Развитие системы дополнительного образования: ретроспективный экскурс

 

Появление внешкольного (дополнительного) образования детей относится к концу ХIХ – началу ХХ века. Его возникновение обусловлено рядом социально-экономических факторов. Предпосылки возникновения системы дополнительного образования. Во-первых, утверждение капитализма и рыночных отношений, сопровождавшееся бурным развитием науки и техники, предъявило новые требования к выпускникам образовательных учреждений, такие, как самостоятельность мышления, умение использовать теоретические знания на практике, активность, способность быстро переключаться с одной операции на другую в условиях конвейерного производства и многое другое. Школа той эпохи оказалась не готова к удовлетворению потребностей производства в высококвалифицированных рабочих и специалистах. Во-вторых, этот период связан с развитием демократии в обществе, проявляющимся в создании политических партий, общественных (в том числе детских) объединений, росте национально-освободительного движения, парламентаризма, формировании общественного мнения как фактора, влияющего на принятие политических, социальных решений. Идеи демократии сказались на формировании ценностей свободы развития, творчества, самовыражения, в том числе и в образовательной среде. Значимость внешкольного образования осознается политическими партиями России. В программах конституционно-демократической, умеренно прогрессивной и других партий, опубликованных после издания Манифеста 17 октября 1905 года, присутствовали пункты о необходимости развития внешкольного образования. В-третьих, рубеж веков связан с развитием наук об обществе – социологии, социальной психологии и педагогики, ориентированных на исследование проблем личности, индивидуальности, саморазвития, самореализации, закономерностей общественного и личностного развития. Эти факторы привели к возникновению новых направлений педагогики, ориентированных на реформирование школы: социальная педагогика              (Э. Дюркгейм, П. Наторп), движение «новые школы» (А. Феррьер,                       К. Уошборн), прагматическая педагогика (Д. Дьюи), трудовая школа                    (Г. Кершенштейнер), свободное воспитание (М. Монтессори), система индивидуализированного обучения «Дальтон-план» (Х. Паркхерст) и др. Некоторые из этих направлений оказали серьезное влияние на возникновение внешкольного образования России. Прежде всего, это касается Д. Дьюи, который считал, что главная цель образования – содействие самореализации ребенка посредством установления соответствия школьного образования его интересам и потребностям, индивидуализации обучения, связи школы с жизнью, трудового обучения. Им была разработана модель обучения, характеризующаяся следующими чертами: реальность учебного материала, окружающего ребенка, за которым он может наблюдать, изучать, преобразовывать; целостность, предполагающая объединение в познавательной деятельности умственных, физических, эмоциональных, волевых усилий ребенка; обучение «деланием», т.е. включение в процесс образования проектов, позволяющих детям работать самостоятельно, создавая реальный продукт; проблемность в обучении, позволяющая ребенку максимально мобилизовывать свой потенциал, развивать критическое мышление, быть самостоятельным; ориентация на игровую деятельность, в процессе которой ребенок естественно осваивает учебный материал. Идеи Дьюи оказали огромное влияние на развитие педагогических взглядов С.Т. Щацкого, которого по праву считают одним из создателей внешкольного образования детей в России, и легли в основу разработки теории и практики внешкольного образования. В-четвертых, к началу ХХ века в стране был накоплен практический опыт внешкольного образования, которое стало складываться в России со второй половины ХIХ века как дополнительное образование для взрослых. Термин «внешкольное образование» обозначал просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных запросов населения. К учреждениям внешкольного образования относились воскресные, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, народные университеты, народные чтения, театры, читальни. Они создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования. Внешкольное образование поддерживали такие известные педагоги и общественные деятели, как Н.И. Пирогов,  К.Д. Ушинский, Н.А. Корф и др. Наибольшую известность получили Смоленские курсы для рабочих в Петербурге, Пречистенские курсы в Москве, университет Шанявского, где занятия проводились по программе высшего образования под руководством крупнейших ученых П.П. Блонского, Ю.В. Готье, П.Н. Лебедева. Широкое распространение получили культурно-просветительские общества и клубы для рабочих, деятельность которых строилась на основе самоуправления.           

В 1907 году было создано Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования в Петербурге и Общество содействия внешкольному образованию в Москве. А в 1912 – 1913 годах началась подготовка работников внешкольного образования: в Педагогической академии был открыт годовой курс внешкольного образования, в университете Шанявского – трехмесячные, а затем шестимесячные библиотечные курсы. С 1914 года подготовка работников внешкольного образования развернулась во многих губерниях России. Таким образом, к началу ХХ века сложились социально-экономические, политические, культурные, организационные предпосылки для создания внешкольного образования детей в России, в становлении которого выделяется три периода. 

Первый период (начало ХХ в. – 1917 г.) становления внешкольного (дополнительного) образования связан с именами А.У. Зеленко,                      С.Т. Шацкого, А.А. Фортунатова, создавших первые детские клубы и объединения. Социально-экономическая ситуация в России, характеризующаяся бурным развитием капитализма, возникновением политических партий и движений, тенденции демократизации общества, образования, первая русская революция инициировали активные педагогические эксперименты и изыскания в этот исторический период. Осенью 1905 года С.Т. Щацким был открыт первый клуб для детей рабочих «Дневной приют для приходящих детей» с начальной школой, библиотекой, ботанической оранжереей, астрономической обсерваторией, столярной мастерской, ставший прообразом детского внешкольного учреждения. Позднее – детское общество «Сетлемент» (1907), общество детей и взрослых «Детский труд и отдых» (1909), колония «Бодрая жизнь» (1911). 

В основе внешкольного образования С.Т. Щацкого лежали принципы соединения умственного и физического труда, свободы, игры, самодеятельности, самоуправления, самореализации личности. Он считал, что смысл жизни состоит в развитии личностного потенциала, условием этого развития являются воспитание и образование, которые перерастают в самообразование и самовоспитание лишь при реализации принципа саморазвития, результатом саморазвития становится самореализация. Педагогическая деятельность должна быть ориентирована на помощь ребенку в саморазвитии, самоопределении, самореализации. Параллельно развивалось и детское внешкольное образование в форме воскресных школ. Такие школы были открыты в Киеве, Петербурге, Москве, Твери, Одессе, Екатеринбурге, Казани и других городах. В Петербурге школа для девочек была учреждена М.С. Шпилевской. Учебный план воскресных школ включал арифметику, правописание, черчение, рисование, рукоделие, бухгалтерское дело. Занятия проводились в основном в воскресные дни, а в школах повышенного типа – 4 раза в неделю. Преподавателями в таких школах были добровольцы, по большей части студенты, работавшие бесплатно. Во главе учреждений стояли лица, пользующиеся влиянием и уважением в обществе: в Екатеринославе – жена вице-губернатора Е.Б. Татищева, в Дмитровском уезде – графиня Е.А. Алсуфьева. В начале ХХ века в Москве и Петербурге создаются летние площадки для детей с ослабленным здоровьем, где наряду с оздоровлением предлагались занятия в различных кружках – физкультурных, художественных, технических и т.п. В 1901 году П.Ф. Лесгафт попытался организовать детские клубы в Санкт-Петербурге. В 1912 году в Москве действовало 60 площадок для ослабленных детей, а в 1914 году – уже 75. Первые внешкольные учреждения помогали организовать досуг детей, компенсировали отсутствие или недостаток школьного образования, способствовали развитию познавательных потребностей, творческих способностей, самореализации детей в труде и учебе. Несомненная заслуга основателей таких учреждений в том, что они разработали и апробировали на практике формы и методы внешкольного образования, основу которого составлял свободный выбор ребенком содержания и форм образования. Следующим шагом стала разработка теоретических и методических основ внешкольного образования, методика которого разрабатывалась в трудах В.П. Вахтерева «Внешкольное образование народа» (1896), Е.Н. Медынского «Внешкольное образование. Его значение, организация и техника» (1918), «Методы внешкольной просветительской работы» (1918), «Энциклопедия внешкольного образования» (1923 – 1925). Последний считал внешкольное образование средством всестороннего развития личности и человеческого коллектива в умственном, нравственном, эстетическом, физическом отношении. Он рассматривал теорию внешкольного образования как часть науки о воспитании человека. Само же внешкольное образование определялось им как самый значительный и продолжительный этап образования человека, не ограниченный временными и возрастными рамками, в основе которого – саморазвитие личности.

С.И. Гессен связывал внешкольное образование с самоопределением личности и рассматривал его как «странствие человеческой личности в ее бесконечном пути к собственному самоопределению». Таким образом, к окончанию первого этапа:

1) были созданы первые внешкольные учреждения, началась разработка и апробация форм и методов внешкольного образования;

2) самообразование, саморазвитие, самореализация личности стали рассматриваться как основная цель внешкольного образования;

 3) содержание педагогической деятельности во внешкольном образовании определялось как создание условий для реализации ребенком своего потенциала;

4) образовательная практика инициировала развитие теории внешкольного образования, в том числе педагогической деятельности, способствующей развитию личностного потенциала ребенка.

Второй период (20 – 80-е гг. ХХ в.) связан с развитием практики внешкольного образования. После революции, в 20 – 30-е годы, когда перед страной была поставлена цель построения социализма, необходимо было мобилизовать молодежь, детей на претворение в жизнь идей светлого будущего. Потребности развития науки, индустриализация страны, система обороны инициировали создание сети профильных внешкольных учреждений, военнотехнических обществ, причем преимущество было на стороне учреждений технического профиля. В 1919 году Всероссийский съезд по внешкольному образованию признал важнейшими задачами подъем культурного уровня детей, просветительскую и идейно-политическую пропаганду. Серьезное внимание внешкольным учреждениям уделяли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, в качестве специфических особенностей деятельности которых они отмечали массовость, общедоступный и добровольный характер участия детей в их работе, возможность каждого ребенка развить свои интересы, реализоваться в социально значимой деятельности, наличие условий для профессионального самоопределения воспитанников, дифференциацию педагогического процесса. В 20-е годы для исследования проблем внешкольного образования был создан Институт методов внешкольной работы и специализированные центры. Эти факты свидетельствуют о том, что внешкольное образование начинает рассматриваться как важная составляющая общей системы образования и из разряда объединений, действующих на общественных началах, переходит в систему государственного образования. А.В. Луначарский писал: «…нет сомнения, что внешкольное техническое образование превратило бы всех желающих получить технические навыки в технических артелях, которые, работая на заводах, повышали бы трудоспособность рабочих…». Эта мысль продолжается председателем Совнаркома Н.П. Лежавой, который отмечал возможность использования внешкольного образования для подготовки наиболее одаренных детей для будущих потребностей промышленности. В декабре 1926 года в газете «Правда» он писал: «…чтобы не увлекаться работой со всеми желающими, надо отобрать только талантливых, чтобы не раствориться в массе». Как мы видим, государством внешкольное образование воспринималось утилитарно, с позиции интересов строительства социализма, однако личностный смысл, вкладываемый в него до революции, не был утрачен. В 20-е годы повсеместно создаются профильные внешкольные учреждения: технические и сельскохозяйственные станции (Москва, 1926), станции юных натуралистов, туристов, детские железные дороги (Тбилиси, 1934), детские парки, водные станции (Архангельск, 1935), спортивные школы. Практикой их работы стали соревнования авиамоделистов, радистов, агитпробеги, выставки работ юных конструкторов и радиолюбителей, всесоюзные слеты, соревнования по разным направлениям науки и техники. В стране действовали около 1500 кружков Общества любителей радио, объединявших свыше 200 тысяч человек. Было создано Всесоюзное химическое общество, организовавшее в 1939 году первую Всесоюзную химическую олимпиаду. В 1940 году прошла первая Всесоюзная конференция юных техников. Параллельно создавались и развивались многопрофильные внешкольные учреждения, такие, как дома и дворцы пионеров, объединившие

учебно-кружковую, методическую и массовую работу. Первые из них открылись в 1923–1924 годах в Баумановском и Фрунзенском районах                 г. Москвы. Их создание было связано с организацией пионерских отрядов. В течение 10–15 лет дома и дворцы пионеров появились почти во всех городах страны. Они выполняли функцию методических центров пионерской и комсомольской работы, объединяли образовательные учреждения, учреждения культуры, иные организации, решая общие педагогические проблемы, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения. В 30-е годы внешкольное образование было заменено внешкольным воспитанием, научные исследования внешкольного образования практически прекращены, что привело к серьезному отрыву теории от практики. Кружковая работа, удовлетворяющая потребности в познании, общении, практической деятельности, развивающая способности ребенка, создание условий для разновозрастного общения школьников, преемственность в воспитательной работе – несомненные плюсы системы внешкольного воспитания. Однако индивидуальная работа с ребенком, учет интересов конкретной личности отодвигались на второй план (хотя и сохранялись), главным было воспитание коллективиста. Целью внешкольного воспитания стало коммунистическое воспитание подрастающего поколения. В конце 50 – начале 60-х гг. «хрущевская оттепель», с одной стороны, инициировала процессы демократизации общества, развития науки, культуры; с другой стороны, сохранялся курс на построение коммунизма, партия оставалась руководящей и направляющей силой общества, что не могло не влиять на ситуацию во внешкольном воспитании. Оно представляло собой систему коммунистического воспитания детей и молодежи. Внешкольная работа осуществлялась внешкольными учреждениями совместно со школами. В каждом районе создается комплекс внешкольных учреждений, являющийся методическим центром пионерской и комсомольской организации. В них действуют городские, районные пионерские и комсомольские штабы. После значительного перерыва в исследовании теории внешкольного воспитания появляются фундаментальные работы в этом направлении, связанные с именем Л.К. Балясной, которая занимается проблемами патриотического, гражданского воспитания детей в учреждениях внешкольного воспитания. Ее исследования базируются на практике патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения посредством участия ребят в изучении истории и природы родного края, создания школьных музеев, мемориальных залов, посвященные знаменитым землякам. Всего в России к концу 70-х годов действовало более 400 музеев, созданных юными краеведами. Параллельно в конце 50 – начале 60-х гг. в стране активно развивается иная тенденция, связанная с учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников. В Ленинграде, Москве, Челябинске, Новосибирске и других городах СССР возникают научные общества учащихся (НОУ), клубы юных геологов, экологов, краеведов, этнографов. Первым в стране городское научное общество учащихся было создано в 1963 году г. Челябинске педагогом и ученым А.З. Иоголевичем. К концу 60 – началу 70-х годов действовали уже сотни научных обществ учащихся и малых академий наук. В 1975 году в Москве состоялся Всероссийский слет актива НОУ. Программа слета включала работу 18 предметных секций в области естествознания (физика, химия, биология, экология, сельскохозяйственное опытничество, техническое творчество), математики (кибернетика, информатика, электронно-вычислительные машины), словесности (русский и иностранный языки, литературоведение), искусства (искусствоведение, история искусств, дизайн, театроведение), культурной антропологии (история естествознания и техники, краеведение, этнография, археология), духовной антропологии (психология творчества, психология школьника, медицина и охрана здоровья. Практика деятельности научно-исследовательских обществ учащихся, объединяющих старшеклассников, инициировала научные исследования в этом направлении, что, прежде всего, связано с диссертационными исследованиями А.З. Иоголевича, В.А. Горского. Последний изучал образовательные возможности внешкольного краеведения, раскрывая его потенциал с позиции развития личности ребенка. Сферой интересов А.З. Иоголевича стало воспитание познавательной активности старшеклассников во внешкольной работе, позднее – организация педагогической деятельности с одаренными детьми. Несмотря на то, что А.З. Иоголевич говорит о воспитании, в его работе прослеживается четкая направленность на самообразование саморазвитие, самореализацию старшеклассников во внешкольной работе. Научное творчество детей вышло за рамки внешкольного воспитания, инициировало интерес к проблемам саморазвития, самоактуализации и самореализации ребенка, вернуло систему к принципам внешкольного образования, разработанным С.Т. Щацким.   

Педагогическая деятельность в учреждениях внешкольного воспитания была направлена на коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Проблема педагогической деятельности, ориентированной на самореализацию личности, не ставилась. Однако несмотря на приоритет целей коллективизма учреждения внешкольного воспитания (в силу своей специфики), педагоги частично продолжали ориентироваться на индивидуальные интересы ребенка, его саморазвитие и самореализацию, накапливая практический опыт работы в этом направлении. К концу второго этапа сложились следующие предпосылки:

1) в учреждениях внешкольного воспитания сформирована многопрофильность направлений деятельности, создающая условия для удовлетворения разнообразных познавательных и творческих потребностей детей, выходящая за рамки воспитательной работы;

2) накоплен практический опыт педагогической деятельности по самореализации ребенка в условиях внешкольных учреждений;

 3) разработаны разнообразные формы и методы деятельности во внешкольных учреждениях;

4) возобновлены научные исследования в области самообразования, саморазвития, самореализации во внешкольных учреждениях.

Третий период (с 90-х гг. ХХ в. – до настоящего времени) характеризуется созданием системы дополнительного образования (на базе системы внешкольного воспитания) и активным развитием педагогики дополнительного образования. В 80 – 90-е годы наше общество оказалось в ситуации острого социально-экономического кризиса, затронувшего все сферы общественного сознания, в том числе и образование. Новая социально-экономическая реальность предъявила новые требования к образованию, связанные с необходимостью разработки идеологии личностного выбора, основанного на моральной ответственности человека за результаты личностного и профессионального роста. Длительный экономический кризис, неопределенность социальнополитической ситуации повлекли за собой создание рынка труда, резкое снижение социальной защищенности молодого поколения, появление понятия «конкурентоспособный работник», следствием чего стали новые требования к профессиональной подготовке. Для того чтобы быть успешным, человек должен иметь разностороннее образование, много знать и уметь. Отсюда резко возрос спрос родителей и детей на культурно-образовательные и информационные услуги, что инициировало переход от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования, поэтому наряду с традиционными дополнительное образование в этот период обогатилось новыми направлениями деятельности, видами детских коллективов (школы раннего развития, экономические школы для старшеклассников, театры моды и т.п.).

 

Задания для самостоятельной работы:

1. В чем основные отличия системы дополнительного образования детей от системы общего образования?

2..Каковы предмет, цели и задачи дополнительного образования детей?

3. Укажите возможности системы дополнительного образования для реализации всестороннего и гармоничного развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: