить циркуляцию внутриглазной жидкости, дать быструю разрядку отрицательным эмоциям и др.

Например, работая за столом или компьютером, человек вынужден длительное время фиксировать взгляд на точках расположенных на одном и том же расстоянии. Это вызывает перенапряжение двигательных мышц глаз. Поэтому рекомендуется в течение рабочего дня неоднократно переводить и фиксировать взгляд на далеко отстоящих точках, выполнять разнообразные движения глазами (повороты, вращения и др.). Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, тем самым, помогая поддерживать работоспособность глазодвигательного аппарата.

3. Физкультурная пауза предназначена для получения краткосрочного активного отдыха и профилактики снижения работоспособности. Физкультурная пауза выполняется обычно через 2 - 2,5 часа после начала работы в первой и второй половине дня. Она состоит из 5-8 упражнений, учитывающих особенности рабочей позы, совершаемых движений, степень тяжести и эмоционально-психологическую напряженность труда.

Физические упражнения, используемые в паузах для отдыха, подбираются таким образом, чтобы их сложность и интенсивность максимально соответствовали напряженности деятельности: чем утомительнее работа, тем меньшей должна быть интенсивность мышечной нагрузки. Работающим сидя рекомендуется включать упражнения, выполняемые преимущественно стоя.

Положение сидя - не единственное, но наиболее частая рабочая поза у людей умственного труда. При длительном нахождении в таком положении происходит нарушение кровообращения - переполняется венозная система брюшной полости, области таза, ног. Затрудняются условия для дыхания. Многие мышечные группы испытывают длительную статическую нагрузку. Положение сидя вызывает также хроническую перегрузку позвоночника. Чтобы нейтрализовать последствия такой позы, необходимо проделывать профилактические упражнения. Следует отдавать предпочтение упражнениям с участием крупных мышечных групп, упражнениям на гибкость позвоночника, а также упражнениям, активизирующим систему мозгового кровообращения.

4. Физкультурные занятия в обеденный перерыв и в послерабочее время (сауна, массаж, игры, занятия на тренажерах и др.) способствуют активизации восстановительных процессов и оптимизации состояния.

Людям, работающим длительное время в помещении, рекомендуется пребывание в обеденный перерыв на открытом воздухе, прогулка после работы.

 

Типичные признаки производственной физической культуры:

- физические упражнения берутся не произвольно, а с обязательным учетом содержания и характера труда;

- целесообразны простые и легкие для выполнения упражнения;

- физические нагрузки не носят развивающего характера и по своей величине являются умеренными, не вызывающими утомления;

- продолжительность занятий кратковременна и не превышает 10 минут. Для восстановления работоспособности более целесообразны короткие паузы после каждого цикла работы, чем длительные. Длительные паузы приводят к угасанию «рабочего настроения» и для последующего продолжения работы в этом случае необходим вновь период врабатывания.

Занятия после работы могут иметь большую продолжительность.

 

Слайд 15. Оздоровительная физическая культура. В оздоровительной физической культуре можно выделить следующие направления:

- рекреационное;

-общеподготовительное;

- гигиеническое;

- лечебное.

1. Рекреационное направление. Рекреация - это отдых, восстановление сил после работы. Физическая рекреация - восстановление сил с помощью средств физической культуры. В последнее время все большую популярность приобретает использование средств физической культуры в упрощенных формах только для активного отдыха, получения удовольствия, развлечения, общения. Психологически человек готов заниматься такой деятельностью, которая ему не только необходима, но и приносит удовольствие. Например, подвижные и спортивные игры, туризм, рыбалка, купание, прогулки, охота, спортивные развлечения.

2. Общеподготовительное направление. В данном направлении занятия физическими упражнениями и видами спорта проводятся с целью развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков. В отличие от рекреационного направления, когда занятия проводятся от случая к случаю с облегченными нагрузками, для развития физических качеств, следует заниматься систематически с соблюдением методических рекомендаций. Физические нагрузки в данном случае, должны носить развивающий характер, так как элементарные, упрощенные нагрузки не вызовут ответных приспособительных реакций в организме. Как говорил, по этому поводу, академик Амосов Н.М.: «Нужно вспотеть» (Амосов Николай Михайлович (1913-2002) - академик, кардиохирург, известный пропагандист физической культуры.). Однако нагрузки не должны превышать возможности полного восстановления организма к очередному рабочему дню.

3. Гигиеническое направление. Основная цель занятий в гигиеническом направлении - оптимизировать состояние организма. Гигиена тела должна включать не только умывание, чистку зубов и другие гигиенические мероприятия, знакомые с детства, но и выполнение физических упражнений. Здесь используются различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта: утренняя гигиеническая гимнастика, физические упражнения в течение дня, не связанные с большими физическими нагрузками, прогулки и др.

4. Лечебное направление. Физкультурная реабилитация заключается в использовании средств физической культуры для лечения и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний.

Особенностью лечебной физической культуры (ЛФК) является то, что в лечебных целях используется одна из основных функций, присущих всякому живому организму - функция движения.

Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме. Тренировку больного в данном случае следует рассматривать как систематическое строго дозированное применение физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения нарушенных болезнью функций, мобилизации защитных сил организма, образования, развития и закрепления двигательных действий, волевых качеств. Занятия проводятся под обязательным контролем врача или инструктора лечебной физической культуры.

В лечебном направлении значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузки. Использование средств физической культуры показано при большинстве заболеваний. Противопоказания крайне ограничены, они чаще всего временные.

Слайд 16. Спорт. Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры характерен и для спорта. Но спорт в тоже время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность. Поэтому и существует сочетание «физическая культура и спорт». К физической культуре относятся все те виды спорта, основным содержанием которых является двигательная деятельность, где результат зависит от физических способностей. Такие виды спорта, как шашки, шахматы, радиоспорт, авиамодельный спорт не относятся к физической культуре из-за отсутствия в них двигательной активности. Кроме того, различаются конечные цели занятий спортом и физической культурой. Основной целью занятий спортом является стремление к достижению максимально возможных результатов в избранном виде спорта. Цель занятий физической культурой - укрепление здоровья, физическое совершенствование и приобретение жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности.

Первая группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным напряжением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных способностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, борьба, плавание и др.).

Вторая группа - виды спорта, основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и т.п.). Спортивный результат в этих видах спорта во многом зависит от умения эффективно управлять техническим средством.

Третья группа - виды спорта, двигательная активность которых жестко лимитирована условиями поражения целей из специального оружия (стрельба, дартс);

Четвертая группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамоделирование, автомоделирование);

Пятая группа - виды спорта, в которых отсутствует двигательная деятельность, результат здесь зависит преимущественно от абстрактно-логического мышления (шашки, шахматы).

Современный спорт - сложное социальное явление, претендующее на особое место в общественной жизни и требующее отдельного изучения.

По сравнению с другими формами физической культуры спорт имеет ряд существенных особенностей:

1. Спорт является наиболее эффективным средством развития физических и некоторых других способностей. Общая и специальная работоспособность спортсмена может быть доведена до максимума в итоге спортивных занятий. Достижению такого результата способствуют научно обоснованная система спортивной тренировки, круглогодичные и многолетние спортивные занятия, развитая система поощрений и др.

2. Спортивная деятельность носит исключительно добровольный характер и осуществляется преимущественно в свободное время (за исключением профессионального спорта).

3. Спортивная деятельность, направленная к высоким результатам, в основном ограничена контингентом молодых, в среднем от 10 до 30 лет, и здоровых людей.

4. Спорт требует углубленной специализации в избранном виде, что способствует не всестороннему, а нередко одностороннему развитию.

Слайд 17. В настоящее время спорт развивается по следующим направлениям:

-   базовый спорт (включает спорт в общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школах и высших учебных заведениях);

-   профессионально-прикладной спорт (предусматривает прикладную подготовку к профессиональной деятельности);

-   рекреативный спорт (предусматривает участие в соревнованиях в целях активного отдыха, досуга, развлечения).

-   спорт высших достижений (ориентирован на максимальные результаты, получение чемпионских званий, установление новых рекордов);

В сфере массового спорта тренировочные занятия строятся в зависимости от основной деятельности человека. В силу этого уровень спортивных достижений лимитирован. Рабочий или служащий не может тренироваться с требуемой интенсивностью, так как на следующий день он будет чувствовать себя утомленным, вялым, неработоспособным. Индивидуальные достижения, однако, могут быть достаточно высокими, вплоть до мастера спорта. Но это скорее исключение из правил.

Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание в обществе, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины. Спортивная деятельность здесь становится основной на всю жизнь или на определенный ее период. Отсюда ежедневные и многоразовые тренировки, строгие режимы сна, питания, применение специальных восстановительных средств.

Современный спорт высших достижений неоднороден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений: супер-достиженческий (любительский) спорт, профессиональный, профессионально-коммерческий и др. Профессиональный спорт и различные направления профессионально- коммерческого спорта развиваются еще и по законам бизнеса. Спортсменов - профессионалов можно разделить на три группы.

К первой группе относятся спортсмены, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.

Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача - успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и в стартах по приглашению.

Третья группа - это спортсмены - ветераны. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и заработков.

 

Слайд 18. Функции спорта:

-   эвристическая (направлена на обнаружение нового, которое становится достоянием каждого - рекорды и достижения мирового уровня);

-   политическая (укрепление мира, воспитание патриотизма, привлечение ведущих спортсменов к общественной жизни);

-   социализирующая (содействует воспитанию, образованию и познанию, оздоровлению);

-   экономическая (обеспечивает финансовыми средствами развитие спорта внутри страны, а также способствует установлению внешнеэкономических связей).

Таково схематичное представление о функциях и формах физической культуры и спорта в современном обществе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: