Слайд 4. Физическое воспитание

Слайд 2. Физическая культура

Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека посредством применения широкого круга средств - физических упражнений, естественных сил природы, гигиенических факторов.

Характерной особенностью физической культуры является оптимальная, целенаправленная деятельность человека, связанная с выполнением физических упражнений.

Систематически выполняя физические упражнения, человек не только приобретает двигательные умения и навыки, развивает физические качества, но и улучшает свое физическое развитие, так как одновременно совершенствуются телосложение и все функциональные системы организма. Однако это происходит только тогда, когда соблюдаются закономерности развития двигательных качеств и формирования движений. Например, для развития общей выносливости, а значит и для совершенствования деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, необходимо выполнять упражнения с умеренной или большой интенсивностью в течение длительного времени. Выполнению этой задачи в наибольшей мере подходят циклические упражнения: бег, ходьба, плавание, передвижение на лыжах, гребля, езда на велосипеде и др. Заниматься следует систематически не менее 2 - 3 раз в неделю при оптимальной продолжительности занятия от 15 до 120 минут с частотой сердечных сокращений 120 - 150 ударов в минуту в зависимости от подготовленности.

 

Слайд 3. На протяжении многовековой истории развития физической культуры в обществе создавались духовные и материальные ценности, предназначением которых было физическое совершенствование человека.

К духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в различных методических пособиях, учебниках, справочниках, правилах соревнований и т.д. Например, спортсмены, устанавливая рекорды, способствуют созданию духовных ценностей, так как новые достижения расширяют познания человечества о его возможностях. Кроме того, духовные ценности представлены исторически отобранными и испытанными на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики с ее огромным набором упражнений, различными видами спорта, играми и туризмом.

Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях - стадионы, спортивные залы, бассейны, корты, футбольные поля и др., в специальном оборудовании и инвентаре - гимнастические и легкоатлетические снаряды, тренажеры, гантели, мячи, коньки, лыжи, ракетки и т.п.

Их использование на занятиях эффективно и целесообразно, а часто необходимо.

С понятием «физическая культура» тесно связано понятие «физическая культура личности». Физическую культуру личности характеризуют такие качества, как

-   владение специальными физкультурными знаниями и умениями их использовать при построении самостоятельных физкультурно-спортивных занятий;

-   систематические занятия физическими упражнениями в соответствии со своими индивидуальными особенностями;

-   владение необходимыми двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач.

 

Слайд 4. Физическое воспитание

Элементы физического воспитания возникли еще в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье и т.д. и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно, стихийно совершенствовали физические качества - силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. Более развитыми в этом плане оказывались те, кто вел активный, подвижный образ жизни, кто многократно повторял те или иные физические действия, прилагал физические усилия. В итоге наши отдаленные предки поняли, что физически развивая себя, совершенствуя свои двигательные способности можно более успешно трудиться, охотиться, воевать. Кроме того, выяснилось, что наибольший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться с детства, а не в зрелом возрасте, то есть когда его начинают готовить к жизни и труду.

Физическое воспитание в полном и современном смысле этого понятия возникло лишь тогда, когда люди сознательно стали использовать двигательные действия с целью развить свои физические способности и тем самым лучше подготовить себя к жизни.

Физическое воспитание - вид воспитания, специфическим содержанием которого является овладение специальными физкультурными знаниями, обучение движениям, развитие физических качеств и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Это педагогический процесс овладения ценностями физической культуры. Противоречия между понятиями «физическое воспитание» и «физическая культура» нет, они зачастую употребляются в одном и том же смысле. Применительно к образовательному учреждению чаще употребляется термин «физическое воспитание». Физическое воспитание является видом общего воспитания. Ему присущи все основные черты педагогического процесса, такие как ведущая роль педагога, организованный и плановый характер, соблюдение методических принципов и т.д. Физическое воспитание выполняет и основные функции общего воспитания - умственного, нравственного, трудового и эстетического. Однако в определении понятия физического воспитания необходимо подчеркнуть его следующие специфические особенности:

- обучение движениям, то есть обучение наиболее рациональным способам выполнения различных двигательных действий (бега, ходьбы, плавания, передвижения на лыжах, игры с мячом, прыжков и т.д.). Степень освоения двигательного действия характеризуется двумя формами - двигательное умение и двигательный навык. Поэтому часто вместо термина «обучение движениям» используют словосочетание «формирование двигательных умений и навыков». С увеличением количества приобретенных двигательных умений и навыков повышается способность к более быстрому освоению новых двигательных действий. При этом развивается способность владеть своим телом, растет культура движений. Кроме того, без приобретения достаточно совершенных двигательных умений и навыков нельзя эффективно использовать свои даже хорошо развитые физические качества в жизни, труде, спорте. Например, при равном уровне развития силовых качеств один борец может превосходить другого из-за более эффективного выполнения броска;

- развитие физических качеств, таких как выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость. При этом следует знать, что все эти двигательные способности (физические качества) являются врожденными (в отличие от двигательных умений и навыков, которые приобретаются и совершенствуются в процессе жизни), но, как и любые природные задатки, их необходимо развивать, совершенствовать. Под влиянием систематических тренировочных занятий человек может улучшить практически все двигательные способности, что естественно, улучшит его физическое развитие и повысит уровень физической подготовленности, а это в свою очередь, благоприятно отразится на здоровье;

- передача обучающимся специальных физкультурных знаний. Если этот аспект не реализуется, то занятия приобретают форму элементарного тренинга, примитивной дрессировки;

- формирование у человека осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. Это одна из самых насущных задач именно физического воспитания.

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и обеспечение на этой основеготовности человека к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

 

Слайд 5. Для достижения цели физического воспитания применяются следующие средства:

-   физические упражнения;

-   оздоровительные силы природы;

-   гигиенические факторы.

Такой достаточно широкий набор средств позволяет эффективно решать различные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Физические упражнения - это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и выполняются по его закономерностям. Физические упражнения являются основным средством физического воспитания. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы. Для решения задач физического воспитания можно взять любое двигательное действие, но повторять его нужно столько раз, выполнять с такой интенсивностью, делать такие интервалы отдыха, чтобы это обеспечило наилучшие результаты. Отсюда, к примеру, бег или ходьба, равно как и другие движения, только тогда становятся физическими упражнениями, когда используются в целях физического воспитания.

Физические упражнения стали применяться в глубокой древности. Первоначально физические упражнения брались из трудовой и военной деятельности человека. В дальнейшем, по мере развития человеческой культуры, связь физических упражнений с трудовыми, военными и культовыми движениями ослабевала. Так, когда-то стреляли из лука по животному, затем по его изображению, сейчас применяется та же стрельба из лука, но в мишень. Рост человеческого сознания, достижения науки и техники, способствовали появлению большого количества физических упражнений почти не связанных с трудовыми или военными двигательными действиями. К примеру, движения в фигурном катании, волейболе, футболе и т.д. почти не встречаются в повседневной жизничеловека. Но, не смотря на это, они являются ценным средством подготовки человека к жизни. Систематическое выполнение физических упражнений вызывает глубокую перестройку во всех органах и системах организма. Сущность упражнения (а, следовательно, и тренировки) составляют физиологические, морфологические и другие изменения, возникающие под воздействием многократных повторений. Каждое физическое упражнение требует проявления конкретных, специфических для него способностей организма. Одни физические упражнения требуют проявления преимущественно силовых способностей, другие - координационных, третьи - комплексного взаимодействия целого ряда качеств. В результате, те способности организма, которые проявляются у человека при выполнении им тех или иных физических упражнений преимущественно совершенствуются, развиваются.

К оздоровительным силам природы традиционно относятся солнце, воздух и вода.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используются двояко:

-   во-первых, как необходимое условие организации физкультурных занятий. Занятия на свежем воздухе, в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процессы утомления.

-   во-вторых, как самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (дозированные солнечные ванны, водные процедуры, обтирания, обливания, купание в водоемах, пребывание в условиях среднегорья).

К гигиеническим факторам относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха, спортивного костюма), соблюдение режима сна, режима питания, режима труда и отдыха. Все эти гигиенические факторы, с одной стороны, сами по себе укрепляют здоровье занимающихся, с другой - способствуют повышению эффекта от занятий физическими упражнениями.

Надо помнить, что только комплексное использование в процессе физического воспитания всех его средств - физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических мероприятий обеспечивает положительный результат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: