Эффект престижного спроса

Это явление иногда называют по имени известного американского экономиста и социолога «ЭФФЕКТОМ ВЕБЛЕНА». Этот эффект, впервые описанный Т.Вебленом, означает покупку товаров особого рода по особым престижным ценам, что свидетельствует о высоком положении, статусе покупателя.

Престижная цена – цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми непревзойденными свойствами или признаками, это цена уникальных товаров.

В разряд престижных чаще всего попадают дорогостоящие товары, изделия известных фирм. Чем выше цена на данные товары, тем выше спрос на них. Правда, и здесь есть пределы.

Задача производителя – попытаться выделиться, сделать свой товар уникальным, как бы «расщепить» единую кривую спроса. Если ему это удается, возникает особый спрос именно на его уникальный товар. Кривая спроса смещается вправо от кривой спроса «массового товара».

Нарушается ли закон спроса? Нет! Грамотный производитель, воздействуя опять же на вкусы и предпочтения потребителей, отклоняет кривую спроса от ее нормального вида. Если потребители перестанут воспринимать товар как уникальный, особенный, кривая спроса вернется в исходное положение. Именно на «расщеплении» единой кривой спроса построена стратегия многих фирм. Более того, не “расщепляя” кривую спроса, в настоящее время многие производители просто не могут выжить. Этот эффект лежит в основе неценовой конкуренции.

Эффект ожидаемой динамики цен

Этот эффект хорошо известен во всем мире, и в российской экономике в частности. Например, на прошлой неделе потребители покупали некий товар по цене х, а сегодня цена возросла до 2 х, и потребитель точно знает или чувствует, что к концу недели стоимость этого товара взлетит до 3 х. Будет ли потребитель, как того требует закон спроса, сокращать спрос по сравнению с прошлой неделей? Нет! Наоборот, он увеличит спрос, постарается «затовариться» до предела. Однако закон спроса не нарушен, т.к. ожидание неприятностей (роста цен или дефицита товара) повлияло на порядок предпочтений потребителя. А значит, что изменится сама функция спроса, и кривая спроса отклонится от нормального положения (рис. 4.6).

 

Рис. 4.6.

К своему нормальному (D н D н) положению спрос вернется, когда то, что должно было случится, произойдет (когда цена достигнет 3 х). Правда, если при цене товара 3 х покупатель будет точно знать, что цена через неделю возрастет до 4 х, то кривая спроса отклонится от нормального положения еще больше. Такое отклонение спроса получило название ажиотажного спроса.

Ажиотажный спрос ‑ это дополнительный сверх нормативного уровня спрос, вызванный ожиданием значительного изменения цен товара или его исчезновения из продажи.

Количественно величина ажиотажного спроса (Δ QD аж) будет составлять разницу между фактическим спросом на товар (кривая D ф D ф) и нормальным спросом (кривая D н D н). Можно сделать также предположение, что чем больше ожидаемое повышение цены, тем больше отклонение кривой спроса вправо.

Данный эффект действует и в противоположном направлении: если потребитель знает, что цена на товар понизится, то он попридержит свой спрос. В этом случае ажиотажный спрос примет отрицательное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: