Сопоставление научно-художественной и научно-познавательной детской литературы

ТЕМА: МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КНИГОЙ

1. Специфика научно-познавательной и научно-художественной детской литературы как объекта читательской деятельности ребенка

2. Методические принципы организации работы с познавательной литературой

3. Приемы работы с познавательной книгой

 

 

1.В круг чтения младшего школьника кроме художественной литературы входит литература познавательная, которую принято делить на два вида: научно-художественную и научно-познавательную. Несмотря на то что эти термины давно вошли в практику, единого подхода к определению понятий и выделению критериев для отнесения конкретного произведения к тому или иному виду детской литературы еще не выработано. Наиболее последовательно и полно этот вопрос рассмотрен в трудах Н.М. Дружининой (Дружинина Н.М. Проблемы методической оценки научно-познавательной детской книги/Н.М. Дружинина; Дружинина Н.М. Использование научно-познавательной детской книги в учебно-воспитательном процессе: учебное пособие к спецкурсу/Н.М. Дружинина. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.), которой удалось соединить филологический и методический подходы к проблеме и выделить такие критерии деления детской литературы на виды.   Чтение познавательной литературы, так же, как и чтение литературы художественной, требует учета не только видожанровой специфики, но и своеобразия каждого изучаемого произведения. Выделение видовых особенностей позволяет определить общие задачи изучения познавательной литературы в начальной школе:

• научить детей работать с познавательным текстом, справочной литературой;

• вызвать интерес к познавательной литературе, желание ее читать;

• расширить читательский кругозор ребенка;

• научить использовать полученный из познавательной литературы материал в учебной и досуговой деятельности.

 

Сопоставление научно-художественной и научно-познавательной детской литературы

Основание для сопоставления Научно-художественная литература Научно-познавательная литература
Основная цель Дать читателям определенные моральные представления, открыть мир в художественных образах, “заразить” положительным примером Воспитать умственную активность читателя, приобщить к великому миру науки

Задачи

Учить сопоставлять события, делать выводы – развивать творческую любознательность Прямо сообщать определенные знания
Развивать познавательный интерес Развивать желание и формировать умение пользоваться справочной литературой
Специфика содержания Художественный образ; в центре внимания процесс исследования и отдельные факты Системные знания; информация; в центре внимания результат исследования и раскрытие закономерностей

Специфика формы

Одна проблема, раскрытая с помощью целого арсенала художественных средств Максимум познавательного материала, которым может овладеть читатель
Конкретные герои, конкретные события Отвлеченный герой
Наличие сюжета Отсутствие сюжета
Повествование часто ведется от первого лица Повествование часто строится в форме беседы с читателем
Образность речи; раскрытие наименований (описание) Точность речи, использование простых терминов; доступность и увлекательность изложения

 

 

2.Работа с познавательной литературой строится на основе методических принципов, которые перекликаются с принципами организации анализа художественного произведения, но имеют другое наполнение, отражающее видовую специфику познавательной книги.

Принцип целенаправленности. Вся работа с познавательной книгой, организуемая учителем на уроке, подчиняется общей цели, формулировка которой, конечно, варьируется в зависимости от специфики урока, но всегда предполагает получение знаний о действительности, формирование интереса к природе, науке, развитие наблюдательности. При обращении к научно-художественной литературе акцент делается на эмоционально-образном постижении познавательного материала, при изучении научно-познавательной книги – на мыслительной деятельности школьника – понимании связей, усвоении закономерностей, запоминании познавательного материала.

Принцип создания установки на первичное восприятие произведения. Организация мыслительной деятельности ребенка по извлечению информации из текста требует создания соответствующей установки уже до первого знакомства с произведением. Учебная задача на уроке по изучению познавательной книги ставится перед ее чтением (в отличие от чтения художественного произведения) и направляет восприятие ученика на выявление логики рассуждений, нового познавательного материала, интересных фактов и т.д.

Принцип опоры на эмоциональное восприятие прочитанного и поддержки эмоционального отношения к познавательной книге и познавательному материалу. Наука вовсе не бесстрастна, а познавательная книга, обращенная к ребенку, обязательно апеллирует не только к разуму, но и к эмоциям. Интерес, переживание способствуют гибкости мышления, более глубокому проникновению в материал, поэтому так важно поддерживать высокий эмоциональный градус на всем протяжении урока.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Этот принцип сказывается в отборе книг, познавательный материал которых актуален для сегодняшних школьников и доступен им. Интересен ребенку должен быть не только сам материал, но и формы работы с ним, предлагаемые учителем на уроке, поэтому при изучении познавательной книги широко применяются игровые формы работы.

Принцип учета единства формы и содержания. К освоению содержания читатель всегда приходит через освоение формы его (содержания) существования. Познавательная детская книга дает ребенку возможность познакомиться с рассуждением как типом речи, учит следить за логикой разворачивания мысли. Принцип учета видовой и жанровой специфики произведения. Следует формировать у детей представления не только о видах, но и о жанрах познавательной литературы, проводить уроки по одной познавательной тематике с привлечением произведений разных жанров, чтобы на практике показать отличия познавательной сказки, познавательного рассказа, справочной статьи и т.д.

Принцип целостности и принцип избирательности. Задача формирования системного мышления, умения видеть связи явлений, воспринимать мир целостно – одна из главных задач и процесса обучения в школе, и познавательной литературы. Целостное рассмотрение текста предполагает установление связей между всеми его элементами, целостное изучение познавательного материала – включение новых сведений в уже имеющиеся у ребенка знания, установление связей между известным и новым. Принцип избирательности предупреждает об опасности “разжевывания” материала, о вреде слишком подробного рассмотрения всех аспектов книги, ведущего к повторению выводов, топтанию на месте. Искусство учителя состоит и в том, чтобы уметь вовремя остановиться, оставить ученику простор для самостоятельного поиска, не “закрыть” интерес к проблеме.

Принцип синтеза. Любой урок завершается этапом обобщения. При изучении познавательной книги в зависимости от того, что было центром урока, обобщение может строиться по-разному. Если осваивались особенности построения познавательного текста как произведения литературы, то на этапе обобщения устанавливаются связи между содержанием познавательного материала и формой его подачи. Если в центре внимания были сами природные или научные закономерности, обобщение связано с включением новых знаний в систему уже имеющихся. Если центральная задача урока – обучение способам переработки и запоминания информации, обобщение связано с операционной стороной деятельности, с формируемыми интеллектуально-речевыми умениями.

Принцип направленности на совершенствование навыка чтения. Этот принцип реализуется на каждом уроке литературного чтения. Специфика совершенствования техники чтения при работе с познавательной книгой сказывается в повышении доли просмотрового чтения – чтения, обеспечивающего поиск нужной информации.

Принцип направленности на литературное развитие ребенка, (формирование у него начальных литературоведческих представлений, знаний об окружающем мире и системы интеллектуально-речевых умений). Литературное развитие ребенка предполагает его продуктивное общение не только с художественной, но и с познавательной литературой, полноценное восприятие которой требует владения умениями извлекать и присваивать познавательную информацию. Одна из главных задач начальной школы – научить ребенка различать, какой перед ним текст – познавательный или художественный, – и в соответствии с этим выбирать цели и способы общения с произведением. Таким образом, литературное развитие младшего школьника в области познавательной литературы будет связано с овладением интеллектуально-речевыми умениями, соответствующими специфике текста, с приобретением знаний о видожанровой специфике познавательной литературы, расширением читательского кругозора в данной области и развитием интереса к познавательной книге и самому процессу познания.

Интеллектуально-речевые умения, формируемые на уроках литературного чтения, – это способы извлечения, понимания и усвоения познавательной информации, содержащейся в тексте. Важно, что эти способы не зависят от предметной области знаний, поэтому они могут использоваться и при работе с текстом школьного учебника по любой дисциплине. Система интеллектуально-речевых умений формируется на протяжении всех лет обучения. Для начальной школы наиболее актуальными являются следующие аналитические умения, которые облегчают понимание познавательного текста:

• умение определять тему и основную мысль текста;

• умение выделять известную и новую информацию;

• умение задавать познавательные вопросы к тексту;

• умение составлять план текста.

 

7.3. Приемы работы с познавательной книгой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: