Вакцинация детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, имеет следующие особенности.
I. Группа детей, имеющих неврологическую патологию:
1) проведение вакцинации не рекомендуется проводить на фоне стимулирующего и рассасывающего лечения;
2) если ребенок получает противосудорожные средства, то на фоне введения вакцины их дозу нужно увеличить на треть или добавить второй препарат;
3) наличие у ребенка в анамнезе судорог на фоне повышенной температуры тела (фебрильные судороги) требует применения жаропонижающих препаратов накануне и в день вакцинации;
4) если отмечается судорожный синдром, то дается отвод на один месяц от момента приступа;
5) при наличии серозного менингита прививки откладываются на от 1 до 6 месяцев в зависимости от вида прививки.
II. Аллергические заболевания:
1) локальные формы атопического дерматита не являются противопоказанием.
2) при распространенной форме атопического дерматита за один день до вакцинации и в течение трех дней после дают антигистаминные средства (кларитин, цетрин, супрастин и другие).
|
|
3) при наличии у ребенка бронхиальной астмы, в день прививки за 20–40 мин. до нее дают препараты (сальбутамол, фенотерол и другие).
III. Дети с хроническими заболеваниями:
1) проведение прививок разрешено, однако в период подготовки рекомендуется применение профилактического противорецидивного лечения.
2) при хроническом гломерулонефрите дается медицинский отвод на 3–5 лет.
IV. Дети, у которых возникли осложнения на введение предыдущей вакцины.
Решение о проведение профилактических прививок возможно только после консультации с врачом—иммунологом.
ПОБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ (РЕАКТОГЕННОСТЬ) ВАКЦИН
Побочная реакция – это способность продуцировать функциональные и клеточные изменения в организме, выходящие за пределы нормальной жизнедеятельности организма и не связанные с формированием иммунитета.
Побочные реакции при вакцинации могут быть 4 типов.
I тип – реакция, вызванная непосредственно вакциной.
II тип – реакция, спровоцированная вакциной.
III тип – побочная реакция, обусловленная ошибкой при вакцинации. Вакцина может попасть под кожу, введение ошибочно большей дозы, чем указано в инструкции.
IV тип – побочная реакция, формирующаяся при случайном совпадении вакцин.
ПОСТВАКЦИНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ
Поствакцинальная реакция представляет собой небольшие временные нарушения в организме, возникающие после иммунопрофилактики.
Поствакцинальные реакции по распространенности могут быть:
1. Местными, проявлением которых является покраснение и инфильтрация (уплотнение): слабые – покраснение и инфильтрация до 2,5 см в диаметре на месте покраснения;
|
|
1) средней интенсивности – покраснение и инфильтрация в диаметре от 2,1 до 5 см;
2) сильные – покраснение и инфильтрация более 5 см с присоединением отека;
3) необычно сильные – покраснение и инфильтрация более 8 см.
2. Общими:
1) слабые – повышение температуры тела до 37,5—38 °C.
2) средней интенсивности – повышение температуры тела от 38 до 38,5 °C;
3) сильные – повышение температуры тела от 39 до 39,5 °C;
4) необычно сильные – повышением температуры тела до 40 °C и выше.
Поствакцинальные осложнения являются клиническими проявлениями стойких патологических изменений в организме. Возникает симптоматика, которая не укладывается в рамки постпрививочных реакций.
1. Энцефалические реакции: повышение температуры тела, судороги (даже на фоне нормальной температуры), необычно длительный плач (более трех часов).
2. Аллергические реакции (немедленного и замедленного типов):
1) анафилактический шок;
2) крапивница;
3) отек Квинке;
4) обморочные состояния.
3. Токсические реакции – у 85 % детей проходят в первые сутки, у 10 % – на вторые сутки, у 5 % – третьи сутки.
В ряде случаев может отмечаться осложнение поствакцинального периода, проявляющееся обострением хронического или присоединением острого заболевания.
НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний заключается в раннем выявлении и изоляции больных.
Важно повышать неспецифическую сопротивляемость организма: регулярно заниматься физкультурой и спортом, проводить закаливание, рационально и полноценно питаться. Нельзя забывать о соблюдении режима дня: ночной сон 10–11 ч, регулярные прогулки на свежем воздухе (не менее 3 часов).
Методы профилактики обусловлены механизмом передачи возбудителя.
1. При фекально—оральном и контактном механизмах передачи необходимо проводить санитарно—гигиенические мероприятия:
1) санитарный контроль над источниками водоснабжения;
2) употребление в пищу правильно термически обработанных продуктов;
3) тщательное мытье продуктов, не подлежащих кулинарной обработке (овощи, ягоды, фрукты и другие);
4) мытье рук перед едой;
5) текущая и заключительная обработка помещения (кипячение посуды, белья, полотенец, носовых платков больных, обработка дезинфицирующими средствами);
6) употребление в пищу продуктов с нормальным сроком годности;
7) выявление и лечение больных людей и носителей инфекции.
2. При аэрозольном механизме передачи инфекции необходимо регулярно проветривать помещение и делать влажную уборку, при возможности кварцевать помещения. Осуществление ухода за больными должно проводиться в масках.
На период вспышек острых респираторных инфекций важно ограничивать время посещения амбулаторий, поликлиник, зрелищных мероприятий, больных родственников.
3. При трансмиссионном механизме передачи инфекции необходимо уничтожение переносчиков заболевания. Применяются коллективные и индивидуальные меры защиты от нападения и укусов переносчиков.