Подходы к проблеме развития в основных психологических направлениях

Глубинная психология исходила из того, что главной детерминантой развития психики является стремление адаптироваться к среде. При этом психическое развитие рассматривается прежде всего как мотивационное, как становление эмоционально-потребностной сферы человека. Бессознательные стремления служат той силой, которая стимулирует и направляет процесс развития. Так как эта энергия врожденная, то развитие рассматривается, по сути, как саморазвитие, трансформация тех влечений, которые от природы заложены в человеке (агрессии, либидо, тревоги, чувства неполноценности и т.д.) и не осознаются им.

Психическое развитие по сути представляет собой процесс социализации ребенка, однако выводы о тотальной насильственности и противоестественности социализации, фрустрирующей стремление человека к удовлетворению его влечений, не могут быть признаны доказательными.

Ведущими механизмами психического развития являются идентификация (отождествление) и компенсация.

В бихевиоризме развитие психики определяет главным образом среда.

Поведение, в основе которого лежит образование новых связей между стимулами и реакциями, формируется в процессе жизни ребенка под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которую поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде.

Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т. е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение - более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания.

Они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Бихевиористы делают вывод о том, что периодизация зависит от среды: какова среда, таковы и закономерности развития данного ребенка.

Исследования, проведенные Торндайком, привели его к мысли о том, что психические процессы представляют собой интериоризованные внешние реакции. Таким образом, главным механизмом развития в этой школе становится интериоризация, благодаря которой и формируется содержание психической жизни.

С точки зрения гешталътпсихологии процесс психического развития — это рост и дифференциация гешталътов. Гештальты - целостные фигуры, составляющие содержание психики. Процесс их изменения, трансформации определяет и характер понимания внешнего мира, и поведения в нем. Так как определяет и направляет этот процесс формирования и трансформации гештальтов восприятие окружающего мира, то именно восприятие и является ведущей психической функцией психического развития в целом.

По мнению гештальтпсихологов, психическое развитие делится на два независимых и параллельных процесса - созревание и обучение. Один из основоположников гештальтпсихологии, К.Коффка доказывал, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может и отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее, обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, так же как процесс созревания не ускоряет обучение.

Пиаже приходил к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. В основе этой схемы как раз и лежит логическое мышление.

Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адапта-4ция организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего и обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру. При этом адаптация представляет собой не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Эта активность - необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы - ассимиляцию и аккомодацию.

Развитие, по мнению Пиаже, представляет собой такое чередование процессов ассимиляции и аккомодации, что до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Для гуманистической психологии главной представляется мотивационно-потребностная сфера личности. Положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой, было одним из постулатов гуманистической психологии.

Человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Это была первая школа, которая пересмотрела детерминацию развития психики, доказывая, что, в отличие от животных, человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет нарушить его. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Только развитие, личностный рост, т.е. самоактуализация, есть главная цель и детерминанта развития и человека, и общества.

Основные методологические положения психологии развития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: