Под производительностью грузового автомобиля понимается количество перевезенного груза в тоннах за единицу времени, Производительность, отнесенная к одному часу работы автомобиля, называется часовой производительностью. Количество циклов транспортного процесса за один час работы одного автомобиля определится (при перевозке грузов цикл транспортного процесса называют также ездкой с грузом):
Zц= 1/tц =Zе,
где
Zц – число циклов транспортного процесса;
Zе – число ездок с грузом;
tц - продолжительность цикла транспортного процесса;
Если автомобиль работает с постоянной нагрузкой qф = const, то его
производительность за один час работы
Wач = qфZе,
где Wач - часовая производительность автомобиля, т/ч;
qф - фактическая загрузка автомобиля, т.
Так как продолжительность цикла транспортного процесса складывается из времени движения автомобиля и времени простоя под погрузкой и разгрузкой, то, учитывая технико-эксплуатационные условия организации перевозки, время, затрачиваемое на один транспортный цикл, определяется выражением
,
где tд - время движения автомобиля, за один цикл, ч;
tпр- время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, за один цикл, ч;
Leг - длина ездки с грузом, км;
βе - коэффициент использования пробега;
Vт - техническая скорость, км/ч.
За каждую ездку в среднем перевозится количество груза

и выполняется транспортная работа

Часовая производительность автомобиля:
в тоннах

в тонно-километрах

где qН - номинальная грузоподъемность автомобиля, т;
γс - статический коэффициент использования грузоподъемности;
γд - динамический коэффициент использования грузоподъемности.
Часто подвижной состав выполняет перевозки по маршруту. Маршруты бывают маятниковые и кольцевые. На м а я т н и к о в о м маршруте подвижной состав проходит все погрузочно-разгрузочные пункты при движении по одной трассе в прямом и обратном направлениях. Прямым называется направление, по которому следует больший грузопоток, обратным - меньший грузопоток. Маятниковые маршруты бывают с использованием пробега только прямого направления, с полным использованием пробега,с неполным использованием пробега прямого, или обратного, или обоих направлений.


Рис. 1.1. Кольцевой маршрут Рис. 1.2. Сборный маршрут
На к о л ь ц е в о м маршруте подвижной состав проходит последовательно все погрузочно-разгрузочные пункты при движении по замкнутому контуру. Разновидностью этого маршрута является сборный маршрут, на котором подвижной состав, проходя последовательно погрузочные пункты, постепенно загружается и завозит груз в один пункт, и развозочный маршрут, на котором загруженный подвижной состав развозит груз партиями по пунктам, постепенно разгружаясь.
Другой разновидностью кольцевого маршрута является сборно-развозочный маршрут, когда одновременно развозится один груз и собирается другой. Например, развозка сырья, сбор готовой продукции; развозка торговых грузов, сбор тары и др.
Время оборота (ездки) подвижного состава на кольцевом маршруте:

где Lм - общая длина кольцевого маршрута, км;
tпрi - простой под погрузкой-разгрузкой в каждом пункте, ч;
п - число пунктов на маршруте.
При работе подвижного состава на сборном (развозочном) маршруте за один оборот выполняется одна ездка, при этом на каждый заезд в последующие пункты маршрута добавляется дополнительное время на маневрирование, оформление документов и прием (сдачу) грузов.
Время оборота подвижного состава на сборном (развозочном) маршруте
,
пз - число заездов.
Число оборотов за один час работы на маршруте







