Определение темы и основной мысли текста

 

В начальной школе принято давать следующие определения: тема – это то, о чем говорится в тексте, основная мысль – то, что именно сказано; то главное, ради чего рассматривалась тема; вывод, к которому автор приводит читателя. Формировать умения определять тему и основную мысль целесообразно одновременно в процессе сопоставления произведений на одну тему, но не совпадающих по основной мысли, и произведений, раскрывающих одну мысль на разном материале.

Выделение известной и новой информации

 

Работа с познавательным текстом, направленная на выявление информации, проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Чтению с карандашом тоже нужно учить. Сначала обсуждаем, зачем нужны карандашные пометки в тексте, что именно нужно выделить, как это лучше сделать (подчеркнуть, отметить галочкой или другим знаком на полях и т.д.). Можно сравнить текст с пометками и без них, сопоставить, по какому варианту текста легче запомнить и воспроизвести информацию.

Для отделения новой информации от уже известной целесообразно во вступительной беседе перед чтением произведения выяснить, что дети знают о предмете описания, и дать задание отмечать в тексте все новые для них сведения. Можно составить таблицу с соответствующими графами: что я об этом знаю; что нового я узнал. При чтении нескольких произведений на одну тему материал из второй графы постепенно перемещается в первую, и дети наглядно убеждаются, как растет их кругозор. Закончить урок можно новыми вопросами: о чем еще хотелось бы узнать, как и где искать ответы на возникшие вопросы?

 

Постановка познавательных вопросов к тексту

 

Задать вопрос часто бывает сложнее, чем ответить на него, ведь чтобы сформулировать вопрос, надо выделить познавательный материал в тексте, понять смысл этой информации и найти точную формулировку вопроса. Еще сложнее сформулировать вопрос, выделив в нем природные, моральные, исторические закономерности, но именно это умение – умение видеть проблему и задаваться вопросами – двигатель прогресса.

Обучение детей постановке вопросов к тексту целесообразно начать с сопоставительного анализа вопросов разных типов и ответов на каждый вопрос. Вопросы надо выписать на доску, чтобы они были перед глазами ребенка. Так, например, предложим детям прочитать вопросы к рассказу М. Пришвина “Золотой луг”:

1) какие цветы росли на лугу?

2) какого цвета луг был утром, а какого – вечером?

3) почему луг менял свой цвет?

4) зачем одуванчик закрывает на ночь свои лепестки? Обсудим, на какой из этих вопросов ответить проще всего.

Первый вопрос самый легкий – ответ на него очевиден, требует только знания фактического содержания текста. Второй вопрос несколько сложнее, чтобы ответить, надо соотнести сведения, содержащиеся в тексте. Третий вопрос еще сложнее – надо не просто воспроизвести содержание, а понять причину явления, которое наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Самый трудный – четвертый вопрос, поскольку ответа на него в тексте нет. Чтобы найти ответ, надо размышлять, использовать дополнительные сведения. Выясним, какие из вопросов позволили уточнить известные факты, а какие расширили наши знания. Дадим название этим группам вопросов: вопросы на фактическое содержание и познавательные вопросы. Обратим внимание детей на то, что познавательные вопросы обычно направлены на выяснение причин, установление связей, поэтому они часто начинаются со слов “почему”, “отчего”, “зачем”, “для чего”. Предложим потренироваться в постановке познавательных вопросов на материале нового произведения.

Одного урока для формирования столь сложного умения недостаточно. На последующих занятиях необходимо фиксировать внимание детей на форме вопросов, хвалить за удачно поставленный вопрос, систематически включать задания на постановку вопросов в учебную деятельность по всем предметам.

Составление плана текста

 

Прием составления плана познавательного текста преследует цель структурирования информации, поэтому принцип деления текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Текст делится на логически законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат.

При работе с научно-художественными произведениями возможно составление двух планов одного текста. В первом случае план отразит развитие событий, во втором – наличие познавательной информации (табл. 7.2.)

 

Таблица 7.2

 

План сказки Н. Сладкова “Всему свое время”

Развитие событий Познавательная информация
1. Надоела Сороке зима 1. Зима – тяжелое время:
2. Свиристель жалуется – трудно добывать пищу
3. Косач огорчается – трудно находить убежище
4. Медведь ворчит – трудно преодолевать холод
5. Зима “провалилась” 2. Если лето наступит сразу после зимы
6. Наступило лето – птицы не совершат весенний перелет
7. Свиристель недоволен – без цветения не будет плодов
8. Косач сердится – птицы не выведут потомства
9. Медведь угрожает 3. Законы природы нарушать нельзя
10. Нежданное лето “провалилось”  
11. Все терпят  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: