Факторы, сдвигающие кривую спроса

1. Изменение величины доходов. Увеличение доходов означает в целом рост совокупной платежеспособности, а это значит, что при каждом значении цены покупатель может приобрести большее, чем ранее, количество товара. Следовательно, при росте дохода произойдет сдвиг кривой спроса вправо. Если же, доход потребителя станет уменьшаться, то кривая спроса будет сдвигаться влево.

2. Изменение вкусов и предпочтений покупателей, которое может произойти в случае ведения какой-либо агитационной компании, согласно сезону года и т.д.

Спрос на один вид товара уменьшится ‑ кривая сместится влево, спрос на другой вид увеличится ‑ кривая сместится вправо.

3. Изменение числа покупателей. Увеличение числа покупателей ведет к увеличению объема спроса на товар при той же цене. В результате кривая спроса сдвинется вправо. При уменьшении числа покупателей кривая спроса будет сдвигаться влево (например, при сокращении рождаемости уменьшается спрос на детские вещи, а в перспективе и на образование).

4. Изменение цен на сопряженные товары. При изменении цен на другие товары спрос на данный товар может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от степени влияния сопряженного товара на анализируемый (например, снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки железнодорожным транспортом; снижение цен на проигрыватели компакт-дисков повышает спрос на компакт-диски).

5. Качество. Более высокое качество продукции означает дополнительные потребительские свойства этого товара. Напротив, ухудшение качества будет означать уменьшение способности данного товара удовлетворять потребности покупателя. За счет внимания к фактору качества фирма, повышая его и выделяя тем самым свой товар среди конкурентов, сдвигает кривую спроса вправо, увеличивая в целом спрос на свой товар.

В результате это позволяет фирме:

а) увеличить спрос на свою продукцию при сохранении прежней цены;

б) увеличить цену на товар при сохранении спроса на прежнем уровне.

В результате ухудшения качества товара спрос на него уменьшится, что вызовет сдвиг кривой спроса влево. Это поставит перед фирмой-производителем задачу снижения цены, если она хочет сохранить объем спроса на свой товар. Снижение же цены может привести к дополнительному сокращению спроса из-за ассоциации у потребителей низкой цены с низким качеством товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: