Функции дополнительного образования

Исследователи проблем дополнительного образования с разных позиций подходят к определению функций дополнительного образования. Остановимся на них подробнее. 

А.Г. Асмолов выделят функцию непрерывности, т.к. дополнительное образование проходит через все ступени образования – дошкольное, школьное, начальное профессиональное и высшее. В этом смысле оно является вторичным по отношению к школе, но становится основой, на которой строится развивающее вариативное образование, предназначением которого является развитие мотивации личности. Учебно-информационная функция предполагает не только передачу ребенку знаний о явлениях мира, но и познание им смысла той или иной реальности, сущности и природы предметов, явлений окружающего мира. Ценностная функция способствует формированию ценностных ориентаций ребенка. Личностно-образующая функция ориентирована на развитие личности ребенка. Психологотерапевтическая функция – это комфортный микроклимат, творческая деятельность, дружеские взаимоотношения между воспитанниками и педагогами, благоприятно влияющие на психическое состояние ребенка. Обеспечение занятости детей в свободное от основных занятий в школе время сокращает поле девиантного поведения и может рассматриваться как средство профилактики детской преступности.

Г.Н. Попова, говоря о функциях дополнительного образования, выделяет культурно-досуговую, образовательную и социальнопедагогическую. О.Е. Лебедев в качестве функций дополнительного образования называет функции выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности, самоопределения и формирования их духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей, дополнительного образования, организационно-методического обеспечения федеральных педагогических проектов. Несколько иначе подходят к определению функций Е.Б. Евладова и Л.А. Николаева. Они выделяют досуговую функцию как функцию развлечения и разрядки индивидуальных и групповых напряжений; рекриационную функцию восполнения психофизических сил, здоровья, творческого потенциала; компенсационную как функцию приобщения к личностно значимым социально-культурным ценностям, потребность в которых пока не удовлетворяется существующей системой базового образования; функцию социализации как помощь ребенку в приобщении его к жизни общества, попытку «мягко вписать» его в существующую реальность; функцию самоактуализации, определяемую как воплощение собственных, индивидуальных творческих интересов, саморазвитие, личный рост в социально и культурно значимых сферах жизнедеятельности общества. М.Б. Коваль считает, что для дополнительного образования основной функцией является духовное и физическое развитие детей, подростков и юношества, использование свободного времени и досуга учащихся для формирования творческих интересов и потребностей. Обобщенным показателем реализации функций могут выступать уровень социальной адаптации к условиям внешкольного учреждения, совпадение объективных и субъективных целей образовательной работы с детьми, самоутверждение в педагогическом коллективе его членов, объединение их в коллектив единомышленников, уровень развития самоуправления и самодеятельности детей в коллективной творческой деятельности, развитие творческих начал в коллективе. Допуская возможность разных подходов к определению функций дополнительного образования детей, считаем возможным дополнить вышеперечисленные функции функциями саморазвития, самоактуализации, самоопределения, самореализации. Саморазвитие, самоактуализация, самореализация связаны с феноменом потребности человека в самосовершенствовании, личностном росте, развитии. По смыслу эти понятия описывают очень близкие явления: полную реализацию наших подлинных возможностей, стремление человека к выражению и развитию своих возможностей и способностей, стать тем, кем он может стать. Саморазвитие детерминирует самоопределение личности. Функция самоопределения связывается с «поиском себя» в условиях разрешения внутренних противоречий, конфликтов, жизненных проблем и трудностей. Самоопределение трактуется как выявление и утверждение индивидуальной позиции в проблемных ситуациях; этап социализации, сущность которого заключается в осознании цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности; процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей, средств самосовершенствования в конкретных обстоятельствах жизни; механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Самоопределение инициирует процесс самореализации, которая определяется как стремление к совершенствованию, т.е. одна из высших потребностей личности, направленная не только на реализацию человеком своих сил и способностей, но и на постоянный рост своих возможностей, повышение качества своей деятельности, в основе которой лежат высшие человеческие ценности. Различие интерпретации терминов «самореализация» и «самоактуализация» связано с акцентами на субъективном, внутреннем, или объективном, внешнем плане существования личности. Понятие «самоактуализация» отражает данный процесс во внутреннем плане личности, а «самореализация» – во внешнем. Однако как самоактуализация – это актуализация своего внутреннего потенциала, своей истинной природы вовне, так самореализация – это всегда реализация себя в деятельности. Самоактуализация в данном случае предполагает подготовку к самореализации..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: